admin / 24.01.2019

Налоговая проверка что проверяют

Действия при проверке налоговой

  • Подготовьтесь к проверке. Нужно иметь в виду, что инспектор не нагрянет внезапно, без предупреждения. Руководство предприятия будет заранее уведомлено о визите комиссии и получит возможность подготовиться к нему. Если у владельца есть основания предполагать, что бумаги могут быть не в порядке, ему стоит обратиться к независимому аудитору. Тот найдет ошибки до того, как это сделает инспекция, но его услуги недешевы. Впрочем, проблемы, всплывшие в результате налоговой проверки, могут привести к весьма обременительным штрафам, так что смысла экономить нет.
  • Ведите себя естественно. В присутствии инспектора не следует суетиться и проявлять неуверенность. Нужно по первому требованию представлять ему те или иные документы и честно отвечать на заданные вопросы. Не стоит льстить инспектору и делать намеки – это обязательно вызовет сомнения в прозрачности деятельности предприятия.
  • Организуйте работу сотрудников. Накануне визита комиссии нужно уведомить о нем сотрудников и обсудить, чем именно каждый из них будет заниматься во время проверки. С некоторыми специалистами наверняка захочет поговорить инспектор, а это значит, что кто-то в это время должен будет выполнять их работу.
  • Все должны сохранять спокойствие. Сотрудники компании должны вести себя так же, как руководитель: не проявлять ни уныния, ни страха, которые покажутся комиссии подозрительными. Иными словами, обязанность персонала – сохранять спокойствие.
  • Ориентируйте инспекторов на работу с «правильными» документами. Руководитель должен отдавать инспектору на проверку в первую очередь те бумаги, за которые он сам готов поручиться. Если они действительно в порядке, проверяющие будут в дальнейшем менее придирчивы. И руководству, и сотрудникам следует проявить уважение к комиссии, и она, скорее всего, ответит тем же. Если проверяющие не имеют ничего против того, чтобы им задавали вопросы и спрашивали совета, этим стоит воспользоваться.
  • Не бойтесь доказывать свою правоту. Если в штате сотрудников нет специалиста по налогам, то может случиться так, что комиссия выявит нарушения, о которых руководство и не подозревало. Чтобы избежать необходимости выплачивать штрафы, нужно попытаться все-таки доказать свою правоту (предварительно проконсультировавшись со сведущими людьми) или же предпринять попытку обжалования вынесенного акта согласно ст. 137 Налогового кодекса.

Комиссия всего лишь выполняет свою работу, а не пытается кого-то покарать. Вежливость, спокойствие и знание своих прав будут в любом случае оценены по достоинству.

Рекомендуем почитать:

Как не потерять свой бизнес

Из данной публикации вы узнаете о том, как не потерять свой бизнес, а также защитить его от кредиторов и инвесторов.

Ошибки начинающих предпринимателей

Вряд ли кому-то из предпринимателей удалось избежать ошибок на старте своего бизнеса. Мы вам расскажем о девяти распространённых ошибках начинающих предпринимателей.

Наши группы: ⇧

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018–2019 годы: список организаций

Планирует ли инспекция налоговые проверки? Конечно! Существует целая концепция такого планирования (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В ней же приведены и критерии, используя которые сами налогоплательщики могут попытаться оценить риск попадания в план налоговых проверок. Всего таких критериев 12. Среди них:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
  • продолжительная убыточность;
  • большие НДС-вычеты;
  • низкие зарплаты;
  • миграция между инспекциями и др.

Чем больше совпадений, тем выше риск попасть в контрольный список.

Критерии, конечно, штука полезная. Но все же они дают только вероятность налоговой проверки. Гораздо лучше знать о ней наверняка, к примеру, с точностью до квартала. Поэтому желание найти план-график налоговых проверок своей ИФНС и заглянуть в него свойственно практически каждому налогоплательщику.

Возможно ли это? А если возможно, то как это сделать?

Прочтите данную статью и будете знать, реально ли это — подсмотреть план налоговых проверок.

