admin / 21.07.2019

Неустойка по договору

Содержание

Определение разновидностей неустоек

Размер неустойки за нарушение сроков выполнения работ определяется договором, заключённым между исполнителем и заказчиком или же правовыми нормами действующего законодательства.

Законные основания выделяют следующие виды неустоек при отсутствии доказательств выполненной работы:

  • просрочка оплаты процентной ставки по рефинансированию центрального банка. Максимальный процент составляет не более 2 %;
  • опоздание по установленным срокам почтовых пересылок. Сумма неустойки составляет 3% от размера уплаченного пособия;
  • отсутствие оплаты по срокам при закупке продукции для государственного обеспечения. Размер выплаты составляет 2%, а при просрочке более 30 дней 3%.

Вышеуказанные положения носят общий характер и при рассмотрении индивидуального случая необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • изучение всех обстоятельств возникшей ситуации;
  • знание всех законодательных норм и ожидание реального результата;
  • решение возникшего вопроса зависит от стечения различных факторов.

Кроме оплаты пени исполнитель обязан выполнить работу, вне зависимости от того в какие сроки был выплачен назначенный штраф.

Читайте куда направлять жалобы на сайт.

А информация о том, как заказать перевозку вещей через РЖД.

права потребителя по продовольственным товарам.

Принципиальные отличия между штрафом и пеней

Понятия штраф и пеня являются способом исчисления неустойки. При этом данные определения имеют некоторые различия в юридической терминологии.

Под теримином штраф понимают размер фиксированной выплаты, которую исполнитель обязан выплатить заказчику согласно условиям прописанного договора.

Пеня имеет накопительный характер и начисляется ежедневно в определённом процентном содержании. В некоторых случаях обе стороны договариваются о единой сумме, которая также будет вноситься каждый день.

Оплата пени производится с момента неуплаты суммы по договору или же при невыполнении какой-либо услуги и длится до внесения задолженности. Данные условия определяют отличие между этими понятиями.

Получение законной неустойки при нарушении сроков выполнения работы или оказания услуги зависит от правильного осуществления следующих действий:

  • составление письменной претензии со всеми необходимыми требованиями (условия невыполнения договора и размер взыскиваемой суммы). Сроки рассмотрения документа исполнителем составляют 10 дней;
  • подача иска в суд или написание жалобы в Роспотребнадзор, если исполнитель по истечении времени не выполнил оговорённые условия и не выплатил сумму неустойки.

Заявление о выплате неустойки имеет произвольную форму с обязательным содержанием всех нужных документов (копия договора, другие подтверждающие бумаги). При рассмотрении вопроса в суде необходимо предоставление второго экземпляра составленной претензии.

Вынесение судебного приговора в пользу заказчика подразумевает погашение всех задолженностей по неустойкам, выполнение незаконченных работ и возмещение всех убытков, которые понёс заказчик.

Важно! Если исполнитель получил извещение по выплате неустойки, но уверен в своей правоте, то он имеет право обратиться в суд и оспорить данное заявление. Для этого необходимы документы, подтверждающие выполнение всех условий, прописанных в договоре или действующем законодательстве.

Расчёт на примере

В случае нарушения сроков предоставляемых услуг, заказчик имеет полное право потребовать оплату неустойки, которую рассчитывают по определённому алгоритму. Сумма начисляется в просроченные сроки до момента погашения задолженности или выполнения договора о проделанной работе.

Например, в договоре о выполнении работы указаны конечные сроки получения услуги с 15.07.2017 по 20.07.2017. Если исполнитель начал деятельность 21.07.2017, то с этой даты начинают отсчёт оплаты неустойки.

Советуем ознакомиться со статьей «На каких условиях можно вернуть товар купленный в кредит».

вы можете узнать о том, как можно вернуть деньги на карту с телефона.

Если время исчисления условий договора оговаривается в часах, то оплата неустойки осуществляется с момента начала просрочки заключённого контракта.

