admin / 25.06.2019

Служебная информация

Содержание

Документы для создания и ведения бизнеса

Этот документ можно бесплатно подготовить в сервисе Турбодок.

Приложение №1
к Соглашению от «__» ______20__г.

Перечень
сведений, составляющих коммерческую/служебную тайну
и конфиденциальную информацию

Настоящий Перечень дает полное и всестороннее перечисление сведений, на которые распространяется режим сохранности конфиденциальной информации в __/фирменное наименование организации/__ (далее Общество).
1. Научно-технические, производственные и технологические вопросы.
1.1. Сведения об организации системы связи Общества, включая сведения о расположении технических средств и их технических характеристиках, особенностях построения сети связи, а также планируемых мероприятиях по дальнейшему развитию сети.
1.2. Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований.
1.3. Ключевые идеи научно-исследовательской работ, ход выполнения НИОКР, ведущихся в интересах Общества, в том числе в области разработки программного обеспечения.
1.4. Точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов.
1.5. Сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные изделия.
1.6. Данные об условиях и результатах экспериментов и тестов сетей и оборудования связи, а также о характеристиках аппаратуры, на которой они проводились.
1.7. Сведения об особенностях конструкторско-технологических, художественно-технических решений, затрагивающих интересы Общества и дающих положительный экономический эффект.
1.8. Сведения о методах защиты программного обеспечения и товарных знаков.
1.9. Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи перспектив развития бизнеса Общества.
1.10.Сведения о состоянии компьютерного оборудования и используемого программного обеспечения.
2. Административно-управленческие и кадровые вопросы.
2.1. Сведения о применяемых методах управления предприятием, принципах подбора менеджеров и персонала Общества.
2.2. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.
2.3. Сведения о фактах, целях, предмете и результатах проведения совещаний и заседаний органов управления Общества.
2.4. Сведения о размере фонда оплаты труда, системе премирования; персональные данные работников; картотеки учета работников; кадровые приказы и основания к ним;
3. Перспективное планирование деятельности.
3.1.Сведения о планах партнеров по расширению или свертыванию в интересах Общества производства различных видов продукции. Технико-экономическое и маркетинговое обоснования подобных шагов.
3.2.Сведения о планах по инвестициям, закупкам и продажам.
3.3.Сведения о рыночной стратегии Общества.
3.4.Сведения о планируемых Обществом методах осуществления продаж, маркетинговых шагах (изменение тарифных планов, введение дополнительных скидок, введение дополнительных услуг, планируемые PR-акции, особенности рекламной кампании и т.д.), а также объемов финансирования на их проведение.
3.5.Сведения об эффективности коммерческой деятельности.
3.6.Сведения о результатах собственных маркетинговых исследований, содержащих оценки состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
3.7.Сведения о предполагаемых закупках отдельных патентов, лицензий и образцов техники.
4. Финансово-экономические вопросы.
4.1.Конкретные сведения, раскрывающие текущие бюджетные показатели бизнес-плана общества в части доходов, прямых затрат, эксплуатационных и вне эксплутационных расходов, оборотных средств.
4.2.Конкретные сведения о плановых и фактических объемах финансирования капитальных вложений, исследовательских работ и затрат на внедрение новой техники.
4.3.Конкретные сведения о размерах и условиях размещения/привлечения денежных средств в кредитных учреждениях.
4.4.Сведения об условиях заключения долгосрочных финансовых проектов (финансовый лизинг, долгосрочное кредитование и т.д.).
4.5.Сведения об объемах финансирования новых проектов и рекламных компаний.
4.6.Сведения об особых сделках и условиях платежа по бартерным операциям, условиях компенсационных сделок.
4.8.Сведения о состоянии банковских счетов Общества и текущих банковских операциях по ним.
5. Торгово-экономические вопросы.
5.1.Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами.
5.2.Сведения, раскрывающие позицию представителей Общества при проведении торговых переговоров, разглашение которых может нанести ущерб общества.
5.3.Сведения о сроках, установленных для проработки и заключения сделки, ее условиях, а также факторах, влияющих на ход сделки.
5.4.Сведения о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях фирм.
5.5.Сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, клиентах, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках и других партнерах деловых отношений предприятия, преждевременное распространение информации о которых может причинить ущерб Обществу.
5.6 Сведения о конкурентах Общества, которые не содержатся в открытой информации.
5.7.Сведения о выгодных поставщиках изделий и комплектующих к ним, придающих изделию новые потребительские качества.
5.8. Сведения о методах расчета с партнерами по бизнесу, структуре, уровне цен на продукцию и размерах предоставляемых Обществу скидок.
6. Вопросы безопасности.
6.1.Сведения о порядке и состоянии обеспечения сохранности коммерческой тайны в Обществе.
6.2.Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданные Обществу на доверительной основе
6.3.Сведения, на конфиденциальности которых настаивает партнер, если это оговорено в договоре или контракте.
6.4.Сведения по научно-техническим или экономическим вопросам, в отношении третьих сторон, полученные неофициальным путем или по договорам, имеющим положения о соблюдении конфиденциальности.
6.5.Сведения о порядке взаимодействия оперативного персонала министерствами и ведомствами РФ.
6.6.Сведения о порядке доступа на объекты Общества, кодовые комбинации охранной сигнализации.
6.7.Сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.
7. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Работник:
____________/Ф.И.О./_______________
паспорт гражданина РФ: 00 00 000000, выдан _________________________ ________________________ 00.00.0000 года, код подразделения: 000-000,
адрес регистрации: г. ____________, ул. ________________, д.__, кв.____.