А мы продолжим рассказывать о налоговых проверках дальше. Какие же они бывают?

Камеральная налоговая проверка — в списке каждый

Камеральной налоговой проверке подвергается почти вся налоговая отчетность (декларации и расчеты), которая попадает к инспекторам. Порядок проведения проверки закреплен в ст. 88 НК РФ.

Ответы на самые острые вопросы по проведению камеральных налоговых проверок ищите .

Проходит такая налоговая проверка в инспекции, начинается без какого бы то ни было решения. На начальном этапе проверяется:

  • соблюдение срока подачи декларации;
  • корректность отражения показателей (происходит в автоматизированном режиме, в том числе с использованием контрольных соотношений, при этом выявляются ошибки, нестыковки, противоречия и т. п.);

О положительном результате камеральной налоговой проверки свидетельствует молчание налоговиков. Если 3 месяца (установленный срок проверки) истекли, а из инспекции вас не потревожили, значит, декларация прошла камеральный контроль.

Камеральная налоговая проверка может закончиться и до истечения 3 месяцев. Об этом см. .

Если что-то пошло не так, например, вы ошиблись в декларации или ваша информация не стыкуется с той, которой владеют налоговики, ИФНС запросит у вас пояснения или потребует исправить отчет. Пояснения сняли все вопросы? Проверка заканчивается без последствий. А если нет?

О планах Госдумы в отношении камеральных проверок узнайте из сообщения.

О негативном варианте развития камеральной налоговой проверки читайте .

В отдельных случаях в рамках камералки налоговики могут истребовать у вас документы. Например, при подаче декларации по НДС с налогом к возмещению, использовании льгот, нестыковке данных из вашей НДС-декларации с декларациями ваших контрагентов и др. Истребование — процесс сложный, и споры здесь нередки. Поэтому так важно знать порядок.

Все о том, как истребуются документы для налоговых проверок, вы можете найти в рубрике «Документы для налоговой проверки».

Камеральная налоговая проверка по разным налогам имеет особенности. В данном разделе сайта вы можете узнать:

  • как подготовиться к камералке по прибыли;

О ней мы пишем в этой статье.

  • как проверяют декларации упрощенцев;

Об этом .

  • как камералят НДС.

Ему посвящена отдельная большая рубрика «Налоговая проверка НДС».

Выездная налоговая проверка: действуем по плану

Если так случилось, что к вам пришла выездная налоговая проверка, не паникуйте. Для начала ознакомьтесь с ее общими правилами: где и кем она проводится, как начинается и т. п.

Как проходит налоговая проверка такого типа, читайте в этом материале.

Затем определите, сколько будет продолжаться выездная налоговая проверка. Общий срок — 2 месяца. Однако она может приостанавливаться и продлеваться.

В каких случаях возможно изменение срока выездной налоговой проверки и каков его максимум, мы рассказываем .

Подготовьтесь к истребованию документов — в данном случае оно неизбежно.

Для этого прочтите статью «Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках».

Помните, что потребовать бумаги контролеры могут вплоть до последнего дня налоговой проверки.

Можно ли не исполнять такое требование, узнайте из публикации.

А о том, как реагировать, если для выездной налоговой проверки ИФНС просит расшифровку строк бухочетности, читайте .

Окончанием выездной налоговой проверки является день, когда составлена справка о ней. Вы получите от контролеров акт, из которого узнаете, что не понравилось налоговикам в вашем учете, что они считают нарушением и что нужно поправить.

Подробнее об акте выездной налоговой проверки читайте в статье.

А если вы с чем-то не согласны, загляните в статью «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

Составьте возражения и подайте их в инспекцию.

Но это еще не итог выездной налоговой проверки. Ее результаты будут определены в ходе рассмотрения руководителем ИФНС (или его замом) всех материалов, включая акт и возражения. По окончании вы получите решение, которое и должны будете исполнить. Или обжаловать, если не согласны с ним.

