admin / 10.06.2019

НДФЛ по обособленным подразделениям

Чем грозит уплата НДФЛ только по месту нахождения организации, если есть ОП в том же регионе

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.

Содержание журнала № 23 за 2011 г.Е.А. Шаронова, экономист

Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.

Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.

НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?

Как платить НДФЛ за работников ОП

По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ. Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888, от 24.01.2008 № 28-11/006047. Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295, от 29.03.2010 № 03-04-06/55, от 29.03.2010 № 03-04-06/54.

В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве — внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.

Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ

По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ — налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ. А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации… утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н.

Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год»; приложение № 9 к этому Закону. И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21.

Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ. Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08, от 23.08.2005 № 645/05. Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.

Что возразить в суде

Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.

1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ. В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ. Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявлениеПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764.

А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.

2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:

  • пеня — компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П. А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований — составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ; п. 1 ст. 2, подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53; приложение № 9 к этому Закону.

А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ. И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009.

Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26;

  • обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ. Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11, от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2, от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10, от 17.02.2010 № КА-А40/368-10; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010, от 26.04.2010 № А19-13821/09, от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010.

А можно ли уточнить платеж?

Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ.

Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009, от 23.06.2010 № А27-14315/2009.

Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нетПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.

Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@, то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.

Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764. И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.

Как упростить себе жизнь?

Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ.

Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@.

А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230, от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37, от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33. В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.

Вывод

Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.

***

Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:

  • <или>повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
  • <или>подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.

Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3, пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ. И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Обособленные подразделения, филиалы, представительства»:

О чем высказался Минфин

Абзац 2 п. 7 ст. 226 НК РФ гласит, что российские организации – налоговые агенты (то есть организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил облагаемые НДФЛ доходы), имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения такого подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени организации (абз. 3 названного пункта).

В платежном поручении на перечисление налога в бюджет по каждому обособленному подразделению следует указывать КПП, присвоенный подразделению при постановке на налоговый учет по месту нахождения, а также соответствующий по месту нахождения подразделения код ОКТМО (см. Письмо ФНС России от 14.10.2016 № БС-4-11/18528@). Причем в Письме от 24.10.2016 № 03‑04‑06/62497 Минфин подчеркнул: гл. 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения, самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление НДФЛ (и значит, возможность представления расчета сумм налога на доходы физических лиц).

Ответственность налогового агента

Что ж, справедливость указанных рекомендаций оспорить сложно. Упомянутые нормы сформулированы однозначно, что исключает их двоякое толкование. И подобные разъяснения о порядке уплаты НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, контролирующие органы дают с завидной регулярностью (отметим, в аналогичном порядке налоговые агенты обязаны представлять и налоговую отчетность по обозначенному налогу – справку по форме 2‑НДФЛ и расчет по форме 6‑НДФЛ). Назовем некоторые из них: письма Минфина России от 23.12.2016 № 03‑04‑06/77778, от 17.10.2016 № 03‑05‑06‑02/60364, от 07.12.2015 № 03‑04‑06/71413, ФНС России от 09.11.2016 № БС-4-11/21223@, от 05.10.2016 № БС-4-11/18870@.

Между тем в вышеупомянутых налоговых нормах говорится об обязанности налогового агента перечислять налог по месту выплаты дохода налогоплательщикам, финансисты в своих разъяснениях также безапелляционно указывают на то, что должны сделать налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения. Вместе с тем установление какой‑либо обязанности (в рассматриваемой ситуации – это обязанность налогового агента распределять налог, удержанный при выплате дохода налогоплательщикам) должно сопровождаться установлением наказания (ответственности) за ее нарушение.

Однако применительно к обязанности налогового агента, определенной п. 7 ст. 226 НК РФ, никакой меры ответственности налоговым законодательством не было введено.