Пример расчёта суммы заключается в предоставлении таких данных:

  • общая цена заказа 20000 рублей;
  • старт выполнения работы в соответствии с договором 15.07.2017;
  • окончание работы в соответствии с договором 20.07.2017;
  • начало работы по факту 17.07.2017;
  • срок просрочки составляет 2 дня.

Сумму, исходя из вышеуказанных данных, рассчитывают по следующей формуле:

20000/100*3= 600 рублей в день. Соответственно, за двое суток размер задолженности составит 1200 рублей.

Несение ответственности за невыполнение

Действующее законодательство регулирует правовые отношения заказчика и исполнителя в отношении порядка выплат по невыполненным обязательствам.

Требование потребителя при нарушении условий заключённого договора вполне обоснованно и выполняется в обязательном порядке, по добровольному решению или же после вынесения судебного приговора.

Получение извещения о задолженности по неустойке обязывает исполнителя выплатить назначенную сумму и предоставить выполненные работы в полном объёме.

В случае невыполнения обязательств, применяются штрафные санкции, а при игнорировании образовавшейся ситуации дальнейший исход дела решается в суде.

Важно! Освобождение от оплаты суммы задолженности возможно при наличии весомых доказательств невиновности исполнителя (нарушение графика работы по непредвиденным обстоятельствам).

Процедура начисления и получения неустойки по невыполненным обязательствам зависит от сроков, прописанных в договоре и личной договорённости обеих сторон. Рассмотрение дела в суде требует наличия подтверждающих документов и чаще всего решается в пользу заказчика.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 2,5
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 2
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1,5
Более 100 млн руб. 0,5

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил):

П = (Ц – В) x С ,

где:

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил):

С = СЦБ x ДП ,

где:

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил):

К = (ДП / ДК) x 100% ,

где:

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил):

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (СЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К:

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ, равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

    ПРИМЕР 2

    Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К:

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Автоматически меняется значение коэффициента К, который надо учитывать: он попадает в диапазон «50-100%», а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

    С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

    Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

    ПРИМЕР 3

    Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    Снова изменился диапазон значений коэффициента К, теперь он составляет «100% и более» – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

    С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

    Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 10
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1
Более 100 млн руб. 0,5

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5, ч. 6, ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил, – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также: «Нужно ли вносить изменения в контракт, заключенный в 2013 году на 2014 год, в части размера неустойки в связи с принятием новых правил?»

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».

В условиях неопределенности

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны»

(ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил.

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Новости по теме:

  • Обязанность проводить экспертизу результатов контракта по госзакупкам могут связать с ценой контракта – «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Если нарушены обязательства по договору поставки…

С. Мухин

Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2017

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

  • до 3 млн руб. – 3%;

  • от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

  • от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 — 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

7 105 31 340

7 302 34 730

200 000

Оплачен поступивший в учреждение товар

7 302 34 830

7 201 11 610

200 000

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

2 209 40 560

2 401 10 140

38 250

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

7 105 31 340

7 302 34 730

300 000

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 — 38 250) руб.

7 302 34 830

7 201 11 610

261 750

Отражено прекращение встречных требований зачетом

2 302 06 830

2 209 40 660

38 250

7 302 34 830

7 304 06 730

38 250

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора неустойка удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на лицевой счет учреждения

3 201 11 510

3 304 01 730

150 000

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

7 105 31 340

7 302 34 730

200 000

Оплачен поступивший в учреждение товар

7 302 34 830

7 201 11 610

200 000

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

2 209 40 560

2 401 10 140

38 250

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

7 105 31 340

7 302 34 730

300 000

Произведена оплата подрядчику согласно договору

7 302 34 830

7 201 11 610

300 000

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

2 304 06 830

2 209 40 660

38 250

3 304 01 830

3 304 06 730

38 250

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 — 38 250) руб.