Все нюансы рассмотрения материалов налоговых проверок ищите в рубрике «Результаты налоговых проверок».

Встречаем встречку во всеоружии

Если 2 предыдущие налоговые проверки проводятся непосредственно в отношении самого налогоплательщика, то встречная налоговая проверка касается его контрагентов — поставщиков, покупателей, заемщиков, займодавцев и пр.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента.

Проверяют в данном случае этих лиц, а чтобы убедиться в том, что их налоги посчитаны верно, данные их учета сопоставляют с документами или сведениями других участников сделок. Отсюда и название «встречная проверка».

Подробнее о встречных налоговых проверках узнайте из этой статьи.

В то же время истребовать у вас документы будет не чужая ИФНС. Она будет действовать через вашу. Именно от нее вы получите требование и именно ей должны будете сдать документы или сообщить об их отсутствии. Отдельный случай — если у вас с контрагентом одна инспекция на двоих.

Об этом .

Ответить на требование следует обязательно. Отказ, в том числе молчание, от представления документов является нарушением и будет караться штрафом.

О том, по какой статье и в каком размере штрафуют за непредставление документов по встречной налоговой проверке, рассказывает данный материал.

Документы для налоговой проверки

Мы уже говорили, что при камеральной налоговой проверке истребование допускается лишь в строго ограниченных ситуациях, а при выездной проверке от него никуда не деться. И в том и в другом случае представление документов по требованию является вашей безусловной обязанностью, а за отказ назначается штраф.

Учитывая всю важность этой процедуры, мы посвятили ей отдельную рубрику.

Вы знаете, в каком виде сдавать истребуемые документы в ИФНС? А как правильно их заверить перед отправкой? Все рекомендации вы найдете в этой рубрике нашего сайта.

Прочтите, например, эту публикацию и узнаете, когда документы можно сдать в виде сканированных копий.

Из этой заметки вы узнаете, когда документы можно подать в электронном виде.

есть ответ на вопрос о том, в каких случаях допускается представлять документы в виде подшивки.

А в этой статье мы приводим подробные разъяснения Минфина о том, как такую подшивку правильно сформировать и заверить.

Все это чрезвычайно важно при налоговой проверке. Ведь неправильно заверенные копии документов налоговики могут счесть непредставленными и оштрафовать вас. Если объем истребуемой документации велик (а при налоговых проверках, как правило, так и бывает), сумма штрафа будет существенной. А лишние траты вам ни к чему.

Что еще важно знать при истребовании? С недавних пор Налоговый кодекс предусматривает запрет на повторное истребование у налогоплательщика документов, которые он уже представлял инспекции для камеральной или выездной налоговой проверки либо для налогового мониторинга.

С камеральной и выездной налоговыми проверками тут все понятно. А как быть со встречной налоговой проверкой? Например, при повторном истребовании для камералки тех документов, которые вы когда-то подавали для проверки встречной. Или наоборот, если для встречки просят документы, сданные в рамках прошлых камеральной и выездной налоговых проверок.

В одном из этих случаев требование можно не исполнять. О нем читайте .

В другом подать документы придется — см. эту публикацию.

И таких нюансов при истребовании масса.

Еще партия неоднозначных вопросов об истребовании документов для налоговых проверок ждет вас в этой статье.

Следите за материалами данной рубрики и всегда будете в курсе всех новостей и разъяснений.

Налоговая проверка — важен не столько процесс, сколько результат

Рано или поздно любая налоговая проверка завершается, и вы остаетесь один на один с ее результатом. Сначала это только акт проверки. О нем самом и о способе выразить несогласие с позицией контролеров мы уже говорили выше.

Еще несколько интересных вопросов, связанных с оформлением результатов налоговых проверок, рассмотрены .

Но вот акт получен, возражения поданы. Что же дальше? А дальше следующий и тоже очень ответственный этап — рассмотрение материалов налоговой проверки.

Об отдельных спорных моментах процедуры мы рассказываем в этой статье.

