admin / 16.07.2019

Распределение транспортных расходов

Расчет расходов на остаток товаров

Сумма расходов на остаток товаров (ИОТ) рассчитывается по формуле:

ИОТ = ( ТРн + ТРп ) / (Р + Ок ) x Ок, (15.1),

где: ТРн — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРп — транспортные расходы за месяц;

Р-сумма товаров, реализованных за месяц (по учетным ценам);

Ок-остаток товаров на конец месяца (по учетным ценам).

Показатель ТРн берется из расчета издержек обращения на остаток товаров за предыдущий месяц (как его конечный результат). Он может быть также определен как дебетовое сальдо счета 44 на начало месяца, за который составляется расчет. Показатель ТРп определяется по данным аналитического учета к счету 44. Показатель Ок представляет собой сальдо счета 41 на конец месяца. Показатель Р определяется как дебетовый оборот счета 90-2 за месяц. Посредством этого расчета транспортные расходы распределяются между реализованными за месяц товарами и остатком товаров на конец месяца.

Сумма издержек обращения на остаток товаров остается на счете 44 как его дебетовое сальдо, а все остальные расходы списываются по окончании месяца на дебет счета 90.

Особенности отражения в бухгалтерском учете расходов по отгрузке товаров (счет 45). В торговле целый ряд договоров (договор комиссии, договор мены и другие договоры, предусматривающие отличный от общепринятого момент перехода права собственности) заключается таким образом, что товары отгружаются покупателям, но право собственности (владения, пользования и распоряжения) на них не переходит от торговой организации к покупателю.

Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих пяти условий:

  • — организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • — сумма выручки может быть определена;
  • — имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива);
  • — право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • — расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации выручка не признается. Например, торговые организации, передающие товары третьим лицам без перехода права собственности на них, отражают данные товары на счете 45 «Товары отгруженные» (дебет счета 45 кредит счета 41), так как предприятие не имеет права на получение этой выручки, отсутствует переход права собственности (не соблюдается четвертое условие).

Важным пятым условием при этом выступает определение расходов, которые произведены или будут произведены в связи с данной операцией. Их же в момент указанных передач нельзя определить с достаточной степенью достоверности, так как организации несут определенные расходы, непосредственно связанные с отгрузкой товаров и совершаемые до момента признания выручки в бухгалтерском учете. В организациях, осуществляющих торговую деятельность, к таким расходам относятся расходы по отгрузке товара в транспортные средства, страхованию грузов, транспортировке до пункта, обусловленного договором, и другие аналогичные расходы. Следовательно, нарушается и пятое признание выручки в бухгалтерском учете.

Принцип соответствия, или увязки доходов и расходов, предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. Но в учете иногда затруднительно определить соответствие между данными категориями, когда товары отгружены третьим лицам без перехода права собственности на них. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей продажи (перепродажи) товаров.

Следовательно, расходы по отгрузке товаров, на которые не перешло право собственности к третьим лицам, не подлежат включению торговыми организациями в себестоимость продаж в текущем периоде, так как выручка от продажи данных товаров не может быть признана доходом текущего периода.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций товары, отгруженные без перехода права собственности, учитываются на счете 45 «Товары отгруженные» по стоимости, которая складывается из фактической себестоимости отгруженных товаров и расходов по отгрузке товаров (при их частичном списании).

Определение фактической себестоимости отгруженных товаров не вызывает затруднений. Она полностью формируется на счете 41 «Товары». При отгрузке товаров по договорам, предусматривающим отличный от общепринятого момент перехода права собственности, или передаче их для продажи на комиссионных началах суммы, учтенные по дебету счета 41 «Товары», подлежат списанию в дебет счета 45 «Товары отгруженные» в соответствии с оформленными документами.

Трудности возникают лишь при учете на счете 45 «Товары отгруженные» расходов по отгрузке товаров, которые включаются в себестоимость отгруженных товаров. Перед бухгалтерами торговых организаций возникают следующие вопросы:

  • 1. Что понимать под категорией «расходы по отгрузке товаров» для целей бухгалтерского учета?
  • 2. По какой статье затрат учитывать указанные расходы?
  • 3. Всегда ли необходимо «расходы по отгрузке» включать в фактическую себестоимость отгруженных товаров без перехода права собственности?

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций не раскрывает категории » расходы по отгрузке товаров» и не предлагает ее в качестве статей затрат.

В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций раскрывается такая категория, как «расходы на продажу». По своему смысловому понятию она близка к категории «расходы по отгрузке товаров».

Однако понятие «расходы на продажу» более широкое, чем понятие «расходы на отгрузку товаров». Оно включает в себя затраты, которые нельзя напрямую отнести к расходам по отгрузке товаров (в частности, расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, представительские расходы, амортизация основных средств и т.п.).

Более того, если бы Минфин России имел в виду, что обе рассматриваемые категории совпадают, то в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций прямо указывалось, что в себестоимость отгруженных товаров включается часть расходов на продажу, приходящаяся на отгруженные товары, на которые не перешло право собственности.

В то же время следует отметить, что отдельные расходы непосредственно связаны с отгрузкой товаров: транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров, услуги организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги, стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств, услуги по временному хранению грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами, плату за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Перечисленные расходы отражаются по статье «Транспортные расходы» согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.

Исходя из ранее изложенного, в расходы по отгрузке товаров без перехода права собственности следует включать часть расходов по перевозке товаров, которая отражается по статье «Транспортные расходы», и приходящихся на отгруженные товары без перехода права собственности.