3 304 01 830

3 201 11 610

111 750

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

3 304 06 830

3 201 11 610

38 250

2 201 11 510

2 304 06 730

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

1 209 40 560

1 401 10 140

38 250

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

7 105 31 340

7 302 34 730

500 000

Произведена оплата по контракту поставщику

1 302 34 830

1 304 05 340

500 000

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

1 304 04 140

1 303 05 730

38 250

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

1 303 05 830

1 209 40 660

38 250

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

  • 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

  • 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

  • 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

* * *

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Договором принято считать документ, в котором четко прописаны все требования по выполнению каких-либо работ либо услуг, а также права и обязанности сторон, нарушение которых может привести к штрафным санкциям, вплоть до разрыва действующего соглашения.

Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.

Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству

В том случае, если одна из сторон договора не выполняет свои обязательства, это может привести к различным последствиям.

Существует несколько разновидностей ответственности, а именно:

  • долговая (по согласованию сторон);
  • долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).

В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде:

  • штрафной пени;
  • в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
  • исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
  • взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
  • возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.

На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.

Понятие штрафных санкций

Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).

Неустойка – прописанная законодательством либо соглашением фиксированная сумма, которая должна быть в обязательном порядке выплачена должником , в том случае, если с его стороны были нарушены обязательства, указанные в договоре либо не выполнены в полном объеме.

В процессе требований о выплате штрафных санкций, сторона, которая должна получить оплату за невыполненные обязательства должником, не обязана доказывать свою правоту.

Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.

Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение неустойки даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.

Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:

  • за попытку использования чужого капитала;
  • за попытку уклонения от денежных выплат;
  • другие денежные махинации.

За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.

Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.

В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи искового заявления. Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.

Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.

Уменьшение процентов штрафных санкций могут быть только в том случае, если суд определил, что неустойка явно не отвечает реальности, то есть существенно завышена.

Порядок взыскания

Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.

Как правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо, в котором обязательно должно быть указано:

  • подробное описание претензии;
  • информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
  • установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.

Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист.

Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.

Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.

В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.

Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать компенсацию морального и материального ущерба, которые возникли в результате задержки выплат неустойки.

Правила учета

Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо реализации своего товара), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.

Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.

В бухгалтерском учете

Необходимо понимать, что абсолютно все требования, которые предъявляются контрагенту, относительно получения прибыли, в обязательном порядке должны быть включены в состав прочих доходов.

Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.

То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.

Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.

Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях

Выплата НДС регламентируется Налоговым Кодексом РФ, и в разных случаях немного отличается между собой.

НДС с суммы штрафных санкций

Для формирования НДС с сумму штрафных санкций необходимо брать во внимание главу 21 Налогового Кодекса РФ.

Таким образом, для расчета НДС данного вида, следует учитывать тот факт, что штрафные санкции взаимосвязаны с прибылью реализованного товара.

Порядок начисления

Общая сумма штрафов за нарушение действующего законодательства, которые были оплачены продавцом, не увеличивают НДС.

Министерство Финансов четко регламентирует этот момент. Если определенные финансовые средства были получены не в результате реализации каких-либо товаров либо услуг, при расчете НДС они не учитываются.

Что касается штрафов, которые были получены продавцом каких-либо товаров, то такие финансовые средства необходимо в обязательном порядке привязывать к суммам, которые были получены в результате продаже товаров либо услуг, и включать их в состав НДС.

Стоит обратить внимание на тот факт, что подобные штрафные санкции могут увеличить размер НДС только в том случае, если процесс реализации состоялся в полной мере.

Отражение в учете

Решение о начисление, в том числе и оплате НДС по полученным денежным средствам в виде штрафных санкций решаются в индивидуальном порядке. Законом это никак не предусмотрено.

Однако любое решение должно быть отображено в учетной политике.

В программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать счет-фактуру по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:

Неустойка по договору возмездного оказания услуг: понятие, правовое регулирование

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы установления неустойки, ее формы, размеров и др., является Гражданский кодекс РФ (далее — ГК), в котором данному способу обеспечения обязательств посвящен § 2 в главе 22, а также ряд отдельных норм (в частности, ст. 12, 64, 207 и др.).

Кроме того, важными источниками регулирования вопроса являются обычаи делового оборота, а также судебная практика. Так, нормы о неустойке дополнительно рассматриваются и конкретизируются в постановлении Пленума Верховного суда «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» от 24.03.2016 № 7, Обзоре судебной практики Верховного суда № 2 (2016), утвержденном Президиумом ВС 06.07.2016, и ряде других судебных актов.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 330 ГК неустойка как способ обеспечения исполнения сторонами взятых на себя по сделке обязательств обладает следующими признаками:

  • представляет собой определенную денежную сумму;
  • устанавливается по соглашению сторон или же может следовать из нормы закона;
  • наступает вследствие неисполнения стороной своих обязательств или исполнения с нарушением определенных условий договора, например сроков;
  • выплачивается в интересах пострадавшей стороны (кредитора);
  • не связана с наличием убытков стороны, чьи интересы по сделке были нарушены;
  • следует лишь в случаях виновности в действиях исполнителя (за неисполнение обязательства по причине действий самого кредитора требовать выплаты неустойки никто не имеет права).

Указанные признаки и составляют понятие неустойки.

Законная неустойка по договору оказания услуг

Неустойка, в том числе и по договору оказания услуг, в силу п. 1 ст. 330 ГК может устанавливаться сторонами в качестве одного из условий заключаемой сделки либо следовать из законодательного акта. Во втором случае дополнительного ее закрепления в договоре либо отдельном соглашении не требуется, а заказчик вправе требовать ее выплаты независимо от наличия соответствующего условия в договоре.

Законную неустойку по договору оказания услуг устанавливают различные нормативные документы, в том числе:

  • за нарушение правил и сроков перевозок по договорам оказания услуг перевозок пассажиров, багажа или грузов различными видами транспорта — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Устав железнодорожного транспорта, Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс;
  • нарушение сроков оказания услуг хозяйствующего субъекта физическому лицу по соответствующему договору — п. 5 ст. 28, ст. 30, п. 3 ст. 31 закона «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300-1 (3% стоимости услуг или общей цены договора, если стоимость услуг отдельно выделить не представляется возможным);
  • отказ добровольного удовлетворения законного требования потребителя по договору оказания услуг — п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителя» от 07.02.1992 № 2300-1 (50% от присужденной судом в пользу взыскателя — потребителя суммы);
  • нарушение сроков доставки почтового отправления или денежного перевода по договору оказания услуг почтовой связи — ст. 34 закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (3% платы за пересылку в день при отправлении наземным транспортом или разница между стоимостью воздушной и наземной пересылке при отправлении самолетом).

Существуют и иные виды законной неустойки, в том числе в отношении получателя услуг, включая коммунальные услуги.

Неустойка по договору возмездного оказания услуг

Неустойка (штраф, пеня) — это установленная договором или законом денежная сумма, которая выплачивается стороной, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательства по договору (п. 1 ст. 330 ГК РФ). При ее истребовании необходимо доказать факт нарушения обязательства.

Согласование условия о неустойке

Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме (ч. 1 ст. 331 ГК РФ). Письменная форма такого соглашения будет считаться соблюденной, если стороны включат условие о неустойке непосредственно в договор возмездного оказания услуг. Для этого в договоре необходимо предусмотреть:

— случаи и размер уплаты штрафа;

— случаи и размер уплаты пени;

— ограничения взыскания неустойки.

Необходимо учитывать, что условие об уплате стороной неустойки в случае одностороннего отказа от исполнения договора на основании ст. 782 ГК РФ может быть признано ограничивающим предусмотренное в указанной статье право на односторонний отказ и, следовательно, недействительным.