На этом этапе повлиять на итоговый результат по существу уже практически невозможно. Все, что могли, вы уже должны были сделать до рассмотрения. Однако это не значит, что следует просто плыть по течению.

Участвуйте в рассмотрении. Кстати, известить вас о его месте и времени — прямая обязанность налоговиков, за неисполнение которой они могут поплатиться последующей отменой решения по налоговой проверке.

Один довольно показательный случай рассмотрен .

Причем вы можете не просто присутствовать при рассмотрении, но и выражать свою позицию, давать пояснения.

О том, можно ли копировать материалы налоговой проверки при рассмотрении, узнайте из данной публикации.

В общем, здесь, как и при любом взаимодействии с контролирующими органами, главное — активная позиция и участие. Фиксируйте нарушения, которые контролеры допускают на всем протяжении налоговой проверки. Впоследствии они могут пригодиться вам при обжаловании. Это, к слову, уже завершающая, но не обязательная стадия налоговой проверки. Скажем и о ней пару слов.

Обжалование решений по итогам налоговых проверок происходит в 2 этапа. Сначала досудебный, посредством подачи:

  • жалобы — если решение вступило в силу;
  • апелляционной жалобы — если обжалуется не вступившее в силу решение по налоговой проверке.

Рассматривает обе жалобы вышестоящий налоговый орган. Но подаете вы их через свою ИФНС, а она уже двигает их далее по инстанциям.

Хотите оценить перспективу обжалования — загляните в этот материал.

Если результат по жалобе вас не удовлетворил — дорога в суд.

О порядке обжалования решений по налоговым проверкам в суде читайте .

Аргументы для него в материалах данного раздела сайта тоже найдутся.

Налоговые проверки и их разновидности

Ни одно государство не может существовать без взимания налогов. Налоги обеспечивают поступление денежных средств в бюджет, используя которые государство выполняет свои функции. Правильность исчисления налогов и их своевременную уплату контролирует налоговая служба (ФНС). Таким образом, проведение налоговых проверок — это существенное подспорье для пополнения бюджета государства.

Для осуществления такого контроля все организации, ИП и физические лица должны быть зарегистрированы в ИФНС по месту их нахождения (ст. 83 НК РФ). Это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно.

Как налоговики обеспечивают достоверность содержащейся в ЕГРЮЛ информации, узнайте из сообщения.

Проведение налоговых проверок — это контроль за соблюдением законодательства по налогам. Согласно ст. 31 Налогового кодекса ФНС вправе получать от налогоплательщиков документы, подтверждающие начисление и уплату налогов. Основными обязанностями сотрудников ФНС являются контроль поступающих документов и проведение налоговых проверок.

Проведение налоговых проверок – это служебные обязанности инспекторов ИФНС. Сотрудники налоговой службы вправе затребовать от проверяемых организаций документы (декларации, балансы, платежки, расчеты по налогам). При налоговой проверке производят сопоставление данных из полученных ИФНС деклараций по налогам с информацией из других источников, которые предоставил налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяют:

  • на камеральные;
  • выездные.

Кого могут включить в план налоговых проверок, узнайте из материала.

Проведение камеральной проверки

Сотрудники ИФНС проводят камеральную проверку на своей территории. В этом случае анализу подвергают документы, полученные от налогоплательщиков согласно требованиям Налогового кодекса (декларации по налогам и другие документы). Такая проверка проводится сразу после поступления отчетных документов в ИФНС. Обнаруженные ошибки в декларациях и обосновании льгот по налогам послужат основой для доначисления платежей в бюджет.

Цели камеральной проверки:

  • контроль за исполнением фирмой или ИП законодательства о налогах, сборах и страховых взносах;
  • подтверждение права налогоплательщика на возврат налога (с оформлением по результатам проверки решения на возврат либо обоснованного отказа);
  • выявление нарушений и взыскание недоимок, пени и штрафов;
  • привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон.