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций указывается, что расходы по отгрузке товаров отражаются на счете 45 «Товары отгруженные» при их частичном списании. Из чего следует, что, если согласно учетной политике торговая организация признает все произведенные расходы в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то никакого частичного списания расходов по отгрузке не делается.

Если согласно учетной политике расходы на продажу списываются пропорционально себестоимости проданных товаров, то произведенные за отчетный период транспортные расходы подлежат распределению между проданными товарами, отгруженными товарами без перехода права собственности и остатком товаров на конец каждого месяца.

Включены ли транспортные расходы в цену товара?

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 Налогового кодекса. В сумму издержек принято включать расходы покупателя на доставку товаров, складские и иные расходы текущего месяца, связанные с их приобретением. Такие траты формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. Обратите внимание: стоимость продукции, приобретенной по цене, установленной в контракте, не относится к издержкам обращения. Фирма имеет право сформировать ее с учетом расходов, связанных с покупкой (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Торговые организации при признании расходов по реализации в налоговом учете должны руководствоваться положениями статьи 320 НК.

Таким образом, определять стоимость компания может двумя способами. Расходы, связанные с приобретением, в том числе по доставке товара на склад организации, включаются в цену товаров либо учитываются как издержки обращения и в стоимость покупки не включаются.

Порядок формирования цен покупных товаров определяется плательщиком в учетной политике и применяется не менее двух налоговых периодов.

Расчет затрат

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для этого:

  1. определяется размер прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем;
  2. определяется стоимость покупных товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка нереализованных;
  3. рассчитывается средний процент, как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
  4. определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка продукции на конец месяца.

При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям (Письмо МФ РФ от 03.06.2008 г. № 03-03-09/70).

Рассчитать прямые транспортные расходы

Согласно статье 320 НК, сумма прямых расходов в части транспортных затрат определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. При этом в сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров, по мнению Минфина, должны включаться вся продукция, принадлежащая компании на правах собственности, в том числе находящаяся в пути, а также отгруженная до перехода прав к покупателям. Объясним на примере, как работает этот принцип.

Пример 1

Торговая фирма в августе 2012 года имеет следующие показатели.

Транспортные расходы:

— остаток на начало месяца – 600 руб.;

— расходы по доставке товаров от поставщика до склада организации – 1 800 руб.

Товары:

— остаток на начало месяца — 4 000 руб.;

— поступило продукции — 12 000 руб.;

— реализовано на сумму — 14 000 руб.;

— остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет — 2 000 руб. (4 000 + 12 000 — 14 000).

Учетной политикой фирмы определено, что стоимость приобретения продукции формируется без учета расходов, связанных с их покупкой. По окончании июля бухгалтер сделает следующий расчет:

Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце — 2 400 руб. (600 + 1 800).

Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 16 000 руб. (14 000 + 2 000).

Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров — 15% (2 400 / 16 000 * 100%).

Размер транспортных расходов, относящийся к остатку нереализованных товаров на конец месяца – 300 руб. (2 000 руб. * 15%).

Размер транспортных расходов, который будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в августе – 2 100 руб. (600 + 1 800 — 300).

Данная операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 «Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

— 1800 руб. Сумма транспортных расходов (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной);

Дебет 90.7 «Прочие расходы по текущей деятельности» Кредит 44

— 2100 руб. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать бухгалтерскую себестоимость и базу по налогу на прибыль (бухгалтерская справка-расчет).

Обратите внимание! Статья 320 НК РФ не предусматривает распределение прямых расходов в части транспортных затрат, относящихся к остаткам нереализованной продукции, по ее видам. Значит, если организация осуществляет торговлю ассортиментом продукции, определять долю прямых затрат, приходящуюся на остатки, следует по их общему количеству, без распределения (Письмо Минфина России от 12.11.2009 г. № 03-03-06/4/98).

Пример 2

Изменим условия примера 1. Теперь примем во внимание, что в Учетной политике в целях налогообложения прописано: стоимость приобретения товаров формируется с учетом транспортных расходов, связанных с их доставкой до склада организации.

Тогда, операция будет отражена следующими проводками:

Дебет 41 Кредит 60

— 12000 руб. Приход товара (подтверждается товарной накладной и договором);

Дебет 41 Кредит 76

— 1800 руб. Сумма транспортных расходов включена в стоимость товара (подтверждается контрактом с транспортной компанией и транспортной накладной).

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

Какие виды транспортно-заготовительных расходов подлежат распределению?

Согласно ст. 320 НК РФ порядок списания расходов на реализацию товаров можно представить в виде схемы:

Расходы, отмеченные зелеными кружочками, полностью списываются в месяце их осуществления. А вот расходы, которые отмечены красными кружочками, можно списывать только в части, относящейся к реализованным товарам. Иными словами, стоимость покупки товара и транспортные расходы по его доставке до места хранения (перепродажи) в конце месяца должны распределяться между реализованными и нереализованными товарами.

В стоимость покупки товаров могут быть включены:

  • стоимость товара по договору;
  • таможенные пошлины;
  • стоимость информационно-консультационных услуг по товару;
  • стоимость посреднических услуг;
  • затраты по страхованию товара;
  • иные затраты (перечень представлен в п. 6 ПБУ 5/01).

Покупная стоимость реализованных товаров списывается одним из способов, который должен быть зафиксирован в учетной политике:

  • по стоимости покупки тех товаров, которые были приобретены раньше по отношению к другим товарам (ФИФО);
  • по покупной стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости купленных товаров.