Если условие о неустойке не согласовано сторонами

Стороны не вправе будут требовать ее уплаты в соответствии со ст. ст. 330, 331 ГК РФ. Так, исполнитель не сможет взыскать неустойку за просрочку оплаты услуг заказчиком (см. Риск исполнителя 7.3.1).

Исключение составляют случаи, когда уплата неустойки установлена законом (ст. 332 ГК РФ). Например, ч. 5 — 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за просрочку исполнения сторонами обязательств по контракту на оказание услуг предусматривают неустойку.

При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о неустойке за просрочку исполнения денежного обязательства пострадавшая сторона может требовать уплаты ей процентов согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ, а также возмещения убытков, предварительно доказав их.

В случае отсутствия в договоре условия о неустойке за просрочку исполнения обязательства, не являющегося денежным (например, просрочку оказания услуг, предоставления материала и оборудования и др.), пострадавшая сторона может требовать только возмещения причиненных убытков на основании п. 1 ст. 393 ГК РФ. Если же нарушение условий договора повлекло правомерный отказ стороны от договора, то у нарушившей стороны в силу ст. 1102 ГК РФ может возникнуть денежное обязательство по возврату неосновательного обогащения, на сумму которого могут быть начислены проценты по ст. 395 ГК РФ (п. 2 ст. 1107 ГК РФ). Так, исполнитель должен будет вернуть сумму неотработанного аванса в связи с отказом заказчика от исполнения договора на основании п. п. 2, 3 ст. 715, ст. 783 ГК РФ).

Уменьшение неустойки, несоразмерной последствиям нарушения обязательства

По общему правилу суд вправе уменьшить неустойку, рассчитанную согласно условиям договора, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ).

В связи с этим необходимо учитывать следующее.

  1. Должнику, являющемуся коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем либо некоммерческой организацией, деятельность которой приносит доход, следует подать обоснованное заявление о снижении неустойки (п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Такое заявление (ходатайство) подается по правилам ст. 159 АПК РФ. Возражения относительно исковых требований не могут рассматриваться как заявление о несоразмерности неустойки и ходатайство о ее снижении (подтверждение данного вывода см. в Правовых позициях высших судов). Должник обязан доказать, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к возникновению у кредитора необоснованной выгоды (п. 2 ст. 333 ГК РФ, п. 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
  2. Размер неустойки, взыскиваемой с иных лиц, суд может снизить на основании ст. 333 ГК РФ как по заявлению должника, так и по собственной инициативе, если установит очевидную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (п. 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
  3. Размер неустойки за просрочку денежного обязательства не может быть меньше средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, существующих в периоды просрочки в месте жительства кредитора или месте нахождения кредитора — юридического лица (п. п. 1, 6 ст. 395 ГК РФ, п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).
  4. При уменьшении неустойки за нарушение неденежного обязательства предусмотренные п. 6 ст. 395 ГК РФ правила о снижении процентов на сумму долга (процентов за пользование чужими денежными средствами) не применяются, если иное не установлено законом (п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Внимание! Условие договора об ограничении или запрете применения ст. 333 ГК РФ является ничтожным (п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Случаи уплаты штрафа и его размер по договору возмездного оказания услуг

Штраф — это единовременная денежная выплата за допущенное нарушение. Его выгодно установить, если пострадавшей стороне важен факт неисполнения обязательства, а не нарушение срока его исполнения. При согласовании штрафа необходимо определить его размер и основание выплаты.

Штраф может быть предусмотрен, например, за привлечение исполнителем третьих лиц для оказания услуг в нарушение ст. 780 ГК РФ и за другие случаи неисполнения обязательств по договору.

Размер штрафа может быть определен указанием либо конкретной суммы, подлежащей уплате в случае нарушения условий договора, либо способа его расчета (например, в процентах от стоимости подлежащих оказанию услуг).

