admin / 08.07.2019

Сделки между аффилированными лицами

СДЕЛКИ ВЗАИМОЗАВИСИМЫХ И АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ: КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕНАМИ

Е. Кальчевская
Разделы: Право

Законодательство содержит два понятия: «аффилированных лиц» и «взаимозависимых лиц». Взаимозависимыми считаются организации или физические лица, отношения между которыми влияют на их экономическую деятельность. Аффилированные лица — это лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность физических или юридических лиц.
Отношения между взаимозависимыми и аффилированными лицами могут оказывать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации.
В настоящее время сделки между взаимозависимыми и аффилированными лицами получили очень широкое распространение. Организации заключают договоры купли-продажи имущества с фирмами, которые являются их учредителями, дочерними организациями и другими, зависимыми от них партнерами. Используя в таких сделках завышенные или заниженные цены, хозяйствующие субъекты оптимизируют свои налоговые обязательства.
Рассмотрим действия налоговых органов по регулированию таких сделок.

      Основания для признания лиц взаимозависимыми и аффилированными

Основанием для признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки.
Так, согласно статье 81 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и статье 45 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.

      Сделки между взаимозависимыми лицами

Наличие отношений взаимозависимости является одним из оснований проверки налоговыми органами правильности применения цен по сделкам. На сделки, осуществляемые взаимозависимыми и аффилированными лицами, распространяются дополнительные требования и к ним применяются особые правила. Кроме того, взаимозависимость сторон сделки влияет на порядок исчисления налогов и влечет применение особых методов налогового контроля.
К сделкам между взаимозависимыми лицами относятся:

  • сделки между организациями, учредителями которых являются одни и те же граждане;
  • сделки между юридическим лицом и его руководителем;
  • сделки между двумя юридическими лицами, руководитель одного из которых имеет значительную долю участия в другом юридическом лице;
  • сделки между организацией и физическим лицом — участником данной организации.

Для целей налогообложения применяются рыночные цены
Организация вправе устанавливать любые цены. Согласно общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Если не доказано обратное, то предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.
В противном случае налоговые органы могут доначислить налоги и взыскать штраф.
Согласно п. 4 статьи 40 Налогового кодекса (НК) рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с п. 1 статьи 20 НК сделки считаются совершенными с взаимозависимыми лицами в случаях, когда участниками таких сделок являются:

  • две организации, одна из которых непосредственно или косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • два физических лица, одно из которых подчиняется другому по должностному положению;
  • два физических лица, состоящих в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого.

Также согласно п. 2 статьи 20 НК суд может признать, что сделка совершена между взаимозависимыми лицами, и по иным основаниям, если отношения между сторонами сделки могут повлиять на ее результаты.
Если будет установлено, что примененная сторонами цена сделки отклоняется от рыночных цен более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из применения рыночных цен. При этом взыскание доначисленного налога производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с решением налогового органа он может обратиться в суд.

      Принципы определения цены сделки

Основными принципами определения цены сделки для целей налогообложения являются следующие.
Во-первых, налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в установленных НК случаях, а именно (п. 2 статьи 40 НК):

  • между взаимозависимыми лицами;
  • по товарообменным (бартерным) операциям;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени;

Во-вторых, налоговый орган при осуществлении такого рода контроля вправе самостоятельно определять рыночную цену. При этом необходимо доказать, что цена товаров, работ или услуг, применяемая сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 — 11 статьи 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки – скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В-третьих, налоговый орган вправе доначислить суммы налога и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Порядок осуществления сделок между взаимозависимыми или аффилированными лицами в организациях различных организационно-правовых форм и форм собственности смотрите в статье: «Сделки взаимозависимых и аффилированных лиц: АО, ООО, унитарные предприятия».

Согласно позиции Минфина России в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, со стороны налоговых органов возможно применение методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ.

Так, в абзаце 12 письма Минфина России от 18.10.12 г. № 03-01-18/8–145 «О применении положений ст. 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным и используется для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене по правилам, установленным ст. 105.5–105.7, 105.9 НК РФ. Применяя данный метод, налоговый орган вправе использовать информацию, как по сделкам налогоплательщика с лицами, не являющимися взаимозависимыми, так и полученную из сторонних источников.

В рассматриваемой ситуации также может быть применен метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ), т. е. налоговый орган может запросить цену последующей реализации своим покупателям непродовольственных товаров от двух взаимозависимых обществ. Указанный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку.