С подробными разъяснениями по списанию стоимости товаров методом средней стоимости вы можете ознакомиться в нашей статье «Порядок списания материалов по средней стоимости».

К транспортным расходам по доставке товара до места его складирования (перепродажи) могут относиться:

  • транспортные услуги сторонних организаций;
  • услуги по погрузке-выгрузке товаров, их сопровождению;
  • материальные расходы на дооборудование транспортных средств (утепление, фиксирующие стеллажи, защитные материалы и др.);
  • услуги по краткосрочному хранению товара на ж/д станциях, в речных (морских) портах, аэропортах. Сроки такого хранения должны быть указаны в договоре по транспортировке товара.

С порядком определения суммы транспортных расходов, подлежащих списанию по итогам месяца, подробнее ознакомимся в следующем разделе статьи.

Алгоритм распределения транспортных расходов на остаток товаров

Распределение транспортных расходов между реализованными и нереализованными товарами должны производить только налогоплательщики, которые удовлетворяют сразу 4 признакам:

  • по правовой форме принадлежат к организациям;
  • занимаются оптовой и (или) розничной торговлей;
  • применяют ОСН;
  • доходы (расходы) учитывают методом начисления.

Остальным налогоплательщикам распределять транспортные расходы не надо.

ВАЖНО! Также не нужно распределять транспортные расходы, которые по договору реализации были включены в стоимость покупаемых товаров (абзац 3 ст. 320 НК РФ).

Формула распределения транспортных расходов зафиксирована в известной нам ст. 320 НК РФ. С этой формулой мы уже знакомили наших читателей в статьях:

  • «Учет транспортных расходов в торговых организациях»;
  • «Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?»;
  • «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».

В текущей статье свои разъяснения по алгоритму распределения транспортных расходов мы приведем на основании наглядного примера.

Пример

Сумма расходов на транспортировку товаров до места их хранения (перепродажи):

  • нераспределенных по состоянию на 01.08 — 12 734 руб. без НДС;
  • осуществленных за август — 57 697 руб. без НДС.

Стоимость покупки товаров:

  • реализованных за август — 863 128 руб. без НДС;
  • оставшихся нереализованными на 31.08 — 241 789 руб. без НДС.

Итоги произведенных расчетов:

  • расходы на транспортировку товаров, подлежащие списанию за август, — 55 018,58 руб.;
  • расходы на транспортировку, оставшиеся нераспределенными по состоянию на 01.09, — 15 412,42 руб. (12 734 + 57 697 – 55 018,58).

Проводки, отражающие распределение транспортных расходов в бухучете

В бухучете расходы на транспортировку товаров до места хранения (перепродажи) могут быть учтены 2 способами:

  • в стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01);
  • в издержках обращения (п. 13 ПБУ 5/01).

Первый способ будет предпочтителен, если включение транспортных расходов в стоимость товара предусмотрено договором. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете (далее — НУ и БУ) не нужно будет заниматься их распределением на остаток товаров. А значит, разница между НУ и БУ транспортных расходов будет отсутствовать. При выборе последнего варианта расходы на транспортировку могут быть списаны:

  • в полном объеме в месяце их фактического осуществления (п. 9 ПБУ 10/99);
  • в части, приходящейся на реализованные товары (п. 228 приказа Минфина РФ «Методические указания по бухучету МПЗ» от 28.12.2001 № 119н).

Способ списания расходов на транспортировку товаров, указанный в Методических указаниях по бухучету МПЗ, считается оптимальным. При его использовании не будут возникать разницы между НУ и БУ транспортных расходов. Но он допустим лишь при значительной величине транспортно-заготовительных расходов — более 10% от выручки с продажи товаров.

В любом случае выбранный вариант списания транспортных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике.

Рассмотрим примеры проводок при различных вариантах отражения транспортных расходов в бухучете.

Пример

Для упрощения примера предположим, что на 01.09 по сч. 41, 44 не имеется никаких остатков.

За сентябрь были произведены операции:

  • приобретен товар на сумму 86 945,00 руб. (в т. ч. НДС 13 262,80 руб.);
  • расходы на транспортировку товара до места хранения (перепродажи) — 12 642,00 руб. (в т. ч. НДС 1 928,44 руб.);
  • реализован товар на сумму 92 769,00 руб.;
  • списана покупная стоимость реализованного товара:
    • при учете транспортных услуг в стоимости товара — 56 263,84 руб.;
    • при отдельном учете транспортных услуг на сч. 44 — 49 121,47 руб.

Операции

В стоимости товара (по условиям договора)

В издержках обращения

В полном объеме

В части реализованных товаров

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Приобретен товар

73 682,20

73 682,20

73 682,20

13 262,80

13 262,80

13 262,80

Отражены расходы на транспортировку товара до места хранения (продажи)

10 713,56

10 713,56

10 713,56

1 928,44

1 928,44

1 928,44

Продан товар

92 769,00

92 769,00

92 769,00

14 151,20

14 151,20

14 151,20

Списана стоимость покупки товаров

56 263,84

49 121,47

49 121,47

Списаны транспортные расходы

(по данным БУ)

10 713,56

8 035,17

= 10 713,56 – 2 678,39 (остаток транспортных расходов — расчет ниже)

Списаны транспортные расходы

(по данным НУ)

10 713,56

Расходы по доставке товаров до места хранения (перепродажи), включенные в стоимость товара по условиям договора, распределению не подлежат и списываются в полном объеме на момент их осуществления

8 035,17

= 10 713,56 – (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

Отражена разница между БУ и НУ по транспортным расходам

535,66

= (10 713,46 (БУ) – 8 035,17 (НУ)) × 20%

Стоимость остатка товара на 30.09

28 131,92

= 73 682,20 + 10 713,56 – 56 263,84

24 560,73

= 73 682,20 – 49 121,47

24 560,73

= 73 682,20 – 49 121,47

Остаток транспортных расходов на 30.09

2 678,39

= (10 713,56 / (73 682,20 + 24 560,73)) × 24 560,73

С другими примерами отражения проводок по транспортным расходам в бухучете можете ознакомиться в статье «Какими проводками отражаются транспортные расходы?».