Подпись работника _______________

Общество:
____/сокращенное фирменное наименование/______
Адрес: ______________________________________________
ИНН _________КПП ________, р/с ______________________
БИК _____________, к/с ________________________________

/Должность руководителя/
__/Ф.И.О. руководителя/___ ___/подпись/__

м.п.

Порядок и методы формирования «Перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации»

Документ о порядке и методических указаниях по формированию «Перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации» (далее — Перечень) должен разрабатываться в организации в виде отдельного положения, которое подписывается начальником службы безопасности (заместителем по режиму) или другим должностным лицом, в ведении которого находятся вопросы безопасности, а затем утверждается руководителем организации.

При введении в действие этого положения приказом, отдельным пунктом в нем должны определяться должности или лица, которые наделяются полномочиями по отнесению сведений к составляющим служебную или коммерческую тайну в период формирования (разработки) Перечня и по их применению в последующем.

Положение по формированию Перечня должно обеспечивать единый подход к его созданию, обоснованность принимаемых решений о включении в него сведений о структурном подразделении в отдельности и об организации в целом, также проведение административного расследования в случае их несанкционированного распространения (разглашения, передачи, «утечки», хищения) и наказание лиц, виновных в этом, согласно Уголовному или Гражданскому Кодексам Российской Федерации (часть вторая).

В Перечень должны включаться все сведения (данные, информация, документы и их носители), являющиеся собственностью организации. В ходе подготовки Перечня должностные лица организации должны провести анализ всех сторон ее деятельности с целью определения конкретных сведений, разглашение которых может нанести ущерб ее собственнику и владельцу.

Сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну о деятельности организации, по степени (характеру) важности должны разделяться на:

  • — сведения конфиденциального характера;
  • — сведения коммерческого характера (отметка «Конфиденциально» или «Из офиса не выносить» и т.д.);
  • — служебные сведения, имеющие гриф «Для служебного пользования» (сокращенно — ДСП).

Под сведениями (и их носителями) понимаются:

  • — данные, полученные в результате обработки информации с помощью технических средств (оргтехники);
  • — информация как часть данных, несущая в себе полезные сведения и используемая сотрудниками организации для работы в служебных целях;
  • — документы (носители), образующиеся в результате мыслительной деятельности сотрудников организации, включающие в себя сведения любого происхождения, вида и назначения, но необходимые для нормального функционирования организации.

Сведения, включенные в Перечень, имеют ограничительный характер на использование (применение). Ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при организации трудовой деятельности работников (персонала) ее подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других предприятий.

В совокупности под служебной или коммерческой тайной надо понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но которые связаны, прежде всего, с производственной, управленческой, финансовой или другой экономической деятельностью организации, разглашение (передача, «утечка», хищение) которой может нанести ущерб ее интересам или интересам их владельцев.

Для работы по составлению Перечня должен привлекаться широкий круг экспертов и должностных лиц отделов, служб организации с тем, чтобы ни одно из возможных направлений ее деятельности не было упущено при его разработке.

Руководство работой по формированию Перечня, как правило, должно возлагаться на начальника службы безопасности (заместителя по режиму) организации.

Для непосредственного формирования Перечня в организации должна создаваться экспертная комиссия (ЭК), комплектуемая наиболее квалифицированными сотрудниками и специалистами из ее структурных подразделений. ЭК должна осуществлять анализ всех сторон деятельности организации в целом и подчиненных ему подразделений в отдельности, а также координировать вопросы, касающиеся их совместных действий по формированию Перечня, путем обобщения поступающих предложений.