Применение метода цены последующей реализации после метода сопоставимых рыночных цен является вторым по значимости по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

Таким образом, сделки со взаимозависимыми организациями, несмотря на получение отчета оценщика, подвержены риску, что налоговый орган может доначислить цену реализации исходя из цены товара, полученную из других независимых источников либо исходя из цены реализации с невзаимозависимой организацией. Во избежание данного риска кроме отчета оценщика необходимо доказать экономическую обоснованность данной сделки. Например, в качестве аргументов обществом могут быть представлены следующие доводы: не было дальнейшей возможности хранить товар без ущерба для своей финансово-экономической деятельности; не было других покупателей для своей продукции и т. п.

Если спор с налоговой инспекцией неизбежен, то для отстаивания своей позиции можно использовать следующие аргументы:

  • невозможность установления методов определения рыночных цен, используемых налоговым органом при проверке соответствия цен, примененных налогоплательщиком, рыночным (например, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.15 г. № 16АП-4879/2015 по делу № А63-5056/2015, Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.09.15 г. № 10АП-9158/2015 по делу № А41-16275/15);
  • необеспеченность должным образом сопоставимости анализируемых сделок — сопоставляемой и спорной (например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.15 г. № 13АП-5882/2015 по делу № А26-7861/2014);
  • взаимозависимость сама по себе не служит доказательством получения необоснованной налоговой выгоды (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

На каких условиях можно проводить сделки

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут. Однако это утверждение верно лишь при одном весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки». То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).
Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным. Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются взаимозависимыми
Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ. А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями. При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков.
Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.
Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков». Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ. Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ. В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.
Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее. Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой. Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Ведите учет, готовьте и сдавайте отчетность по УСН и ЕНВД через интернет

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления. И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит). Это первое ограничение.
Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки. Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).
Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер. Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.
В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами. Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога. При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ. Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы). Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой. По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

Контроль сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (контроль сделок между взаимозависимыми лицами) представляет собой проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами.

Проводится налоговым органом в отношении налогоплательщика, являющегося одной из сторон контролируемой сделки, совершаемой взаимозависимыми лицами.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

1. Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признавать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и результаты совершаемых ими сделок.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами называются контролируемыми.

3. Основанием для принятия решения о проведении проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами могут быть уведомление о контролируемых сделках или извещение налогового органа, проводящего налоговую проверку.

4. Решение о проведении проверки выносится не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. ФНС должна сообщить налогоплательщику о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

5. В ходе контроля сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган может истребовать документы у проверяемой компании и ее контрагентов, а также осуществлять выемку документов и предметов.

6. В ходе проверки проверяется полнота исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.

7. ФНС вправе проверять контролируемые сделки за 3 года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

8. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях он может быть продлен.

9. ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки за один и тот же календарный год. Исключение — повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации.

10. Проверяющими в последний день проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Контроль сделок между взаимозависимыми лицами. Основные параметры мероприятия

№ п/п

Параметр мероприятия

Значение параметра мероприятия

Норма, которой регулируется

Глава 14.5 НК РФ

В отношении кого проводится

Налогоплательщиков в связи с совершением ими контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами

Документ, которым инициируется

Решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС о проведении проверки

Кем проводится

Должностными лицами ФНС

Место проведения

По месту нахождения ФНС

Срок проведения

Не более 6 месяцев, может быть продлен до 12 месяцев

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Документы о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой.

Сведения об использованных методах определения цен (в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ)

Схема порядка проведения выездной проверки представлена на рисунке 1.

Что следует знать

Взаимозависимыми признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Основания, по которым в силу положений статьи 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми, приведены в таблице 2.

При этом необходимо иметь в виду, что приведенный в таблице 2 перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, не является закрытым. Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Таблица 2.

Основания признания лиц взаимозависимыми

№ п/п

Лица, признаваемые взаимозависимыми

Основания признания лиц взаимозависимыми

Физические лица

Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению

Физическое лицо и его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в т. ч.е усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный

Физическое лицо и организация

Физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации, и доля такого участия составляет более 25 %

Организации

Одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 25 %

Одно и то же лицо* прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %

Исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами**)

В которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами

Полномочия единоличного исполнительного органа организаций осуществляет одно и то же лицо

Организация и лицо

Лицо (в т. ч. физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами) имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации

Лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации

Организации и (или) физические лица

Доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов

* Лица (лицо) — организации и (или) физические лица (п. 2 ст. 11 НК РФ).
** Имеются в виду супруг (супруга) физического лица, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей статьи 105.14 НК РФ), а также ряд приравненных к ним сделкам. Условия (особенности), при наличии которых сделки признаются контролируемым, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Условия отнесения сделок к контролируемым

№ п/п

Вид сделки

Условия, при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма дохода по сделке, при превышении которой сделка признается контролируемой

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ

Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей

1 млрд руб.

Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое

60 млн руб.

Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов:
— систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
— систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
(если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы

100 млн руб.

Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам

60 млн руб.

Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

60 млн руб.

Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ*, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ.

60 млн руб.

Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ

60 млн руб.

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми.

Третьи лица: — не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

0 руб.

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:
— нефть и товары, выработанные из нефти;
— черные металлы;
— цветные металлы;
— минеральные удобрения;
— драгоценные металлы и драгоценные камни**

60 млн руб.

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в указанный выше перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то данная сделка будет являться контролируемой

Перечень государств и территорий утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н и приведен в Приложении к данному приказу.

60 млн руб.

Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом РФ***

0 руб.

* Статья 275.2 НК РФ «Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья».
** Перечень кодов указанных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности установлен приказом Минпромторга России от 30.10.2012 № 1598.
*** Фактически все сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом, будут являться контролируемыми, независимо от иных условий сделки и суммы сделки.

По заявлению ФНС сделка может быть признана контролируемой судом при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, приведенным в таблице 3, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1. Сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют условия, приведенные в пунктах 2 — 7 таблицы 3, при наличии которых сделки признаются взаимозависимыми.

3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.

4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

5. В области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ.

Решение о проведении проверки

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами принимается на основании:

  • Уведомления о контролируемых сделках, или
  • Извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг (ст. 105.16 НК РФ);

а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в связи с самостоятельным проведением корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков), отражена в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная, решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня представления такой уточненной налоговой декларации. При этом проверка проводится только в отношении контролируемой сделки, по которой налогоплательщиком произведена самостоятельная корректировка (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Решение о проведении проверки (форма по КНД 1165035, Приложение №1 к приказу от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907@, далее – Приказ № ММВ-7-13/907@) подписывается руководителем (заместителем руководителя) ФНС.

Решение должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • полное и сокращенное наименование контрагента;
  • наименование проверяемой сделки, описание однородных сделок;
  • вид проверяемого налога (налогов);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки, с указанием руководителя проверяющей группы.

ФНС должна уведомить налогоплательщика о принятом решении о проведении проверки в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Предмет проверки

Предметом проверки является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения соответствия цен, примененных данными лицами в контролируемых сделках, рыночным ценам.

В ходе проведения проверки проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности и иной частной практикой (ст. 227 НК РФ);
  • налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Период проверки

В рамках проверки ФНС вправе проверить контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения проверки

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. Справка составляется в последний день проверки (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев. В исключительных случаях, по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС, срок может быть продлен. Основания, по которым срок проверки может быть продлен, и сроки продления приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Основания и сроки продления проверки контролируемых сделок

№ п/п

Основания продления срока проверки

Срок, на который проверка может быть продлена, месяцы

Проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков

максимально на 6

Возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.)

максимально на 6

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок* документов, необходимых для проведения проверки

максимально на 6

Получение информации от иностранных государственных органов

от 6 до 9

Проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке

максимально на 6

* 30 дней со дня получения налогоплательщиком Требования ФНС (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

Копия решения о продлении срока проведения проверки (форма по КНД 1165036, Приложение № 2 к Приказу № ММВ-7-13/907@) должна быть направлена налогоплательщику в течение трех рабочих дней со дня его принятия (может быть вручена лично или направлена по почте).

Периодичность проведения проверки

ФНС не может проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. Исключение составляют повторные проверки, проводимые в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в меньшем размере (сумма убытка в большем размере), чем ранее заявленная в налоговой декларации, представленной в связи с проведением налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Если в результате проверки налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, проверки налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок), проведены быть не могут.

При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

Проведение проверки

В ходе проведения проверки должностные лица ФНС вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 НК РФ, требование (форма по КНД 1165013, Приложение № 15 к приказу от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) о представлении документации (ст. 105.15 НК РФ) в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая документация должна быть представлена налогоплательщиком в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

В рассматриваемой ситуации под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный налогоплательщиком в произвольной форме и содержащий следующие сведения:

1. О деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

  • перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке, прочую информацию о сделке;
  • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

2. В случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, следующие сведения об использованных методах:

  • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
  • указание на используемые источники информации;
  • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
  • сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);
  • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);
  • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 статьи 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

При этом, чем сложнее сделка и формирование ее цены, тем более детальными должны быть сведения, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган.

Должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у участников проверяемых сделок документы (информацию), касающиеся (касающуюся) этих сделок.

Справка о проведении проверки

Справка о проведении проверки (форма по КНД 1165040, Приложение № 4 к Приказу № ММВ-7-13/907@) составляется проверяющими в последний день проведения проверки.

В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка вручается проверяемому лицу под роспись или направляется заказным письмом по почте. В случае направления справки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

Акт проверки

Акт проверки (форма по КНД 1165041, Приложение № 5 к Приказу № ММВ-7-13/907@) составляется:

  • в том случае, если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога (завышению суммы убытка);
  • в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении проверки уполномоченными должностными лицами, проводившими проверку.

Подписывается Акт проверки должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась такая проверка, или его представителем. Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, или его представителя подписать Акт проверки в этом Акте делается соответствующая запись.

Акт проверки в течение пяти рабочих дней от даты этого Акта должен быть вручен проверяемому лицу или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае направления Акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.

Возражения по Акту проверки

Если налогоплательщик, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с фактами, изложенными в Акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то он или его представитель вправе в течение 20 рабочих дней со дня получения Акта представить в ФНС письменные возражения, с приложением документов (их заверенных копии), подтверждающих обоснованность возражений. Указанные документы могут быть представлены не только одновременно с возражениями, но и отдельно, в течение срока, установленного для предоставления возражений.

Рассмотрение материалов проверки, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ).

От редакции: С предыдущими статьями А.А. Куликова и Е.В. Куликовой о контрольных мероприятиях ФНС, а также материалами, посвященными проверкам других надзорных органов, можно ознакомиться на сайте БУХ.1С по тегу «энциклопедия проверок».

Контролируемая сделка между взаимозависимыми лицами

Рассматривая критерии контролируемых и неконтролируемых сделок, можно сделать вывод, что они, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Кроме этого, контроль распространяется на сделки с компаниями – резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ, а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Осуществление контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете. Необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Договор аренды между взаимозависимыми лицами (227-ФЗ от 2011 года и раздел 5.1 НК РФ)