Распределение транспортных расходов в 1С

Для того чтобы расходы на транспортировку товара до места складирования (продажи) распределялись в 1С, их нужно учитывать на сч. 44 с обязательным указанием статьи затрат «Транспортные расходы». Благодаря такой пометке программа сможет отыскать нужные транспортные расходы и распределить их по остатку товаров, учтенных на сч. 41. Распределяются расходы с помощью регламентной операции «Закрытие месяца».

Следует отметить, что в 1С изначально запрограммировано одинаковое распределение транспортных расходов как в НУ, так и в БУ. Поэтому если в учетной политике зафиксировано, что распределение транспортных расходов в БУ не ведется, то придется обращаться к службе поддержки организации, обслуживающей 1С, и просить о доработке учетной программы. В частности, о разработке функции отдельного учета транспортных расходов в НУ и БУ.

Еще один момент. Пользователи 1С могут по ошибке учесть в статье затрат «Транспортные расходы» расходы по транспортировке реализованного товара до покупателя. Вот этого делать не нужно. Эти расходы относятся к косвенным и должны быть списаны в месяце их осуществления. Распределению они не подлежат. Чтобы 1С ошибочно не распределила их, в статье затрат ставьте не «Транспортные расходы», а «Прочие». Только тогда они будут списаны учетной программой при закрытии месяца в полном объеме.

Расчет транспортных расходов на остаток товаров

Транспортные расходы, не включенные в цену товара, у торговых организаций относятся к прямым расходам. Следовательно, их надо распределять на остаток товаров на складе по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Алгоритм расчета распределения приведенный в ст. 320 НК РФ. Однако воспользоваться таким расчетом достаточно проблематично, так как в новой редакции данной статьи законодатель прописал, что к прямым расходам помимо расходов на доставку относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде. Поэтому бухгалтеру придется распределять на остаток товаров не только транспортные расходы, но и стоимость уже реализованных в этом периоде товаров. То есть законодатель предлагает часть стоимости уже реализованных товаров учитывать в составе прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров. Но ведь стоимость покупных товаров, согласно п. 1 ст. 268 НК РФ, должна списываться в расходы при их реализации. Поэтому применение новой нормы экономически не обосновано.

Пусть и транспортные расходы и стоимость товара на начало месяца равны нулю. За месяц поступило товаров на сумму 40 руб., из них продано товаров на 30 руб. и остаток товаров на конец периода составил 10 руб. (т.е. было продана 75% поступившего товара, а 25% осталось на складе). Транспортные расходы за период составили 8 рублей. Рассчитаем конечные остатки товаров и издержек для целей налогового и бухгалтерского учетов.

А. Бухгалтерский учет

Руководствуясь пунктом 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения (утв. Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995г. №№ 1-550/32-2) получаем:

транспортные расходы на начало месяца и произведенные в отчетном месяце = 0 руб. + 8 руб. = 8 руб.

сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец периода = 30 руб. + 10 руб. = 40 руб.

средний процент транспортных расходов, найденный как отношением «1» к «2» = 8:40=0,2.

сумму издержек, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, определяем умножением суммы остатка товаров на конец периода на средний процент =10 руб.*0,2 = 2 руб.

Таким образом, в бухгалтерском учете на конец месяца мы имеем 10 руб. на счете 41 «Товары» и 2 рубля на счете 44 «Расходы на продажу».

Б. Налоговый учет

Читаем статью 320 НК:

«1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце».

Заметьте, речь идет о прямых расходах. Прямые расходы по ст. 320 НК в торговле состоят из понесенных транспортных расходов и стоимости реализованных за период товаров. В нашем примере: 0 руб. на начало месяца + (8 руб. + 30 руб.) за месяц = 38 руб.

«2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца».

Как и в бухгалтерском учете получаем: 30 руб. + 10 руб. = 40 руб.

«3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п.1 настоящей статьи) к стоимости товаров (п.2 настоящей статьи)».

Получаем:38 руб. : 40 руб. = 0,95.

«4. Определяется сумма прямых расходов, относящихся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца».

Получаем: 10 руб. * 0,95 = 9,5 руб.

То есть остаток прямых расходов на конец месяца равен 9,5 руб. А поскольку прямые расходы включают и транспортные расходы, и стоимость самого товара, сравним «налоговые» 9,5 рублей с «бухгалтерскими» 12 рублями (10 руб. товары + 2 руб. издержки). Чувствуете разницу ?

Если в бухгалтерском учете мы получили логичный результат — 25% оставшегося на складе товара привели к тому, что и издержек осталось ровно 25% (т.е. 2 руб. от 8 руб.). А в налоговом?

Сумма товаров и издержек, образующих косвенные расходы, осталось меньше, чем товаров (9,5 руб. против 10 руб.) !!! И хотя для налогоплательщика такая арифметика выгодна (больше расходов за месяц принято для налогообложения), это едва ли оправдывает отсутствие логики в налоговом расчете.