Работа по формированию Перечня и определению сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должна состоять из следующих этапов:

  • 1. Составление предварительного перечня сведений, содержащих служебную или коммерческую тайну, для структурных подразделений (отделов, служб) организации;
  • 2. Определение возможного ущерба, наступающего в результате несанкционированного распространения сведений, включаемых в Перечень;
  • 3. Определение затрат на защиту рассматриваемых сведений;
  • 4. Принятие решения о включении сведений в окончательный вариант Перечня;
  • 5. Составление обобщенного Перечня и рассмотрение его на заседании ЭК;
  • 6. Оформление результатов работы по формированию Перечня.

>Что входит в понятие служебная тайна

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану коммерческой тайны встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что информация составляет коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или трудовой договор с работником – нет (последний относится к персональным данным, охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна — это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти. В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей госслужащими и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец Положения о коммерческой тайне):

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в государственных или муниципальных органах власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках выполнения своих должностных обязанностей).

Перечень сведений, составляющих служебную тайну

Справка

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной

Все документы, содержащие конфиденциальные сведения, которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников) защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов, имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут ответственность за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе сотрудников государственных органов и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет документов, составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку. При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя. Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в документах, может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Если проанализировать действующее законодательство, можно выделить три критерия, по которым информация может быть отнесена к служебной тайне:

  1. она не составляет государственную тайну;

  2. она не является общедоступной;

  3. обеспечить ее сохранность и ограничить несанкционированный доступ можно в режиме профессиональной или служебной тайны.

Согласно определению, служебную тайну составляют сведения о деятельности органов власти, в то же время определенная информация такого рода не может по закону быть засекречена. При составлении перечня сведений, которые могут быть отнесены к служебной тайне, необходимо учитывать те ограничения, которые установлены федеральным законодательством.

Что не может являться служебной тайной

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (от 27.07.2006 № 149-ФЗ), а также Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения содержит перечень сведений, которые не могут составлять служебную тайну.

Справка

К таким сведениям относится:

  1. различные нормативно-правовые акты, которые затрагивают права, обязанности, свободы граждан;
  2. информации о состоянии окружающей среды (о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях), а другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, производственных объектов, граждан и населения в целом;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти;
  5. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  6. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Как ограничить доступ к служебной тайне

Любые сведения ограниченного доступа могут считаться тайной только в том случае, когда правообладатель такого рода информации предпринимает определенные действия по ее защите, например, вводит в организации соответствующий режим. Законом не установлено, какие именно действия должны быть предприняты, но определяется, с какими целями они должны предприниматься.

Меры по защите информации и ограничению доступа к ней третьих лиц, должны обеспечить:

  • защиту от несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, внесения изменений, блокирования и тиражирования сведений, составляющих служебную тайну;

  • сохранение конфиденциальности;

  • реализацию права на доступ только ограниченному кругу лиц, имеющих официальное разрешение.

К необходимым мерам по защите служебной тайны относится разработка локальных нормативных актов, например Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного пользования. Этим регламентом определяются категории должностей, которым, в силу служебной необходимости, будет открыт доступ к такого рода сведениям, а также порядок обращения с ними и передачи по запросам в другие органы государственной власти. Положением необходимо установит порядок присвоения и снятия статуса «Для служебного пользования» документам в организации, а также меры, направленные на защиту такой информации и документов.

Обратите внимание: Такой локальный нормативный акт не относится к тем, что в соответствии с ТК РФ должны согласовываться с представительным органом работников. Работодатель вправе разработать и утвердить его самостоятельно.

С работниками, имеющими доступ, также может быть заключен отдельный договор о неразглашении конфиденциальных сведений.

Перечень составляющих служебную тайну сведений

Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):

  • составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
  • конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
  • подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).

В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:

  • относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
  • стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.

Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:

  • должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
  • судьями, вынесшими решение об усыновлении;
  • лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.

При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.

С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:

  • «Перечень прямых расходов по налогу на прибыль»;
  • «Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости».

Сведения, доступ к которым не может быть ограничен

Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).

В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:

1. Законодательные акты, устанавливающие:

  • правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
  • права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.

2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.

3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.

4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.

5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.

6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.

7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.

Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:

  • «ФНС рассказала об ограничениях на удержание НДФЛ»;
  • «Период учета убытка для налога на прибыль ограничен 10 годами».

Способы обеспечения открытости служебной информации

Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.