Примеры формулировки условия:

«Исполнитель обязан оказать услуги лично. В случае привлечения исполнителем третьих лиц для оказания услуг заказчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере ________ рублей».

«В случае нарушения исполнителем срока оказания услуг последний обязан уплатить заказчику штраф в размере ____% от стоимости услуг».

Стороны договора вправе установить любой размер штрафа. Однако следует учитывать, что суд может уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ).

По смыслу п. 1 ст. 431.2 ГК РФ штраф может быть установлен в договоре за предоставление другой стороне недостоверных заверений об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения договора. Речь идет об обстоятельствах, имеющих отношение в том числе к предмету договора, полномочиям на его заключение, наличию необходимых лицензий и разрешений либо относящихся к третьему лицу. Признание договора незаключенным или недействительным само по себе не будет препятствовать взысканию неустойки (абз. 2 п. 1 ст. 431.2 ГК РФ).

Недостоверными могут оказаться заверения со стороны как исполнителя, так и заказчика (например, заверения исполнителя о наличии у него соответствующей квалификации для оказания определенных услуг, заверения заказчика о наличии действительных полномочий у лица, которое будет подписывать акт оказания услуг).

Обязанность уплатить штраф возникает, если сторона, предоставившая недостоверные заверения, исходила из того, что контрагент будет полагаться на них, или имела разумные основания исходить из такого предположения (абз. 3 п. 1 ст. 431.2 ГК РФ). Если сторона дала недостоверные сведения при осуществлении предпринимательской деятельности, она должна будет уплатить штраф вне зависимости от того, было ли ей известно о недостоверности таких заверений (иное может быть предусмотрено соглашением сторон). В этом случае сторона, предоставившая недостоверные заверения, предполагается знавшей о том, что контрагент будет на них полагаться (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ).

Если условие о штрафе в договоре не согласовано

В этом случае потерпевшая сторона не вправе требовать уплаты штрафа (п. 1 ст. 330, ст. 331 ГК РФ). Она может потребовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ), а в случае нарушения другой стороной денежного обязательства — также уплаты процентов по п. 1 ст. 395 ГК РФ.

Случаи уплаты пени и ее размер по договору возмездного оказания услуг

Пеня — это определенная денежная сумма, подлежащая уплате должником за каждый день (час, месяц или иной период) просрочки исполнения обязательства. При установлении пени необходимо определить ее размер и период просрочки исполнения (день, неделя, месяц), за который она предусматривается.

Пеню можно установить за следующие нарушения обязанностей исполнителя:

— просрочка оказания услуг (см., например, Определение ВАС РФ от 15.12.2009 N ВАС-16640/09, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2006 по делу N А56-56362/2005) (Определением ВАС РФ от 14.03.2007 N 2333/07 по делу N А56-56362/2005 отказано в передаче данного дела для пересмотра в Президиум ВАС РФ);

— просрочка устранения недостатков оказанных услуг (п. 1 ст. 723, ст. 783 ГК РФ). О возможности применения п. 1 ст. 723 ГК РФ к отношениям сторон по договору возмездного оказания услуг;

— просрочка выполнения исполнителем иного обязательства (п. 4 ст. 421, ст. 330 ГК РФ).

Пример формулировки условия:

«В случае просрочки оказания услуг заказчик вправе потребовать взыскания с исполнителя неустойки в размере 0,1 процента от цены услуг за каждый день просрочки».

Пеню можно установить за следующие нарушения обязанностей заказчика:

— просрочка оплаты оказанных услуг (см. п. 1 ст. 781 ГК РФ, Определение ВАС РФ от 09.12.2008 N 15623/08 по делу N А76-978/2008-21-47, Определение ВАС РФ от 28.07.2008 N 9613/08 по делу N А40-54980/07-48-503);

— просрочка предоставления материалов, оборудования, технической документации (см. п. 1 ст. 719, ст. 783 ГК РФ);

— просрочка исполнения заказчиком иного обязательства (п. 4 ст. 421, ст. 330 ГК РФ);

— просрочка внесения предоплаты (см. п. 2 ст. 711, ст. 783 ГК РФ).