Ошибка законодателей видится в том, что они включили в косвенные расходы торговли товары, реализованные за период. Если брать товары, поступившие, то налоговый порядок распределения будет полностью соответствовать бухгалтерскому. Пока же законодатели не поднатореют в арифметике, рекомендуем придерживаться существующих положений 320-й статьи НК. Разумеется, при этом бухгалтерский и налоговый учет значительно разойдутся.

В преддверии предстоящего вскоре заполнения декларации по налогу на прибыль за 2011г., стоит заняться анализом состояния регистров налогового учета в организации и, в случае необходимости, внести необходимые уточнения и дополнения.

Хорошо живется тому бухгалтеру, чей бухгалтерский учет максимально идентичен налоговому учету, оба этих учета автоматизированы и абсолютно верно и подробно обрабатываются программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета. При этом ведется подробный учет расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета, формируются все разницы в соответствии с ПБУ 18/02 и автоматически рассчитываются ОНА, ОНО, ПНА, ПНО и налог на прибыль в конечном итоге.

Таким людям можно только позавидовать. Они открывают отчет о прибылях и убытках, нажимают кнопку «заполнить» и, вуаля, вот он — готовый к предоставлению в налоговую инспекцию расчет по налогу на прибыль с приложениями и расшифровками. Жаль только, что подобным положением дел могут похвастаться далеко не все труженики бухгалтерского и налогового учета.

Но есть и хорошая новость! Наша статья призвана облегчить их скорбный и нелегкий труд, расставить точки над ё и оказать всяческое содействие в понимании и помощь в составлении налоговых регистров, на основании которых можно будет заполнить декларацию по налогу на прибыль.

Оценка транспортной составляющей в цене готовой продукции

Цена единицы готовой товарной продукции или услуги всегда включает транспортные затраты, которые в цене готовой продукции отражаются в виде транспортной составляющей.

Транспортная составляющая в цене готовой продукции – суммарные затраты на транспортировку от мест производства сырья к местам переработки или производства компонентов, от мест производства компонентов к местам производства готовой продукции, от мест производства готовой продукции к местам потребления.

В структуре цены готовой продукции транспортная составляющая имеет долю, величина которой зависит от сложности производимого товара и удаленности мест производства его компонентов, производства и потребления. Современные требования рыночного хозяйства направлены на сдержанное регулирование уровня цен, и главной задачей государства является недопущение нерегулируемого роста цен, так как это один из главных симптомов нарастания кризиса. Создание и расширение масштабов использования технологий логистики и формирование интегрированных транспортно-логистических систем позволяет сдерживать и по отдельным видам продукции снижать величину транспортной составляющей, сдерживая таким образом рост или снижая цены.

Проблемы ценообразования, формирования цены на единицу продукции/услугу можно считать наиболее сложными в практике хозяйствования. Несмотря на существование неценовых форм конкуренции, от правильности решений в области ценообразования в основном зависит конкурентоспособность предприятия и его экономическая устойчивость.

Процесс ценообразования предполагает оценку спроса на услуги, оказываемые предприятием; анализ структуры и динамики расходов, обеспечивающих эти услуги; анализ цен конкурентов; выбор стратегии и методов ценообразования, обеспечивающий превышение роста доходов предприятия над ростом его расходов и даже разработку «ценового поведения» предприятий в отрасли или на рынке.

Важно запомнить

Поскольку нижний предел цены определяется на основе измерения и анализа затрат на производство продукции, то можно считать, что факторы формирования расходов предприятия являются факторами формирования цены, опосредованными через себестоимость единицы продукции.

Далее необходима детализация факторов, определяющих величину расходов предприятия. Как и по отношению к факторам объема продукции, для анализа расходов можно выделить внешние факторы, например: уровень цен на материальные ресурсы, цена рабочей силы на рынке труда, климат и географическое расположение предприятия и др. Нельзя не учитывать и влияние внутренних факторов. Большое значение имеет выбранная предприятием политика затрат, используемые методы установления норм расхода материальных ресурсов, принятая мотивация исполнителей в производительном труде и в рациональном использовании основных и оборотных фондов и т.д. В транспортной отрасли используются устоявшиеся методы для установления цены транспортной услуги: затратные, рыночные, параметрические и др.

Затратные методы позволяют произвести калькуляцию себестоимости продукции и на этой основе определить прибыль, цену единицы продукции, объем доходов. К затратным относят методы: полных издержек, прямых затрат, предельных издержек, анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, надбавки к цене, учета рентабельности инвестиций.

Цена при использовании метода полных издержек («издержки плюс») определяется по формуле

где Р – продажная цена; С – полные издержки на единицу продукции; К – ожидаемая (нормативная) рентабельность, %.

При использовании метода прямых затрат цена определяется путем суммирования переменных затрат и определенной прибыли. Постоянные затраты при этом покрываются за счет маржинальной прибыли.

При использовании метода предельных издержек определение цены осуществляется по формуле

где МС – полные издержки производства.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли осуществляется на основе определения объема производства, обеспечивающего предприятию получение желаемой величины прибыли.

Ценообразование при помощи метода надбавки к цене позволяет определить цену продаж по формуле

где – цена продаж; – цена приобретения; т – повышающий коэффициент или торговая надбавка.

Метод учета рентабельности инвестиций предполагает определение цены с учетом платности финансовых ресурсов по формуле

где – плата за пользование кредитными ресурсами (процент за кредит); С – полные издержки на единицу продукции; Q – планируемый объем производства.