Что считают судьи

На это обстоятельство Президиум ВАС обратил внимание еще в Постановлении от 24.03.2009 № 14519/08 по делу № А33-356/2008. Как следует из материалов данного дела, и налоговики, и нижестоящие суды сочли, что перечисление налоговым агентом (имеющим обособленные подразделения) сумм НДФЛ в иной местный бюджет, чем предусмотрено законодательством, свидетельствует о неисполнении им обязанности, установленной п. 7 ст. 226 НК РФ. По их мнению, излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета. И это является основанием для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ. Напомним: состав налогового правонарушения согласно названной норме образуют такие деяния налогового агента, как неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок налога.

Высшие арбитры, признавая подобный подход налоговиков и судей к толкованию налоговых норм неверным, обратили внимание, что налоговым правонарушением в смысле ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим кодексом определена ответственность. Но поскольку Налоговый кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ при выплате дохода работникам подразделений, оснований для привлечения такого агента к ответственности по ст. 123 НК РФ нет.

Подчеркнем: с момента опубликования Постановления Президиума ВАС РФ № 14519/08 налоговые правила, определяющие порядок перечисления НДФЛ организациями, имеющими обособленные подразделения, не претерпели каких‑либо кардинальных изменений. Не появилось также никаких дополнительных оговорок касательно бюджета, куда надлежит перечислить налог налоговому агенту, и в ст. 123 НК РФ. А это значит, что организации, нарушившей только порядок перечисления НДФЛ с доходов, удержанных из доходов сотрудников обособленных подразделений, формально ничего не грозит. Даже если налоговики и накажут ее, то у нее есть неплохие шансы оспорить правомерность подобного наказания. Кстати, наличие указанного законодательного «пробела» специалисты ФНС признали еще в Письме от 02.08.2013 № БС-4-11/14009, а Минфин рекомендовал учитывать сложившуюся судебную практику в Письме от 10.10.2014 № 03‑04‑06/51010.

Так, Президиум ВАС в Постановлении от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011 также подчеркнул, что неправильное отражение в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок.

Арбитры, рассматривая споры, возникшие в схожих ситуациях, зачастую говорят о том, что налоговики, обнаружив у налогового агента переплату по НДФЛ по головной организации и недоимку по обособленным подразделениям, сами должны провести зачет налога по итогам налогового периода (см., например, Постановление ФАС СЗО от 31.01.2014 № Ф07-10789/2013 по делу № А56-72308/2012).

В то же время с нашей стороны было бы несправедливо умолчать о наличии судебных решений, в которых арбитры указывают, что исправить ошибку в распределении НДФЛ между бюджетами, возникшую вследствие неправильного оформления платежных поручений на перечисление НДФЛ, удержанного при выплате дохода работникам обособленных подразделений, на налоговых агентов, может любая из заинтересованных сторон (в том числе налоговый агент) (см., например, Постановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015 по делу № А41-43272/14).

Обучающий курс от команды «Клерка» «Налоговые проверки. Тактика защиты» Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.

  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.

Записаться на курс за 5 500 руб.

О каких подразделениях и о каком доходе идет речь

Обособленным считается такое подразделение организации, которое территориально обособлено от нее и имеет стационарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Статус обособленного подразделение приобретает независимо от того, есть ли о нем упоминания в учредительных документах и присвоены ли ему полномочия (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Имеющие обособленные подразделения российские организации должны перечислять НДФЛ как по месту регистрации самой организации, так и по месту нахождения подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ). Сумма налога, подлежащего перечислению по подразделению, определяется по доходу, начисляемому и выплачиваемому работникам этого подразделения (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ).

О том, как регистрируется обособленное подразделение, читайте в статье «Регистрация обособленного подразделения в 2019 году — пошаговая инструкция».