Цитата:Статья от 14 марта 2013
Рубрика:Аренда
Маргарита Владимировна Архипова,
аудитор, член Аудиторской Палаты России директор ООО «Профессионал-Информ»
Аренда имущества у взаимозависимых лиц: о каких налоговых рисках должен знать бухгалтер
Аренда имущества у взаимозависимых лиц – распространенное явление в хозяйственной жизни. Для обеспечения налоговой безопасности многие учредители ООО обычно оформляют дорогостоящее недвижимое имущество в личную собственность и впоследствии сдают это имущество в аренду своей же организации. Но здесь важно понимать, что такие сделки становятся источником налоговых рисков и предметом налоговых споров.
Риск первый – величина арендной платы
Проводя налоговую проверку организации, которая сдает в аренду офисные помещения (причем офисы являются идентичными по своим характеристикам), налоговые инспекторы обычно считают нарушением, если цена аренды в договорах с разными арендаторами отличается более чем на 20%. На этом основании проверяющие зачастую рассчитывают величину дохода арендодателя исходя из рыночных арендных ставок.
При этом налоговые инспекторы ссылаются на пункт 1 статьи 40 Налогового кодекса РФ, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. До тех пор, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
С 2012 года действует новый раздел V части первой Налогового кодекса РФ, посвященный контролю над ценами, применяемыми взаимозависимыми лицами по сделкам, доходы и расходы по которым признаются для целей налогообложения.
До 1 января 2012 г. этот вопрос регулировался статьей 20 Налогового кодекса РФ. Теперь она, как и статья 40 Налогового кодекса РФ, применяется в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль признаны до 1 января 2012 г. (п. 5, 6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Если доходы и расходы учтены, начиная с указанной даты, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми, безотносительно к дате заключения соответствующего договора (ст. 105.1, 105.2 НК РФ).
Так что с 2012 г. большинство организаций и предпринимателей могут жить спокойно: их цены на предмет соответствия рыночным налоговики проверять больше не будут. Под ценовой контроль в основном подпадает очень крупный бизнес (крупнейшие налогоплательщики, консолидированные группы и холдинги). Да и проверять цены будут не простые инспекторы, а сотрудники ФНС России (п. 2 ст. 105.3 НК РФ).
Согласно Налоговому кодексу РФ, взаимозависимыми лицами однозначно (безусловно) признаются:
организация (ООО) и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа (директор) (подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
организация (ООО) и гражданин, в том числе ИП, если его доля в уставном капитале организации составляет более 25% (подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Однако контролируемыми являются не все сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, а только те, что отвечают определенным условиям (ст. 105.14 НК РФ):
(или) оба применяют общий режим налогообложения (ОСНО) и доходы по всем сделкам между ними за весь 2012 г., превысили 3 млрд руб. По сделкам, совершенным в 2013 г., ценовой порог – 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ; письмо Минфина РФ от 28.08.2012 № 03-01-18/6-109);
(или) одна из сторон сделки – плательщик НДПИ, предмет сделки – добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ по процентной ставке, и сумма доходов по таким сделкам за год превысит 60 млн руб. (подп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
(или) одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая – УСН и сумма доходов по сделкам за год превысит 60 млн руб. (подп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
(или) одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая – плательщик ЕСХН или ЕНВД (сделка заключена в рамках «вмененной» деятельности), и сумма доходов по таким сделкам за год превысит 100 млн руб. (подп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
При определении стоимостного лимита для признания сделок контролируемыми надо суммировать только доходы, учитываемые для целей налогообложения. Это значит, что доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса РФ, в расчете не участвуют (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Причем учитывается совокупный доход по всем сделкам, а не доход, полученный лишь одной стороной. При этом доход определяется без учета НДС.
Но даже и по контролируемым сделкам налоговики должны проверять правильность применения цен в отношении только четырех налогов: налога на прибыль, НДФЛ по предпринимательской деятельности, НДПИ и НДС, если другая сторона сделки неплательщик НДС или освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).
А это означает, что если стороны сделки применяют «упрощенку», то сделки между взаимозависимыми лицами налоговики контролировать вообще не могут.
Если по итогам 2012 г. сделки между взаимозависимыми лицами все же будут признаваться контролируемыми, то каждому из них нужно будет отправить в свою налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках. Его форма утверждена приложением № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Сделать это нужно не позднее 20 мая 2013 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Но для 2012 г. установлены переходные положения. В 2013 г. уведомление нужно подать только в том случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним контрагентом превысила 100 млн руб. (п. 7 ст. 4 Закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Это значит, что если одна из сторон сделки применяет ОСНО, а другая – УСН, и сумма доходов по сделкам за год превысила 60 млн руб., но не превысила 100 млн руб., то уведомлять о них инспекцию не нужно.
За несвоевременное уведомление о контролируемых сделках, а также за представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, компанию могут оштрафовать на 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Средние и мелкие налогоплательщики вряд ли достигнут лимита, который позволит признать их сделки контролируемыми. Но чтобы вообще исключить возникновение у налоговиков ненужного интереса к вашим сделкам, лучше не устанавливать слишком низкие или слишком высокие цены в договорах между взаимозависимыми лицами.
Несмотря на вступившие в силу с 2012 года нормы Налогового кодекса РФ по поводу ограничения контроля сделок взаимозависимых лиц, налогоплательщикам не стоит пускать такие сделки на самотек, независимо от величины их суммы.