Затратные методы ценообразования основаны на учете полной величины затрат продавца и не отражают реального состояния рынка и возможности установления цены как равновесной, рыночной. Однако затратные методы позволяют наиболее точно оценить долю затрат в цене готового продукта.

Рыночные методы ценообразования предполагают ориентацию на сложившийся уровень спроса на продукцию/услуги, его эластичность и способность удовлетворить потребности потребителя, признаются гибкими и отражающими особенности меняющейся рыночной ситуации, а значит – цены подвержены в этом случае изменениям, колебаниям, их величина может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.

К рыночным относят методы с ориентацией на потребителя и на конкурентов. Спрос на продукцию на практике определить сложно, его оценка может проводиться с использованием статистических методов, социологических, экспертных, интервью и экспериментов. Успех рыночных методов основан на том, что производитель, понимая потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего продукта и реально оценить возможных конкурентов. В условиях жесткой конкуренции применение данных методов позволяет предприятию разработать ряд сценариев с тем, чтобы оперативно реагировать на изменение рыночных условий хозяйствования.

Величина затрат производства на единицу продукции в этой группе методов выполняет ограничительную роль для цены, ниже которой реализация продукции становится экономически невыгодной.

Параметрические методы ценообразования предполагают установление цен на производимую продукцию в соответствии с потребительскими свойствами продукта и соразмерно затратам на единицу параметра. К группе параметрических методов относят метод удельных показателей, метод регрессионного анализа, агрегатный метод, балльный метод.

Ценообразование по методу удельных показателей используется для небольших групп продукции, которые объединяются по одному основному параметру, определяющему уровень цены продукта:

где – удельная цена; N – значение параметра нового продукта; – цена базисного продукта; – величина параметра базисного продукта.

Метод регрессионного анализа используется для определения цены в зависимости от технико-экономических параметров продукции.

Сущность агрегатного метода заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделия, учитываемых в параметрическом ряду, по стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и ожидаемой прибыли.

Основой балльного метода являются экспертные оценки в баллах значимости параметров качества продукта для потребителя (вкус, цвет, запах, дизайн, эргономика, эстетичность, модность). Баллы рассчитываются по формулам

где – цена одного балла; М – балловая оценка i-го параметра изделия; – весомость i-го параметра.

Как правило, нормы расхода материальных ресурсов меняются под воздействием изменения технико-экономических параметров каждого их вида. Следовательно, приведенную зависимость можно перенести и на ценностные соотношения. Существенным недостатком параметрических методов ценообразования является игнорирование рыночной ситуации и полная концентрация внимания на параметрах продукта.

Выбрав один из предложенных методов ценообразования, предприятие может приступить к определению окончательной цены. Структура цены представляет собой совокупность элементов затрат и дохода отдельных субъектов, участвующих в товародвижении. Формирование различных видов цены, ее основные элементы представлены в табл. 4.1.

Значительную долю в структуре цены занимают транспортные затраты, которые в зависимости от особенностей продукции и рыночной ситуации включаются в издержки посредника или торговли. Также значительный удельный вес в структуре цены готовой продукции имеют налоги, которые устанавливаются либо как определенный процент, поднимающий цену, либо как фиксированная величина в рублях.

Таблица 4.1

Структура розничной цены готовой продукции

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг)

Прибыль производства

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

Акциз

Налог

на добавленную стоимость

Издержки

посредника

Прибыль

посредника

Налог на добавленную стоимость посредника

Издержки

торговли

Прибыль

торговли

Налог на добавленную стоимость торговли

Оптовая цена изготовителя

Оптовая отпускная цена

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Анализ структуры цены готовой продукции наглядно показывает влияние на розничную цену двойного налогообложения (например, при обложении акцизом) и наличия большого количества посредников.

Себестоимость продукции является комплексным экономическим показателем, в котором отражены совокупные суммарные затраты предприятия на производство продукции. Себестоимость единицы продукции принято использовать как один из основных оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. На себестоимость влияет много различных факторов, поэтому ее величина может быть неодинакова даже для тех предприятий, которые производят аналогичную по характеру продукцию или оказывают похожие услуги.

Факторы, определяющие величину затрат, обычно объединяют в две группы: структурные и функциональные.

Структурные факторы изменяют величину затрат в зависимости от организационно-производственной структуры предприятия, номенклатуры продукции, состава услуг и т.п. Структурные факторы связаны с характеристиками потенциала предприятия, они нс отражают интенсивность его деятельности.

В отличие от структурных, функциональные факторы рассматриваются обычно в связи с интенсивностью и содержательными особенностями деятельности деловой организации.

Существуют и другие варианты группировки затрат, используемые в особенных ситуациях или при производстве продукции, обладающей особыми свойствами. В результате классификации затрат по экономической характеристике расходов предприятия образуются крупные одноэлементные статьи. Расходы по однородным расходам в этих статьях сгруппированы и представлены как материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие расходы.

Материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов) состоят из расходов, связанных с производственной деятельностью предприятия, а также из расходов, используемых для управленческих нужд предприятия.