В ряде писем Минфин указывает, какие доходы имеются в виду:

  • Заработная плата работников обособленных подразделений (письмо Минфина РФ от 07.08.2012 № 03-04-06/3-222).
  • Вознаграждения, выплачиваемые работникам подразделений не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (письма Минфина России от 23.03.2017 № 03-04-06/16832, от 08.12.2015 № 03-04-06/71584).
  • Вознаграждения, выплачиваемые по гражданско-правовым договорам тем физическим лицам, которые не являются работниками обособленного подразделения (письма Минфина России от 21.04.2016 № 03-04-06/23195, от 18.04.2016 № 03-04-06/22218, ФНС России от 04.07.2016 № БС-4-11/11951@);
  • Вознаграждения бывшим работникам подразделения.

Следует отметить, что в отношении физических лиц, указанных в последнем пункте, у контролирующих органов есть и другие мнения. Так, УФНС России по г. Москве в письме от 26.02.2009 № 20-15/3/017148 указало, что НДФЛ в отношении доходов таких лиц следует уплачивать по месту нахождения головной организации.

Из буквального прочтения нормы, содержащейся в абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ, следует вывод, что НДФЛ следует уплачивать в бюджет по месту нахождения подразделения при выплате любого вида дохода. Основание выплаты здесь значения не имеет. Частичное подтверждение такого аргумента можно найти в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 № А56-10280/2008, в котором указано, что сумма НДФЛ, уплачиваемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается с учетом всех доходов физических лиц, трудящихся в этом подразделении.

Как быть, если работник получает доходы вне подразделения

Приведем возможные ситуации получения дохода из источников, находящихся вне обособленного подразделения, и соответствующие разъяснения Минфина.

  1. Сотрудник обособленного подразделения получает доход непосредственно от головной организации (дивиденды, например). Минфин РФ в письме от 22.03.2013 № 03-04-06/8999 указывает, что НДФЛ в таких обстоятельствах следует платить по месту нахождения головной организации.
  2. Работник совмещает должности в головной организации и обособленном подразделении. Минфин России в п. 1 письма от 14.04.2011 № 03-04-06/3-89 отмечает, что НДФЛ следует перечислять по месту нахождения подразделения.
  3. Работник в одном конкретном месяце трудился в нескольких обособленных подразделениях. Минфин России в письме от 19.09.2013 № 03-04-06/38889 разъясняет, что НДФЛ необходимо исчислять и уплачивать каждому такому подразделению в соответствии с выплаченным доходом.
  4. Работник в течение месяца трудился в головной организации и в подразделении. Минфин России в письмах от 01.03.2017 № 03-04-06/11798 и от 21.09.2011 № 03-04-06/3-231 указывает, что исчислять НДФЛ и платить его в бюджет должны обе структуры.

Подробнее о том, как делается распределение налога в этом случае, читайте в материале «Как платить НДФЛ, если работник работает и в головной организации, и в ее подразделении?».

  1. Работник просто командируется в другое обособленное подразделение. Согласно письму Минфина России от 11.04.2013 № 03-04-06/11990 уплачивать НДФЛ должно подразделение, работником которого он является.
  2. Сотрудник, работавший в течение года в различных обособленных подразделениях, уходит в отпуск. Минфин России в письме от 17.08.2012 № 03-04-06/8-250 отмечает, что НДФЛ должно уплачивать то подразделение, которое оформляет отпуск.
  3. Головная организация направляет сотрудника для открытия нового обособленного подразделения. Минфин России в письме от 08.08.2012 № 03-04-06/3-223 указывает, что НДФЛ будет платить головная организация, но лишь до того момента, пока не пройдет регистрация нового подразделения. Если такое событие произойдет в середине месяца, то платить налог надо будет пропорционально доле начисленного дохода (письмо УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 № 28-11/124267).
  4. Работник переводится из одного подразделения в другое. По мнению Минфина России, НДФЛ с его доходов нужно перечислять в бюджет по месту учета филиала, где находится новое место работы (письмо от 12.07.2017 № 03-04-05/44417).

Реквизиты платежного поручения

Если головная организации перечисляет НДФЛ по обособленному подразделению, то в платежном поручении следует указывать следующие сведения (письма Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153 и ФНС России от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@):

  • реквизиты налоговой инспекции и управления Федерального казначейства региона, в котором зарегистрировано обособленное подразделение;
  • КПП обособленного подразделения;
  • ОКТМО муниципалитета, бюджет которого будет получать НДФЛ.