Доступность информации обеспечивается следующими способами:

  • публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
  • размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
  • размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
  • размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
  • посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
  • возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
  • предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.

С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:

  • «Составляем запрос в ФСС о состоянии расчетов — образец»;
  • «ФНС рекомендует инспекциям обращаться с запросами в банки с отозванными лицензиями».

Итоги

К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.

7. Порядок и методические указания по формированию перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации

Документ о порядке и методических указаниях по формированию Перечня должен разрабатываться в организации в виде отдельного положения, которое подписывается начальником службы безопасности (заместителем по режиму) или другим должностным лицом, в ведении которого находятся вопросы безопасности, а затем утверждается руководителем организации.
При введении в действие этого положения приказом отдельным пунктом в нем должны определяться должности или лица, которые наделяются полномочиями по отнесению сведений к составляющим служебную или коммерческую тайну в период формирования (разработки) Перечня и по их применению в последующем.
Положение по формированию Перечня должно обеспечивать единый подход к его созданию, обоснованность принимаемых решений о включении в него сведений за структурное подразделение в отдельности и за организацию в целом, а также проведение административного расследования в случае их несанкционированного распространения (разглашения, передачи, утечки, хищения) и наказание лиц, виновных в этом, согласно Уголовному или Гражданскому Кодексу Российской Федерации (в дальнейшем для краткости УК РФ и ГК РФ).
В Перечень должны включаться все сведения (данные, информация, документы и их носители), являющиеся собственностью организации. При этом в ходе подготовки Перечня должностные лица организации должны провести анализ всех сторон ее деятельности с целью определения конкретных сведений, разглашение которых может нанести ущерб ее собственнику и владельцу.
Сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну о деятельности организации, по степени (характеру) важности должны разделяться на сведения конфиденциального и коммерческого характера (отметка “Конфиденциально” или “Из офиса не выносить” и т. д.), а также служебные сведения, имеющие гриф “Для служебного пользования” (сокращенно — ДСП).

При этом:

а) Под сведениями (и их носителями) понимаются:

  • данные, полученные в результате обработки информации с помощью технических средств (оргтехники);
  • информация как часть данных, несущая в себе полезные сведения и используемая сотрудниками организации для работы в служебных целях;
  • документы (носители), образующиеся в результате мыслительной деятельности сотрудников организации, включающие в себя сведения любого происхождения, вида и назначения, но необходимые для нормального функционирования организации.

б) Сведения, включенные в Перечень, имеют ограничительный характер на использование (применение). Ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при организации трудовой деятельности работников (персонала) ее подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других предприятий.

в) В совокупности под служебной или коммерческой тайной надо понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, но которые связаны, прежде всего, с производственной, управленческой, финансовой или другой экономической деятельностью организации, разглашение (передача, утечка, хищение) которой может нанести ущерб ее интересам или интересам их владельцев.

г) Законодательной основой защиты служебной и коммерческой тайны является часть вторая ГК РФ.

Для работы по составлению Перечня должен привлекаться широкий круг экспертов и должностных лиц отделов, служб организации с тем, чтобы ни одно из возможных направлений ее деятельности не было упущено при его разработке.
Руководство работой по формированию Перечня, как правило, должно возлагаться на начальника службы безопасности (заместителя по режиму) организации.
Для непосредственного формирования Перечня в организации должна создаваться экспертная комиссия (далее сокращенно — ЭК), комплектуемая наиболее квалифицированными сотрудниками и специалистами из ее структурных подразделений. ЭК должна осуществлять анализ всех сторон деятельности организации в целом и подчиненных ему подразделений в отдельности, а также координировать вопросы, касающиеся их совместных действий по формированию Перечня, путем обобщения поступающих предложений.
Работа по формированию Перечня и определению сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должна состоять из следующих этапов:

  • составление предварительного перечня сведений, содержащих служебную или коммерческую тайну, для структурных подразделений (отделов, служб) организации;
  • определение возможного ущерба, наступающего в результате несанкционированного распространения сведений, включаемых в Перечень;
  • определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений по сравнению с закрытым;
  • определение затрат на защиту рассматриваемых сведений;
  • принятие решения о включении сведений в окончательный вариант Перечня;
  • составление обобщенного Перечня и рассмотрение его на заседании ЭК;
  • оформление результатов работы по формированию Перечня.

Составление предварительного Перечня сведений.

Предварительный Перечень сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, формируется под руководством начальников структурных подразделений организации в соответствии с указаниями начальника службы безопасности (заместителя по режиму) и Положением о порядке и методических указаниях по его формированию.