Пример формулировки условия:

«В случае просрочки оплаты оказанных услуг исполнитель вправе потребовать взыскания с заказчика неустойки в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки».

Стороны договора вправе установить любой размер пени. Однако следует учитывать, что суд может уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ).

Правомерно ли при просрочке оплаты услуг начислять неустойку на сумму НДС, включенную в цену?

Ответ: Да, правомерно.

Обоснование: При взыскании неустойки за просрочку оплаты услуг, в цену которых включен НДС, неустойка начисляется в том числе и на сумму налога (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2011 N КГ-А40/4812-11). Данный вывод основан на правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09 при разрешении вопроса о правомерности начисления процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, на сумму НДС. Согласно этой позиции НДС в силу п. 1 ст. 168 НК РФ является частью цены товаров (работ, услуг), подлежащей уплате по договору, поэтому обязанность по его уплате в составе цены не является публично-правовой. При просрочке оплаты должник применительно к НДС пользуется не суммой, подлежащей перечислению в бюджет, а денежными средствами кредитора. Соответственно, проценты должны начисляться и на ту часть долга, которая приходится на сумму налога.

Указанная позиция ВАС РФ может быть применена и в случае, когда исполнитель является плательщиком НДС, но по условиям договора налог не включен в цену услуг (см. судебный акт, в котором сделан аналогичный вывод при рассмотрении спора по договору поставки: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2011 по делу N А56-3564/2010 (Определением ВАС РФ от 21.04.2011 N ВАС-4938/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Вместе с тем если исполнитель освобожден от уплаты НДС, то пеня должна начисляться только на сумму основного долга (см. судебный акт, в котором сделан аналогичный вывод при рассмотрении спора о взыскании процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, по договору подряда: Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А08-3540/2009-28).

Если в договоре не согласованы размер пени и период просрочки, за который она взимается

В таком случае условие о неустойке считается несогласованным и стороны не вправе требовать ее уплаты в силу ст. 331 ГК РФ (см. вывод о невозможности взыскания пени вследствие несогласования ее размера, сделанный судом по спору из договора подряда (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А58-5588/2010). Однако они могут требовать взыскания убытков (ст. ст. 15, 715, 716, 717, 718, 719, 723, 728, 783 ГК РФ), а также суммы процентов по ст. 395 ГК РФ, если допущена просрочка исполнения денежного обязательства.

Если договором определен размер неустойки, но не установлен период просрочки, за который она взимается, такая неустойка будет расценена в качестве единовременного штрафа. Сторона в этом случае сможет взыскать неустойку только за один факт просрочки (см. практику, подтверждающую данный вывод в аналогичной ситуации по договору поставки: Постановление ФАС Центрального округа от 04.05.2007 по делу N А62-4475/2005).

Предельный размер пени

Для ограничения размера ответственности при установлении неустойки в форме пени стороны могут согласовать в договоре ее предельный размер (например, не более чем 10 процентов от цены услуг или суммы задолженности).

Примеры формулировки условия:

«В случае просрочки оказания услуг заказчик вправе потребовать взыскания с исполнителя неустойки в размере 0,1 процента от цены услуг за каждый день просрочки, но не более 10 процентов от цены услуг».

«В случае просрочки оплаты оказанных услуг исполнитель вправе потребовать взыскания с заказчика неустойки в размере 0,1 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не более 10 процентов от суммы задолженности».

Другим способом ограничения размера пени является установление предельного срока, за который она взимается. При согласовании данного условия сторонам следует помнить, что они не смогут взыскать неустойку за более продолжительный период, чем указано в договоре.

Примеры формулировки условия:

«Неустойка за нарушение сроков оказания услуг может быть начислена не более чем за 30 дней просрочки».