В своих разъяснениях контролирующие органы открыто говорят, что они будут проверять цены даже по сделкам, не являющимся контролируемыми, если заподозрят, что налогоплательщик манипулирует этими ценами в целях уклонения от налогов и получения необоснованной налоговой выгоды (письма ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615; Минфина РФ от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).
То есть, если налоговики увидят, что цены по сделкам по продаже товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми лицами значительно ниже (или выше) цен, указанных в договорах с невзаимозависимыми контрагентами, то они будут проверять их на «рыночность». В этом случае для доказывания необоснованной налоговой выгоды по таким сделкам им нужно сопоставлять цены сделки с рыночной ценой, которая определяется по правилам новой главы 14.3 Налогового кодекса РФ. И хотя дело это довольно непростое, при отсутствии выявления иных нарушений налоговики вполне могут этим заняться. Причем если они доначислят, исходя из рыночных цен, какие-то налоги по сделкам, не являющимся контролируемыми, то, скорее всего, именно налогоплательщикам придется идти в суд и доказывать, что налоговики в принципе не могут доначислять налоги по таким сделкам с 2012 года. А как среагирует на это суд, пока неизвестно: арбитражной практики на эту тему еще нет.
Поэтому и на сегодняшний день, если по сделке с взаимозависимыми лицами ваша компания применяет цены ниже (выше) рыночных, то высока вероятность доначисления налогов исходя из рыночных цен.
При аренде организацией имущества учредителя (и наоборот) налоговые органы, скорее всего, могут посчитать учредителя предприятия (арендодателя/арендатора) и предприятие (арендатора/арендодателя) взаимозависимыми лицами, которые заинтересованы в установлении выгодных условий по сделке сдачи имущества в аренду.
И если в результате проверки налоговики установят, что цена, определенная договором аренды имущества, существенно отклоняется от рыночной (более чем на 20%, чем у других арендаторов), то они могут пересчитать сумму полученного арендодателем дохода исходя из рыночной цены.
При этом разницу в цене налоговики могут признать материальной выгодой физического лица, которая определяется в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса РФ, и доначислить еще и НДФЛ (постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2004 № Ф09-3774/04-АК).
При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ (ранее ст. 40 НК РФ), но не ниже налоговой остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство или приобретение – по иному имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком документально (калькуляцией расходов – затратный метод) или путем проведения независимой оценки.
Особо интересными представляются некоторые права налогоплательщиков (право сдаться, самостоятельно доначислив себе налоги), возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:
уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);
уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ). А по окончании года самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо погасить не позднее даты, установленной Налоговым кодексом РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
Риск второй – расчеты
Наличные денежные расчеты организаций с физическими лицами не ограничены. А предельный размер расчетов наличными между организациями и (или) предпринимателями по одному договору – 100 000 руб. (п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У; п. 2 приложения к письму ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т).
Превышение этого лимита тоже чревато нешуточным штрафом (ст. 15.1, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ):
для организации – на сумму от 40 000 до 50 000 руб.;
для руководителя (индивидуального предпринимателя) – от 4 000 до 5 000 руб.
Если арендаторы рассчитываются с арендодателем наличными деньгами, последнему безопаснее применять кассовый аппарат при расчетах с арендаторами. Дело в том, что организации и предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, только когда оказывают услуги населению (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Перечень таких услуг содержится в ОКУН ОК 002-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163.
Сдача в аренду собственного имущества в данном перечне не указана. Значит, она не относится к услугам населению. Поэтому арендодатель при получении наличных денег от арендаторов должен применять ККТ.
Если налоговый орган выявит факт неприменения ККТ, то он не упустит случая оштрафовать за это нарушение (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ; ч. 2 ст. 14.5, ч. 1 ст. 23.5, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ):
организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.;
руководителя (индивидуального предпринимателя) – от 3 000 до 4 000 руб.
Контролирующие органы считают, что сдача имущества в аренду – это услуга, а значит, при получении арендных платежей наличными должен выдаваться кассовый чек (письма Минфина РФ от 04.04.2008 № 03-01-15/4-106,
от 04.08.2005 № 03-01-20/4-163; письма УФНС России по г. Москве
от 26.11.2009 № 20-14/2/124206@, от 27.08.2009 № 20-14/2/089441@,
от 30.08.2005 № 22-12/61099, от 11 мая 2012 г. № 20-14/041276@).
Но если на момент обнаружения налоговиками нарушения с даты выдачи приходного кассового ордера прошло более 2 месяцев, то к ответственности они вас привлечь не смогут: установленный срок давности истек (часть 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Если вам грозит штраф за выдачу приходного кассового ордера вместо кассового чека, то вы можете попытаться оспорить в суде законность привлечения вас к административной ответственности. При этом шансы на защиту своих интересов у вас есть.
Некоторые суды считают, что положения Закона № 54-ФЗ на получение арендных платежей не распространяются (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу № А03-14324/2009, Седьмого ААС от 16.04.2008 № 07АП-1621/08, ФАС Поволжского округа от 18.12.2007 по делу № А65-18000/2007).
Ведь ККТ должна применяться при наличных денежных расчетах за продаваемые товары, выполняемые работы или оказанные услуги. А арендодатель передает арендатору имущество во временное владение и (или) пользование (ст. 606 ГК РФ). Такая передача услугой не является (постановление ФАС Поволжского округа от 16.07.2009 по делу № А12-5870/2009). Но однозначно сложившейся арбитражной практики по этому вопросу пока нет.
Поэтому безопаснее всего вообще не принимать плату за аренду наличными и попросить арендатора перечислить арендную плату на расчетный счет через банк.
Если же исключить наличные расчеты невозможно, то безопаснее применять ККТ.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*