При разработке предварительного Перечня в структурных подразделениях должны руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года;
  • Законом Российской Федерации “О государственной тайне” № 5485-1 от 21.07.93;
  • Федеральным законом Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации” № 24-ФЗ от 20.02.95;
  • Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” № 1203 от 30.11.95;
  • Указом Президента Российской Федерации “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера” № 188 от 06.03.97;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации “О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну” № 35 от 05.12.91;
  • анализом характера возможного ущерба в случае несанкционированного распространения сведений конфиденциального характера;
  • анализом преимуществ и недостатков для работы с открытым и закрытым (внутренним) применением таких сведений.

После окончательного формирования предварительного Перечня о деятельности структурного подразделения он за подписью его руководителя (начальника) представляется в ЭК организации.

Рассмотрению ЭК организации должны подлежать все сведения о деятельности структурного подразделения, собственником которых оно является, при этом каждое такое сведение должно оцениваться по следующим критериям:

  • степень важности неразглашения сведений (информации) о порядке получения прибыли в борьбе с конкурентом, в том числе сведений о технико-экономических характеристиках изделия (продукции);
  • показатели выигрыша во времени при создании конкурентоспособного изделия (продукции) или предоставлении наукоёмких услуг и работ;
  • временные показатели развития технологии, ведущие к сокращению сроков между проведением исследований и их практическим применением (изготовлением);
  • получение организацией монополии на информацию о передовой технологии, являющейся ее собственностью;
  • вероятность использования информации конкурентом в случае ее рекламирования или опубликования;
  • вероятность установления связи между временем закрытия информации и до момента проведения работ по изготовлению конкурентоспособных изделий (продукции);
  • другие вопросы производственной и финансовой безопасности.

Рассмотренные и обсужденные на ЭК сведения, переносимые из предварительного в обобщенный вариант Перечня за организацию в целом, должны иметь четкую, конкретную и одностороннюю формулировку, исключающую неоднозначность их понимания (толкования).

Определение возможного ущерба, наступающего в результате несанкционированного распространения сведений, включаемых в обобщенный Перечень.

На данном этапе ЭК должна определить виды возможного ущерба, которые могут быть нанесены интересам деятельности организации в случае несанкционированного распространения (разглашения, передачи, утечки, хищения и т. д.) рассматриваемых сведений. При этом вся служебная деятельность работников (сотрудников) должна быть организована в строгом соответствии с требованиями руководящих документов по вопросам режима, безопасности и конфиденциальности, то есть необходимо создание административных условий, гарантирующих защиту охраняемых сведений, отнесенных к служебной или коммерческой тайне.
Возможный ущерб должен оцениваться с использованием качественных или количественных показателей, влияющих на состояние защиты охраняемых сведений и исключающих возможность нанесения организации морального, материального, производственного, финансового и другого ущерба. Эти показатели должны оцениваться путем реального определения размеров ущерба, который может наступить в результате несанкционированного распространения сведений, включаемых в окончательный вариант Перечня.
Количественные (стоимостные) показатели возможного ущерба должны определяться уровнем снижения эффективности в какой-либо области деятельности организации, в основном производственной или финансовой, а качественные — степенью возможности срыва в получении определенных прибылей или при возникновении других моральных факторов.
В то же время при качественной или количественной оценке ущерба, который может понести организация при разглашении этих сведений, должны учитываться потери, возникающие не только в настоящее время, но и в будущем, а также возможность нанесения ущерба ее посредникам.
При невозможности оценить ущерб в стоимостном выражении допускается оценка только с помощью качественных показателей или факторов.
Качественный или количественный анализ оценки ущерба в конечном итоге должен позволить ЭК организации определить конкретные сведения (информацию или ее составную часть), которые необходимо защищать от посягательств недобросовестных конкурентов.

Из оценки ущерба исключаются следующие сведения:

  • сведения, охраняемые службой режима с помощью государственной системы мер по защите государственных секретов;
  • сведения, являющиеся общедоступными на законных основаниях, в том числе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 35 от 05.12.91:
  • учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему России;
  • документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежах;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательств Российской Федерации и размерах причиненного при этом ущерба;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сведения и материалы научно-технического характера после их публикации в открытой печати;
  • сведения статистического характера, передаваемые в соответствующие государственные органы и общественные организации без установления условий конфиденциальности их использования.