При проведении камеральной проверки контролируется:

  • состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
  • правильность их оформления;
  • правильность проведения расчетов по налогам;
  • наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
  • правильность расчета налогооблагаемой базы;

Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня поступления. О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу. Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений — 5 дней (ст. 88 НК РФ). Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для пояснений или привлечь нужного специалиста.

В случае выявления нарушений составляется акт проверки (ст. 100 НК РФ)..

Проведение выездной проверки

Выездная проверка — это проведение налоговых проверок сотрудниками ИФНС, как правило, на территории проверяемой организации. При этом проверяют оригиналы первичных бухгалтерских и налоговых документов налогоплательщика, регистры бухучета, отчетность по бухгалтерии, договоры и другие бумаги.

Если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для проверки, она проводится в ИФНС. В этом случае запрашиваемые инспектором оригиналы документов, относящиеся к проверяемому налоговому периоду, он обязан доставить в налоговую инспекцию.

Перечень документов, которые может затребовать ФНС для проверки, приводится в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель ИФНС или его заместитель. Оформляемый при этом документ должен содержать:

  • название проверяемой фирмы или ИП,
  • перечень проверяемых налогов,
  • период деятельности фирмы или ИП;
  • должности и Ф. И. О. сотрудников ИФНС.

При выездной проверке устанавливают правильность начисления и своевременность уплаты налогов. При этом используют оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.

Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев. Увеличен этот срок может быть только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят (п. 6 ст. 89 НК РФ):

  • наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • налогоплательщик не представил нужные документы;
  • другие причины.

О сроках продления проверки см. в статье «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок проверки может быть продлен до 4, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (приложение 4 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

При проверке могут сопоставляться документы, составляемые в нескольких экземплярах (накладные и счета-фактуры). Это касается разных организаций (контрагентов) или подразделений одной фирмы. Осуществляется данное мероприятие истребованием документов (ст. 93.1 НК РФ), которые у сторон сделки должны быть идентично оформлены. Если же они отличаются, это может быть расценено как сокрытие доходов одной из сторон (например, в документах могут не совпадать количество или цена товара).

О документах, которые могут быть затребованы у контрагента для проверки, читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

О проверке контрагентов см. в статье «Инспекция может истребовать у вас документы в рамках проверки контрагента вашего контрагента».

Проведение налоговых проверок — это работа инспектора с возможным опросом свидетелей, привлечением специалистов и участием понятых. Эти правовые действия закреплены в Налоговом кодексе (ст. 95–98 НК РФ).

В процессе проверки инспектор может:

  • осмотреть (в присутствии понятых) складские и производственные помещения с составлением протокола осмотра (приложение 14 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@);
  • провести инвентаризацию имущества.

О правилах проведения осмотра узнайте по .

Оформление результатов налоговых проверок

Оформление результатов проведения налоговых проверок — это выполнение требований Налогового кодекса. Рассмотрим, как оформляются результаты в обоих случаях:

Камеральная проверка

По результатам проверки могут быть 2 варианта дальнейших действий:

  1. Отсутствие выявленных нарушений в ходе проведения налоговой проверки — это основание для ее завершения, проверка прекращается. Налогоплательщику об этом не сообщают. За исключением случая, когда камеральная проверка проводилась для возврата налога. По ее результатам выносится решение о возврате, о чем налоговики сообщают налогоплательщику.
  2. При обнаружении нарушений инспектор ИФНС составляет акт в течение 10 дней (ст. 100 НК РФ). Налогоплательщику его вручают в течение 5 рабочих дней. После этого налогоплательщик может предоставить свои возражения в ИФНС в течение месяца. По результатам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, нужно или нет привлекать его к ответственности. Для вынесения решения инспектору дается 10 дней. Он может предложить руководству ИФНС проведение выездной проверки.

Подробнее об акте КНП см. «Акт камеральной налоговой проверки – образец».