Кроме того, если в одном муниципальном образовании зарегистрировано несколько подразделений, и они имеют одинаковый КПП и приписаны к одной налоговой инспекции, то НДФЛ разрешается перечислять одним платежным поручением (письмо Минфина России от 03.07.2009 № 03-04-06-01/153).

Если подобные обстоятельства сложились в городе федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе), но подразделения подведомственны разным налоговым инспекциям, то головная организация согласно п. 4 ст. 83 НК РФ имеет право выбрать, где ей встать на учет. Удержанный с доходов работников подразделения НДФЛ в таком случае надо будет платить в инспекцию по месту нахождения выбранного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174).

В письме ФНС России от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@ содержится уточнение: если головная организация поставлена на учет везде, где расположены обособленные подразделения, то и налог уплачивать она должна в тех же муниципалитетах.

Впрочем, у ФНС России в отношении обособленных подразделений, расположенных в г. Москва, имелось другое мнение, отраженное в письме от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304@. Налоговая служба разъяснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 закона г. Москвы «О бюджете города Москвы…» от 07.12.2011 № 62, отчисления НДФЛ по месту нахождения одного из обособленных подразделений можно провести только в том случае, если все подразделения организации находятся на территории одного муниципалитета. Если подразделения распределены по разным муниципальным образованиям, НДФЛ надо перечислять отдельно по каждому муниципалитету. Со времени написания данного письма Федеральная налоговая служба не высказывала иного мнения на этот счет.

О том, какие КБК необходимо указывать в платежных документах по НДФЛ, читайте в статье «Какие КБК по НДФЛ за сотрудников?».

Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании

Бывает, что обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым службам. Тогда фирма может встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения одного из ее подразделений. Сведения о выборе налогового органа ей нужно указать в уведомлении, представляемом в ИФНС по месту своего нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Как видим, такая постановка на налоговый учет является правом, а не обязанностью организации

Важно

Если фирма встала на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов их работников, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждой такой структурной единицы.

Допустим, фирма встала на учет в ИФНС по месту нахождения одного из обособленных подразделений. Тогда НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех структурных единиц, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.

Если фирма встала на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов их работников, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждой такой структурной единицы. Данный порядок подлежит применению независимо от наличия отдельного баланса и расчетного счета у обособленного подразделения. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 22.01.2013 № 03-04-06/3-17.

Справка: если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, НДФЛ с доходов его работников уплачивает головная организация по месту учета «обособленца».

Налоговая ответственность

Налоговая ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налогов предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи, за неправомерное (неполное) неперечисление в установленный срок сумм НДФЛ налогового агента могут оштрафовать в размере 20 процентов от суммы, подлежащей уплате.

Важно

Согласно положениям статьи 123 Налогового кодекса РФ, за неправомерное (неполное) неперечисление в установленный срок сумм НДФЛ налогового агента могут оштрафовать в размере 20 процентов от суммы, подлежащей уплате.

Допустим, фирма суммы НДФЛ, удержанного с доходов, начисленных и выплаченных работникам обособленных подразделений, перечислила в бюджет не по месту расположения каждой такой структурной единицы, а по месту нахождения головного подразделения. В этом случае, по мнению ФНС России в письме от 02.08.2013 № БС-4-11/14009, при рассмотрении вопроса о привлечении фирмы к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ, необходимо руководствоваться судебной практикой, в том числе постановлением ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

В этом постановлении указано, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ.

Значит, если упомянутая фирма НДФЛ удержала и перечислила своевременно и в полном объеме, хоть и по месту расположения головного подразделения, у налоговой инспекции нет оснований для привлечения ее к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Подача сведений о доходах работников обособленных подразделений

Относительно сведений о доходах работников обособленных подразделений отметим. Их нужно представить в налоговый орган по месту учета соответствующего обособленного подразделения, в который фирма перечислила НДФЛ за таких сотрудников.