При оценке количественных и качественных показателей ущерба от несанкционированного распространения сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должны учитываться следующие отрицательные последствия:

  • разрыв отношений с деловыми партнерами и клиентами;
  • снижение уровня сотрудничества с деловыми партнерами по различным вопросам взаимодействия (производственные, финансовые, коммерческие и т. д.);
  • срыв или невыполнение договорных обязательств, контрактов;
  • создание трудностей в снабжении, производстве и сбыте изделий (продукции) или услуг, работ;
  • экономические санкции против организации;
  • необходимость перепланирования затрат на проведение дополнительных маркетинговых исследований для разработки новой рыночной стратегии;
  • потеря приоритета в научных исследованиях;
  • престижные и другие моральные факторы, связанные с потерей лидерства в своей области деятельности.

Определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений по сравнению с закрытым

На этом этапе ЭК должна установить, сформировать и оценить все положительные и отрицательные факторы, указывающие на возможность открытого использования рассматриваемых сведений по сравнению с закрытым (внутренним применением).

Факторы, указывающие на необходимость и преимущество открытого использования сведений, должны определяться путем:

  • получения финансовых и других экономических обоснований в оценке получения прибыли от широкого и открытого использования служебной, производственной или коммерческой информации;
  • изучения финансовых затрат на внедрение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в деятельности организации, рассчитываемых согласно пункту 8.4 настоящего раздела.

В целях объективного и обоснованного определения преимущества открытого использования сведений, а также возможности не включения их в Перечень решение по ним должно приниматься ЭК единогласно, причем решающим голосом в принятии того или иного предложения является голос эксперта подразделения, интересы которого затрагивают эти сведения.

Определение затрат на защиту сведений, включаемых в Перечень.

На этом этапе ЭК должна оценить практическую возможность защиты рассматриваемых сведений и определить материальные, трудовые и финансовые затраты, необходимые для организации и осуществления мероприятий по обеспечению соответствующих норм режима, безопасности при обращении с ними (и их носителями), а также мер по технической защите информации, в которой содержатся охраняемые сведения.

При определении затрат на защиту рассматриваемых сведений должны учитываться расчеты на финансирование следующих организационно-технических мер:

  • создание и оборудование в организации дополнительно к существующим рабочих мест, связанных с производством новой продукции, изделия или технологии, сведения о которых подлежат защите;
  • увеличение штатной численности службы безопасности, содержание этого штата и их технической оснащенности, исходя из необходимости и возможности;
  • организация дополнительной проверки и допуск к документам и работам конфиденциального характера необходимого числа работников (сотрудников);
  • организация дополнительной охраны материалов, сырья и т. д., содержащихся в охраняемых изделиях (продукции), в нерабочее время, при транспортировке и хранении;
  • других мероприятий в зависимости от объемов работы по обеспечению требуемого режима и безопасности.

Затраты на защиту сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, должны учитываться при определении ущерба, наносимого в результате их несанкционированного распространения.
Исходя из условий дислокации, особенностей производственной деятельности организации, целесообразно на этапе определения затрат на защиту конфиденциальных сведений рассмотреть все возможные способы и методы, которые могут быть применены злоумышленниками для получения или уничтожения защищаемой информации.

Принятие решения о включении сведений в окончательный вариант Перечня

На этом этапе ЭК организации должна произвести окончательное формирование варианта обобщенного Перечня и согласовать его с заместителями руководителя организации и начальниками структурных подразделений.
В обобщенный вариант Перечня должны включаться все сведения служебного, коммерческого и конфиденциального характера, для которых величина морального и материального ущерба от несанкционированного распространения выше суммарного показателя от его открытого использования и затрат на защиту.
После окончательного формирования, согласования варианта обобщенного Перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну за организацию, он должен быть вынесен на обсуждение расширенного заседания ЭК.

Оформление результатов работы по формированию Перечня

Результаты работы ЭК должны оформляться в виде окончательного варианта обобщенного Перечня, подписанного начальником службы безопасности (заместителем по режиму) и представляемого председателем ЭК на утверждение руководителю организации. К окончательному варианту обобщенного Перечня могут прилагаться рабочие материалы с обоснованием необходимости включения в него тех или иных сведений. Такие материалы должны подписываться всеми членами ЭК.
Сведения, отнесенные к служебной или коммерческой тайне, должны включаться в обобщенный Перечень с указанием грифа конфиденциальности и сроков их засекречивания. Вместо указания срока засекречивания могут приводиться обстоятельства или события (в графе 4 “Примечание — особые отметки” Перечня), при наступлении которых возникает необходимость изменения грифа конфиденциальности или полного открытия сведения, включенного в Перечень.
Решение об открытии (рассекречивании) такого сведения принимается руководителем организации или ЭК. При этом необходимо учитывать, что одинаковый гриф конфиденциальности и сроки засекречивания должны устанавливаться:

  • на все сведения в совокупности при указании их в Перечне через союз “и”;
  • на все категории сведений в совокупности или в отдельности при указании их в Перечне через запятую и союзы “или”, “либо”, “а также”.