Расходы на оплату труда отражают совокупные затраты живого труда на предприятии и включают прежде всего затраты, возникающие в связи с оплатой труда всех категорий работников. Кроме всех начислений, связанных с формированием заработной платы (выплаты, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам, в процентах от дохода; премии за производственные результаты; надбавки за мастерство; надбавки, связанные с особыми условиями труда, за совмещение профессий; выплаты за время отпуска или за время выполнения работниками автотранспортных предприятий общественных обязанностей), в эту статью расходов включаются: затраты на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно; выплаты несовершеннолетним работникам, а также кормящим матерям за сокращенное в соответствии с Трудовым кодексом РФ рабочее время; денежные компенсации за неиспользованный отпуск; единовременные вознаграждения работников; надбавки в связи с работой в тяжелых природно-климатических условиях; выплаты в случаях вынужденного прогула; взносы работодателей по договорам добровольного страхования; выплаты работникам, привлеченным к работе по договору; выплаты работникам во время их обучения в системе повышения квалификации или переподготовки кадров; расходы, связанные с предоставлением льготного бесплатного проезда и др.

Сумма затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» формируется в соответствии с нормами, установленными законодательством, пропорционально сумме начисленной заработной платы по всем категориям работников. На 2014 г. ставка страховых взносов составила 30% (22% в Пенсионный фонд РФ, 2,9% в Фонд социального страхования РФ, 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) от начисленной заработной платы работника, за исключением категорий работников, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Величина расходов по статье «Амортизация основных фондов» определяется величиной амортизационных отчислений в связи с износом всех видов основных фондов. В статью «Амортизационные отчисления» включается амортизация по объектам основных фондов, сданных предприятием в аренду.

Прочие расходы предприятия весьма разнообразны и включают, к примеру, затраты на модернизацию и реконструкцию основных фондов, расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, расходы по обеспечению нормальных условий труда, налоги и сборы, сертификацию деятельности организации, экологические сборы, арендные платежи, расходы на командировки работников предприятия, расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские и тому подобные услуги, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку работников предприятия, расходы на маркетинг, расходы на канцелярские товары, почтовые, телефонные и тому подобные услуги, расходы, связанные с приобретением права на использование компьютерных программ, на обновление программ, на использование патентов и др. Полный перечень затрат, включаемых в статью «Прочие расходы», обычно устанавливается в отраслевых инструкциях по учету доходов и расходов предприятия.

На основе группировки и выделения статей затрат по признаку их экономической однородности формируется смета затрат на производство продукции (услуг). Представление затрат в форме сметы используется при составлении баланса предприятия и при организации деятельности отдельных его служб.

Кроме расходов по обычным видам деятельности, выделяют операционные и внереализационные расходы.

К операционным расходам предприятия относятся расходы: сопутствующие продаже или списанию основных средств; связанные с кредитованием предприятия (плата за пользованием кредитами банка и др.); связанные с участием в уставных капиталах других предприятий и др.

Достаточно разнообразен перечень внереализационных расходов предприятия – это пени и штрафы, перечисляемые в бюджет платежи за сверхнормативные выборы загрязняющих веществ в окружающую среду, штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на поставку продукции, средства, перечисляемые профсоюзным организациям, оплата путевок на лечение или отдых, компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, суммы материальной помощи работникам на приобретение или строительство жилья, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам предприятия и др.

Помимо группировки статей затрат, принятой при формировании сметы затрат по обычным видам деятельности, используется группировка по производственному признаку, или по месту возникновения затрат. Данная классификация затрат используется при составлении калькуляции себестоимости, когда рассчитывается себестоимость единицы продукции (услуг) по отдельным статьям и по месту возникновения затрат, например, в основном производстве, во вспомогательном производстве, при осуществлении управления предприятием.

Важно запомнить

Большинство включенных в калькуляцию статей затрат одноэлементны, но «накладные расходы» – это комплексная статья, включающая в себя разноименные затраты. Это обстоятельство приводит к необходимости детализации при учете и планировании накладных расходов предприятия, тем более что перечень этих расходов достаточно велик, а удельный вес накладных расходов в себестоимости продукции весьма ощутим при составлении баланса затрат.

Следующая классификация затрат базируется на том, что затраты в разной степени реагируют на изменение объема продукции (услуг). Часть затрат (условно-переменные) изменяется пропорционально изменению объема продукции. Другая часть затрат (условно-постоянные) не столь адекватно реагирует на изменение объема продукции. Зная различия в схеме формирования условно-постоянных и условно-переменных расходов, менеджер может активно влиять на структуру и величину себестоимости продукции (услуг), улучшая или хотя бы сохраняя их качества, важные для потребителя. Разделение постоянных и переменных расходов учитывается также в процессе управленческого и финансового анализа.

Важно запомнить

Деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные незаменимо при проведении CVP-анализа (анализа безубыточности и оценки запаса безопасности), базирующегося на формате отчета о прибыли на основе вложенного дохода.

В ходе производства могут возникнуть затраты, связанные с нерациональным использованием основных фондов, неточным планированием численности работников или с перерасходом материальных ресурсов. Такие затраты относятся к непроизводительным.

Обобщение перечисленных выше признаков классификации затрат по целям управленческого учета приведено в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Классификация затрат на производство продукции

Цель учета затрат

Признак классификации

Группа затрат

1. Калькулирование

Экономическая роль затрат в процессе производства продукции (услуг)

Основные, накладные

Степень однородности затрат, включенных в одну статью

Одноэлементные, комплексные

Степень полезности затрат

Производительные, непроизводительные

Периодичность

Периодические (внепроизводственные), распределяемые (производственные)

Способ включения затрат в себестоимость

Прямые, косвенные

Отражение в балансе

Входящие, истекшие

2. Принятие решений, планирование и прогнозирование затрат

Реакция величины затрат на изменение объема продукции

Условно-переменные, условно-постоянные, прогрессивные, дигрессивные

Очевидность

Явные, вмененные

Роль при принятии решений

Релевантные, нерелевантные

Дополнительное производство

Предельные (маржинальные), приростные (инкрементные)

Обратимость

Безвозвратные (необратимые)

3. Контроль и регулирование затрат

Возможность контроля со стороны субъектов управления

Контролируемые, неконтролируемые

Подверженность влиянию менеджера

Регулируемые, нерегулируемые

Метод учета

Нормативные (сметные), фактические

Себестоимость единицы продукции рассчитывается отношением суммы затрат к объему продукции, который может быть представлен натуральным показателем или стоимостным показателем (в рублях дохода).