Выездная проверка

  1. По результатам проведения этой налоговой проверки должна быть составлена справка о проверке (приложение 7 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@), а затем в течение 2 месяцев — акт (приложение 23 к приказу ФНС от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@). Заполнение акта проводят в соответствии с приложением 24 к этому же приказу.
  2. При оформлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нём должны быть приведены факты нарушений со ссылками на документы, в которых они обнаружены. К акту прилагают документы, подтверждающие факты нарушений. Также приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. Акт в течение 5 дней должен быть вручен представителю проверяемой фирмы под расписку. Налогоплательщик вправе после получения акта в месячный срок предоставить в ИФНС свои мотивированные возражения.

Подробнее об акте ВНП см. «Акт выездной налоговой проверки — образец и особенности».

О повторном представлении документов в ходе проверок см. в статье «Может ли инспекция затребовать для встречки документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

Кстати, доначисления по проверкам теперь можно оплатить в рассрочку.

Подробнее см. .

Камеральная и документальная проверка: подмена понятий

Евгений Морозов, адвокат (судебная защита), магистр права, https://alibi.dp.ua/

При проведении камеральной проверки (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) не могут проверяться другие вопросы, кроме проверки налоговой отчетности сплошной строкой.

26 июня 2018 года Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в рамках дела № 826/18513/16, административное производство № К/9901/48976/18, К/9901/48478/18 (ЕГРСР № 74992481) исследовал вопрос о правомерности проведения камеральной проверки.

Суд указал, что по смыслу статей 54, 58 НКУ основанием для вынесения налогового уведомления-решения являются акты проверок налогового органа, в которых зафиксированы нарушения налогового законодательства.

Камеральные и документальные проверки проводятся контролирующими органами в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом.

Камеральная проверка, которая стала основанием для принятия спорного налогового уведомления-решения ответчиком, проведена в июне 2016 года.

Согласно положениям подпункта 75.1.1 НКУ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, камеральная проверка это проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации топлива.

Согласно подпункта 75.1.2 НКУ документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных настоящим Кодексом налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль соблюдения которого возложен на контролирующие органы, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

ВАЖНО: Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных этим Кодексом.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа.

В соответствии с пунктом 78.4 статьи 78 НКУ о проведении документальной внеплановой проверки руководитель контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом.

Статьей 79 НК Украины определены особенности проведения документальной невыездной проверки.

В частности, пунктом 79.1 НКУ определено, что документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем контролирующего органа решения о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных статьями 77 и 78 настоящего Кодекса. Документальная невыездная проверка осуществляется на основании указанных в подпункте 75.1.2 настоящего Кодекса документов и данных, предоставленных налогоплательщиком в определенных этим Кодексом случаях, или полученных другим способом, предусмотренных законом.

По правилам пункта 79.2 НКУ документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, и при условии направления налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Выполнение условий этой статьи предоставляет должностным лицам контролирующего органа право приступить к проведению документальной невыездной проверки.

При этом, несмотря на провозглашенную пунктом 79.3 НКУ необязательность присутствия налогоплательщика при проведении документальных невыездных проверок, последний имеет право присутствовать, что также согласуется с предписаниями подпункта 17.1.6 пункта 17.1 статьи 17 НКУ.

Сам вид проверки (внеплановая невыездная), без предоставления налогоплательщику права на подачу соответствующих объяснений и документов, касающихся предмета проверки, лишает контролирующий орган возможности объективно провести анализ законности деятельности такого плательщика и прийти к обоснованным выводам относительно налогового правонарушения.

Следовательно, с приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала.

Невыполнение требований пункта 79.2 НКУ приводит к признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий таковой, а именно — компетенции у налогового органа в принятии акта индивидуального действия (налогового уведомления-решения).

Приведенное правоприменение согласуется с выводами Верховного Суда Украины в постановлении от 27 января 2015 года (дело №21-425а14), а также Верховного Суда в постановлениях от 6 февраля 2018 года (дело №802/1241/17-а) и от 21 февраля 2018 года (дело №821/371/17).