Результаты расширенного заседания ЭК должны протоколироваться секретарем комиссии, а протокол — утверждаться руководителем организации.

Перечень вводится в действие приказом руководителя организации в виде приложения к нему.

Сотрудники организации, допускаемые по роду своей работы или функциональным обязанностям к сведениям, составляющим служебную или коммерческую тайну, должны под расписку ознакомиться с этим приказом или приложением к нему. Порядок такого ознакомления возлагается на начальника службы безопасности (заместителя по режиму) организации. В заинтересованные организации, учреждения, а также подчиненные структурные подразделения высылаются выписки или копии этих сведений в части, их касающейся.
В Перечень могут быть включены сведения служебного, коммерческого или конфиденциального характера сторонних организаций. Степень конфиденциальности таких сведений должна устанавливаться по согласованию между организацией, разрабатывающей такой Перечень, и собственником таких сведений.
Контроль за обеспечением защиты служебной или коммерческой тайны и правильностью пользования Перечнем в практической деятельности должен возлагаться на начальника службы безопасности (заместителя по режиму) организации. Вопросы организации такого контроля, как правило, должны отражаться в годовом плане мероприятий по защите служебной или коммерческой тайны.
В последующем Перечень дифференцированно должен доводиться не реже 1 раза в год до всех сотрудников организации, которые используют в своей работе частично или в полном объеме сведения, информацию, данные или работают с документами “ДСП” и их носителями. Все лица, принимаемые на работу в организацию, должны пройти инструктаж и ознакомиться с памяткой о сохранении служебной или коммерческой тайны. Памятка должна разрабатываться службой безопасности с учетом специфики организации.

Гриф конфиденциальности самого Перечня устанавливается руководителем организации при его утверждении.

Сотрудник, получивший доступ к служебным, коммерческим или конфиденциальным сведениям и документам, должен подписать индивидуальное письменное обязательство об их неразглашении. Обязательство составляется в одном экземпляре и хранится в личном деле сотрудника не менее 5 лет после его увольнения. При его увольнении из организации им дается подписка о неразглашении закрытых сведений Перечня.
Пересмотр Перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также внесение в него изменений и дополнений должны осуществляться по мере необходимости в том же порядке, что и его формирование.
Заместители руководителя, начальники структурных подразделений организации обязаны проводить систематическую работу по анализу и обобщению практики применения Перечня и в установленном порядке осуществлять его корректировку.
Работа в организации должна быть спланирована таким образом, чтобы любому сотруднику было категорически запрещено сообщать кому бы то ни было сведения конфиденциального характера, если это не вызвано служебной необходимостью.
С целью более качественного сокрытия производственной деятельности и особенно передовой технологии по изготовлению ноу-хау, в организации могут разрабатываться проекты по легенде прикрытия такого производства.
Легендирование должно направляться на практическое проведение организационных, технических, режимных мер и в целом перестройку безопасности так, чтобы у его сотрудников, клиентов, посредников и конкурентов сложилось устойчивое мнение о придуманной деятельности взамен реально существующей. Это должно позволить организации выиграть время на разработку, испытание и производство ноу-хау.
Проект создания легенды прикрытия и мероприятий по формированию Перечня сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, требует существенных финансовых затрат и привлечения к их реализации специалистов высокой квалификации. Однако как показывает опыт мировых компаний в этом вопросе, затраты должны окупиться через 1,5–2 года со значительным получением прибыли в будущем.
Следует заметить, что в ходе планирования и создания совместных предприятий со стороны российских организаций обязательно должны предусматриваться меры защиты сведений, отнесенных к ее служебной или коммерческой тайне. Их необходимо отразить в двусторонних договорах или соглашениях, отвечающих требованиям Стокгольмской конвенции.