Допустим, фирма встала на учет по месту нахождения одного из тех обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым службам. В таком случае НДФЛ, удержанный с доходов работников всех этих подразделений, она будет перечислять по месту учета такой структурной единицы. Значит, и сведения о доходах она должна представлять туда же.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 22.01.2013 № 03-04-06/3-17 , от 04.12.2012 № 03-04-06/ 8-341, от 06.08.2012 № 03-04-06/8-220, от 05.04.2012 № 03-04-06/8-103, от 16.12.11 № 03-04-06/3-348, от 29.03.2010 № 03-04-06/ 55, от 03.12.2008 № 03-04-07-01/244.

Сведения о доходах работника, который в течение налогового периода трудился и в обособленном подразделении, и в головной организации, нужно представить соответственно и в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации. Конечно, если в эти налоговые инспекции были произведены перечисления НДФЛ, исчисленного и удержанного из доходов сотрудника за работу в обособленном подразделении и за работу в головной организации. Это следует из письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-04-06/55.

Нюансы заполнения справки по форме 2-НДФЛ

Напомним, сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами в налоговую службу в виде справки по форме 2-НДФЛ, действующей в соответствующем налоговом периоде.

Форма сведений о доходах физических лиц и рекомендации по ее заполнению, формат этих сведений утверждены приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611.

Срок представления сведений – ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, сведения за 2013 год нужно подать в ИФНС не позднее 1 апреля 2014 года.

Способ представления – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

В разделе 1 справки по форме 2-НДФЛ указываются данные о налоговом агенте. В пункте 1.1 для налоговых агентов-организаций отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (указываются через разделитель “/”).

Если сведения о доходах заполняются организацией на физических лиц, получающих доходы от ее обособленного подразделения, в данном пункте после ИНН через разделитель “/” указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В пункте 1.3 «Код ОКТМО» указывается код муниципального образования, на территории которого находится организация или ее обособленное подразделение, где оборудовано стационарное рабочее место того работника, на которого заполняется форма справки, либо ими производится выплата дохода иному физическому лицу.

Допустим, в течение календарного года физическое лицо, о доходах которого заполняется справка, получало доходы в нескольких обособленных подразделениях, расположенных на территории разных муниципальных образований. Тогда по его доходам заполняется несколько справок (по количеству муниципальных образований, на территории которых находятся обособленные подразделения, в которых физическое лицо получало доходы).

Например, при заполнении формы справки о доходах, полученных физическим лицом в головной организации, указывается:

  • в пункте 1.1 – ИНН организации, КПП по месту нахождения организации;
  • в пункте 1.3 – код ОКТМО по месту нахождения организации.

При заполнении Справки о доходах, полученных работником от работы в обособленном подразделении той же организации, указывается:

  • в пункте 1.1 – ИНН организации, КПП по месту ее учета по месту нахождения обособленного подразделения организации;
  • в пункте 1.3 – код ОКТМО по месту нахождения обособленного подразделения организации.

В заключении отметим. Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц утвержден приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576. Согласно ему, при представлении сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по каждому обособленному подразделению формируется отдельный файл. В одном сформированном файле должны содержаться сведения с одинаковой комбинацией реквизитов: ИНН налогового агента, КПП (для организации), ОКТМО, отчетный год, признак представленных сведений.

Комментируемый документ: Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/4431@ от 12.03.2014 «НДФЛ: оформление платежных поручений на уплату налога с доходов работников обособленных подразделений организации»

Налоговый консультант И.Н. Новиков, для журнала «Нормативные акты»

Зарплатные налоги

В этой электронной книге вы узнаете о том как уменьшить налогооблагаемую базу, как использовать вычеты и льготы, как заполнить и сдать отчетность и многое другое.
Узнайте больше >>

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*