Таким образом, при расчете себестоимости единицы продукции учитывается не только собственно величина затрат, но и полученный предприятием результат его деятельности. Это объясняет многочисленность и разнообразие факторов себестоимости.

Различают внутренние и внешние факторы себестоимости единицы продукции (услуг), т.е. факторы, возникающие в ходе внутрипроизводственной деятельности предприятия и факторы, возникающие в его внешней среде. В качестве внутренних (внутрипроизводственных) факторов можно назвать: эффективность системы мотивации труда; качество оперативного управления производством; эффективность использования станочного оборудования; уровень квалификации работников и т.п. Внешними могут быть названы следующие факторы: надежность поставщиков материальных ресурсов; уровень цен на рабочую силу на рынке труда; уровень цен на энергоносители; природно-климатические условия и др.

Факторы себестоимости можно также сгруппировать по функциональному характеру. Чаще всего выделяют и рассматривают такие группы факторов себестоимости, как организационные, технические, технологические, социально-экономические. Возможны и другие группировки, позволяющие выделить отдельные области и особенности управленческих воздействий, направленных на снижение себестоимости единицы продукции.

Структура себестоимости, т.е. соотношение величины отдельных статей в пределах общей суммы, зависит от характера и масштаба производства. В зависимости от характера производства формируется не только соотношение, но и состав затрат.

Необходим постоянный и достаточно объективный контроль затрат. Контроль затрат находится в области плановой и оперативной работы менеджеров предприятия и играет немаловажную роль в обеспечении высокой рентабельности производства.

По динамике величины отдельных статей затрат и по их внутренней структуре можно судить об эффективности политики затрат на данном предприятии. Дополнительная информация, используемая при оценке политики затрат, может быть получена в итоге анализа данных о соотношении общей суммы затрат и отдельных их статей с результатами деятельности предприятия. Целесообразно, например, сравнить за ряд периодов соотношение текущих расходов предприятия и объема продаж. Повышение указанной пропорции означает, что предприятие не держит текущие затраты под контролем, а это отрицательно сказывается на уровне рентабельности. В свою очередь, снижение пропорции свидетельствует о высокой затратной эффективности производства. Можно также сопоставить индекс текущих расходов с индексом прибыли, исчисленной до уплаты налогов.

Пример из практики

Транспортные затраты распределяются на полный объем соответствующей продукции, что позволяет включать их в себестоимость. Величина транспортных затрат не постоянная в различные отчетные периоды, а ее распределение неравномерно.

Транспортные затраты прямым счетом включаются в себестоимость тех видов продукции, к которым они относятся. При невозможности такого отнесения они могут ежемесячно распределяться между отдельными видами реализованной продукции исходя из показателей веса, объема, плановой себестоимости и других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости.

По каждому виду продукции транспортные затраты равномерно распределяются между реализованной продукцией и остатком готовой продукции на конец месяца, исходя из величин учетной себестоимости. Расчет производится с использованием среднего процента коммерческих расходов.

Мнение специалистов

Величина транспортной составляющей в цене готовой продукции оценивается в пределах интервала 40–60%.

Таким образом, транспортная составляющая в цене готового продукта – это не только совокупность затрат на транспорт, она включает также затраты на:

  • – подготовку товара на складе, его хранение, упаковку и маркировку, комплектование партий груза, операции с грузом на складе;
  • – погрузку товара на транспортное средство первого перевозчика;
  • – транспортировку груза со склада отправителя в пункт передачи товара второму перевозчику;
  • – транспортно-экспедиторское обслуживание на первом этапе перевозок;
  • – аренду транспортного оборудования на первом этапе перевозок (контейнеры, краны, вилочные и прочие погрузчики, конвейеры и т.д.);
  • – выгрузку товара в пункте перевалки;
  • – погрузку товара на транспортное средство второго перевозчика;
  • – оплату таможенных сборов и пошлин;
  • – страхование груза;
  • – транспортно-экспедиторское обслуживание и другие услуги;
  • – транспортировку товара вторым перевозчиком;
  • – аналогичные расходы следующих перевозчиков.

Недостаток развития транспортных связей между субъектами экономики и слабая транспортно-логистическая система приводят к росту транспортной составляющей в цене готовой продукции, а это негативно сказывается на состоянии национальной экономики и вызывает рост цен. Из чего следует, что для снижения транспортной составляющей в цене готовой продукции необходимо в качестве основных мер:

  • – развивать транспортно-логистическую инфраструктуру;
  • – сокращать число посредников в продаже сырья, энергии, комплектующих для производства, готовой продукции и услуг до оптимального значения;
  • – повышать качество транспортных услуг;
  • – снижать транспортные тарифы, обеспечивая условия роста производительности труда в транспортной отрасли.
  • Большухина И. С. Экономика предприятия : учеб, пособие / под общ. ред. В. В. Кузнецова. Ульяновск : Изд-во УлГТУ, 2007. С. 62.
  • Кононова Г. Л. Экономика организации: конспект лекций. СПб., 2008. С. 40–45.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*