admin / 05.06.2019

Отраслевой стандарт бухгалтерского учета

Новые стандарты бухучета 2019

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Бухгалтерский учет отраслевой. Автор: Бобырева М.А., редактор: В авторской редакции

Учет затрат на строительство у заказчика-застройщика может вестись на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» или счете 20 «Основное производство». Выбор счета для учета затрат на строительство зависит от цели создания объекта и способа его финансирования. Обычно выделяют три варианта. Объект (или его часть) создается:

1) для собственных нужд. При этом используются как собственные, так и заемные средства;

2) на средства инвесторов (дольщиков) с целью его дальнейшей передачи в их пользование;

3) за счет собственных средств с целью его дальнейшей реализации.

При первом варианте речь идет об осуществлении долгосрочных инвестиций в создание объекта основных средств, поэтому затраты по строительству объекта отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При втором варианте можно говорить об осуществлении застройщиком долгосрочных инвестиций за счет сторонних заказчиков. В соответствии с п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом МинФина России от 30.12.1993 № 160, затраты застройщика в части средств сторонних заказчиков отражаются в учете как капитальные вложения по дебету счета 08.

Рассматривая третий вариант, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с указанным Положением под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, поэтому в том случае, если объект (или его часть) создается с целью дальнейшей реализации, затраты застройщика по его созданию подлежат отражению на счете 20 «Основное производство».

По окончании строительства стоимость объекта, созданного по первому и второму вариантам, отражается в бухгалтерском учете в составе основных средств застройщика (счет 01). Исключение составляют случаи, когда по условиям договора на строительство балансодержателем объекта является другое лицо: инвестор, администрация города или района и т.п.

При осуществлении строительства по третьему варианту затраты по строительству объекта списываются на счет реализации (90).

Затраты на строительство объекта отражаются в учете в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. На счетах затрат (08, 20) учитываются также расходы на приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

До вступления в силу части второй НК РФ суммы НДС, уплаченные подрядчикам при выполнении строительно-монтажных работ, относились у застройщика на увеличение первоначальной стоимости объекта, законченного капитальным строительством. С 1 января 2001 г. в связи с вступлением в силу гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ порядок налогообложения изменился. В соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные застройщиком подрядным организациям за проведение строительно-монтажных работ, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам после принятия на учет объектов завершенного капитального строительства.

Согласно п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ НДС, уплаченный заказчиком при приобретении оборудования, отраженного в смете на строительство и переданного подрядчику на давальческих условиях, подлежит вычету при принятии на балансовый учет законченного строительством объекта.

Затраты на строительство объекта учитываются следующим образом (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Федеральные учетные стандарты

Федеральные бухгалтерские стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности и устанавливают, в частности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухучету и списания;
  • допустимые способы оценки учетных объектов;
  • порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в иностранной валюте, в рубли;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности;
  • упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов предусмотрен ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Федеральные стандарты утверждаются Минфином (ст. 23 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329).

До утверждения федеральных стандартов основными российскими стандартами бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) (ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ. К национальным учетным стандартам можно также отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), а также Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина от 30.12.1993 № 160).

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*