«Неустойка за нарушение срока оплаты оказанных услуг может быть начислена не более чем за 30 дней просрочки».

Внимание! Установление в договоре предельного размера пени не лишает суд права снизить ее величину, если он сочтет неустойку явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства (п. 1 ст. 333 ГК РФ, п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Каждого покупателя защищает Закон РФ «О защите прав потребителя». Он обязывает продавцов или исполнителей оказывать качественные услуги в строго установленные сроки. Если условия договора на оказание услуг нарушены, можно не только отказаться от их получения и вернуть свои деньги, но и взыскать с нарушителя неустойку. Как ее правильно рассчитать и взыскать, расскажем далее.

Как рассчитать неустойку по договору оказания услуг?

Рассчитать сумму денежной компенсации можно двумя способами:

  1. посмотреть в договоре, если в нем прописан размер неустойки;
  2. использовать норматив, применяемый в законном порядке.

Если выяснится, что оговоренный в договоре размер штрафа меньше, чем положенный по закону, то заказчик вправе использовать более высокий показатель.

Неустойка в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей равна 3% от стоимости заказа, при котором были допущены недочеты. Если цена заказа не была выделена отдельно, то неустойку рассчитают исходя из итоговой суммы всех оказанных услуг.

Рассчитывается неустойка по договору оказания услуг за определенную единицу времени, которая оговорена в документе. Например, за каждый день или час просрочки. Неустойку насчитывают до того момента, пока услуга не будет оказана или заказчик не получит обратно деньги за несделанную работу.

Неустойка по договору оказания услуг равна 3% от цены заказа.

Рассчитать сумму неустойки можно самостоятельно, руководствуясь несложной формулой:

Н = Рн х Су х Вп

где:

Н — неустойка;

Рн — размер санкции за неоказанную услугу в установленный договором срок. Устанавливается в виде процента за каждый день (час) просрочки;

Вп — период просрочки, измеряемый в календарных днях или часах.

Приведем пример:

Михаил заказал у Виктора сруб для бани. По договору Виктор должен был изготовить сруб 01.07.2018 года, но не сделал этого. В этот же день Михаил направил ему письменную претензию в связи с нарушением сроков работ. Михаил потребовал расторгнуть договор и вернуть предоплату за изготовление сруба для бани в размере 60 тыс. руб. Деньги попросил вернуть в течение 10 дней, то есть не позднее 11.07.2018 года. Но деньги Виктор не вернул.

С 12.07.2018 года Михаил может требовать неустойку в размере = 60 000 рублей х 3 / 100 = 1800 рублей за каждый день просрочки.

Как взыскать неустойку по договору оказания услуг?

Для начала нужно написать претензию исполнителю, который оказал некачественную услугу. Пишется претензия в свободной форме — единого образца нет. Однако в ней следует указать:

  • сведения об исполнителе заказа (Ф.И.О. или наименование фирмы, адрес);
  • сведения о заявителе (Ф.И.О., реквизиты паспорта, адрес проживания и телефон для связи);
  • дату и номер договора об оказании услуг;
  • сумму заказа, срок выполнения работ и т.д.;
  • обнаруженные нарушения условий договора;
  • конкретные требования: устранить неполадки до определенного числа, расторгнуть договор и вернуть деньги;
  • норму закона, что в случае невыполнения ваших требований вы обратитесь в суд.

В конце претензии поставьте дату и подпись с расшифровкой.

Скачать образец претензии по договору оказания услуг

Можно отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении или отнести лично исполнителю. Если отдаете претензию в руки, то подготовьте два экземпляра: один оставьте исполнителю, а второй с отметкой о принятии — себе. Квиток о вручении заказного письма или экземпляр с подписью исполнителя о принятии — важные доказательства для суда.

Сохраните документальное подтверждение отправки претензии, иначе судья не примет ваш иск.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*