Примерный перечень сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну организации

Сведения о структуре и масштабах производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции.
Сведения о применяемых оригинальных методах управления организацией. Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства организации по коммерческим, организационным, научно-техническим и иным вопросам.
Сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико-экономических обоснованиях. Также сведения о планах инвестиций, закупок и продаж.
Сведения о фактах проведения, целях, предмете и результатах совещаний и заседаний органов управления организации.
Сведения о кругообороте средств организации, финансовых операциях, состоянии банковских счетов организации и проводимых операциях, об уровне доходов организации, о состоянии кредита организации (пассивы и активы). Главная книга организации.
Сведения о применяемых организацией оригинальных методах изучения рынка (маркетинга). Сведения о результатах изучения рынка, содержащие оценки состояния и перспектив развития рыночной коньюктуры. Сведения о рыночной стратегии организации, о применяемых организацией оригинальных методах осуществления продаж, об эффективности служебной или коммерческой деятельности организации.
Обобщенные сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках, клиентах и других партнерах, состоящих в деловых отношениях с организацией.
Обобщенные сведения о внутренних и зарубежных предприятиях как потенциальных конкурентах в деятельности организации, оценке качества деловых отношений с конкурирующими предприятиями в различных сферах деловой активности.
Сведения о подготовке, проведении и результатах переговоров с деловыми партнерами организации.
Сведения об условиях конфиденциальности, из которых можно установить порядок соглашения и другие обязательства организации с партнерами (клиентами, контрагентами).
Сведения о методах расчета, структуре, уровне реальных цен на продукцию и размеры скидок.
Сведения о подготовке к участию в торгах и аукционах, результатах приобретения или продажи на них товаров.
Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований. Ключевые идеи научных разработок, точные значения конструкционных характеристик, создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и т. д.). Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи, данные об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились. Сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, об особенностях конструкторско-технологического, художественно-технического решения изделия, дающие положительный экономический эффект.
Сведения о методах защиты от подделки товарных и фирменных знаков, о состоянии парка ПЭВМ и программного обеспечения.
Сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения, об условиях их производства и транспортировке продукции.
Сведения о порядке и состоянии организации защиты служебной или коммерческой тайны, о порядке и состоянии организации охраны, системы сигнализации, пропускном режиме.
Сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну организаций, предприятий-партнеров и передаваемые ими в пользование на доверительной основе.
Работа по защите служебной или коммерческой тайны должна быть соответствующим образом спланирована. Вниманию читателей предлагается вариант такого плана.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ СЛУЖЕБНОЙ ИЛИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА 200_ г.

(вариант)

1. Цели плана по защите служебной или коммерческой тайны.

Ими могут быть:

  • предотвращение несанкционированного распространения служебных, коммерческих или конфиденциальных секретов;
  • предотвращение разглашения служебных или коммерческих секретов сотрудниками и другими носителями таких секретов, а также исключение утечки по техническим каналам.

2. Анализ сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну:

  • определить, какие сведения организации могут быть отнесены к служебной или коммерческой тайне;
  • установить места их разработки, накопления и хранения;
  • выявить потенциальные каналы утечки таких сведений;
  • оценить возможности по перекрытию этих каналов;
  • проанализировать соотношение затрат и доходов по использованию различных технологий, обеспечивающих защиту служебной или коммерческой тайны;
  • назначить сотрудников, ответственных за каждый участок системы обеспечения безопасности.

3. Обеспечить реализацию деятельности системы безопасности по следующим направлениям:

  • контроль сооружений и оборудования организации, обеспечение безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото- и иного копировального оборудования, контроль посещений организации и т. д.;
  • разработка памятки о сохранении служебной или коммерческой тайны, определение порядка ознакомления с ней, а также с Перечнем сведений, составляющих такие тайны;
  • работа с персоналом организации, в том числе проведение бесед при приеме на работу, инструктаж вновь принятых на работу по правилам и процедурам защиты служебной или коммерческой тайны
  • в организации, получение от них обязательств (контрактов) о неразглашении, обучение сотрудников правилам сохранения служебных и коммерческих секретов, стимулирование соблюдения конфиденциальности, беседы с увольняющимися и получение от них подписок;
  • организация работы с конфиденциальными документами, установление порядка и правил ведения делопроизводства, контроль за конфиденциальными документами и их публикациями, контроль и учет технических носителей конфиденциальных сведений, засекречивание, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана чужих секретов;
  • работа с конфиденциальной информацией, циркулирующей в технических средствах и системах обеспечения производственной и трудовой деятельности (создание системы защиты технических каналов защиты утечки информации);
  • работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерных системах (создание системы защиты электронной информации от несанкционированного доступа к ней; обеспечение контроля за работой пользователей на ПЭВМ);
  • защита служебной или коммерческой тайны в организационно-правовых вопросах и особенно в процессе заключения контрактов и договоров с коллективом, сотрудниками, смежниками, поставщиками и т. д.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*