Таким образом, при решении данного дела необходимым является исследование обстоятельств ознакомления налогоплательщика в установленный законом способ с приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения проверки до ее начала, что позволит установить правомерность осуществленного ответчиком внепланового контрольного мероприятия и, соответственно, наличие правовых последствий такового (Правовая позиция высказана Верховным Судом в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 25 июня 2018 года по делу № 819/1355/17, административное производство №К/9901/49625/18 (ЕГРСР № 74946905).

Между тем, 21.12.2016 года Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» № 1797-VIII (далее — Закон № 1797-VIII) изменена редакция подпункта 75.1.1 НКУ и расширен предмет камеральной проверки путем включения в него вопросов своевременности уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.

(!!!) В течение 2016 года, до внесения соответствующих изменений в НКУ в соответствии с Законом № 1797-VIII, которые вступили в силу с 01.12.2017 года, вопрос своевременности и полноты уплаты налогов проверялись налоговым органом только в рамках проведения документальной проверки.

ВЫВОД: Верховный Суд соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, что во время проведения камеральной проверки (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) не могут проверяться другие вопросы, кроме проверки налоговой отчетности сплошной строкой. Документами, имеющими отношение к такой проверке, являются именно налоговые декларации (расчеты) и никакие другие. Если же во время проведения камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, налоговый орган вправе назначить и провести документальную (выездную, выездную или плановую или внеплановую) проверку налогоплательщика.

Отмеченное также указано в постановлении Верховного Суда от 31.01.2018 года по делу № 804/5957/16, производства № К/9901/4034/17 (ЕГРСР № 72065330).

То есть, противоправность проведения камеральной проверки, выводы которой безосновательно положены в основу принятия спорного налогового уведомления-решения, обусловливает беспочвенность определения налогового правонарушения и, как следствие этого, беспочвенность применения штрафа.

Аналогичное положение содержится в постановлении Верховного суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 26 июня 2018 года, дело № 826/778/17, административное производство №К/9901/47239/18 ЕГРСР № 74991924.

Статья 82. Документальная налоговая проверка

1. Документальная налоговая проверка проводится на основании предписания налоговой службы, подписываемого его руководителем (заместителем руководителя). Форма предписания о проведении документальной налоговой проверки утверждается Главной государственной налоговой службой Туркменистана.

Налогоплательщику предъявляется подлинник предписания. Отказ налогоплательщика от ознакомления с предписанием не является основанием для отмены документальной налоговой проверки.

2. Налогоплательщик, в необходимых случаях, уведомляется о проведении документальной налоговой проверки не позднее чем за пять рабочих дней до начала ее проведения.

Документальная налоговая проверка может осуществляться без предварительного уведомления в случаях, когда имеются достаточные основания, указывающие на уклонение от уплаты налогов.

3. Документальная налоговая проверка проводится за налоговые периоды, которые завершены к началу проведения проверки. В необходимых случаях документальная налоговая проверка может проводиться за отчетные периоды, которые завершены к моменту начала проведения проверки. В обоих случаях начало проведения проверки должно быть определено после срока, установленного для представления отчетности за эти периоды.

В период осуществления документальных налоговых проверок не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в финансовую отчетность, налоговые декларации и другие документы проверяемого периода.

Документальная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящая налоговая служба может увеличить ее продолжительность до трех месяцев.

Документальная налоговая проверка, осуществляемая вышестоящей налоговой службой в порядке контроля за деятельностью нижестоящей налоговой службы, проводившей проверку, в случаях реорганизации или ликвидации юридического лица, а также в иных необходимых случаях может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

4. Если в ходе документальной налоговой проверки работник налоговой службы устанавливает факты, которые могут свидетельствовать об имевших место нарушениях налогового законодательства Туркменистана, то у налогоплательщика могут быть затребованы заверенные в установленном порядке копии документов, которые служат в качестве доказательств таких правонарушений, или они подлежат изъятию.

Налогоплательщик по требованию работника налоговой службы обязан в трехдневный срок представить копии таких документов.

Изъятие документов производится на основании постановления проводящего документальную налоговую проверку работника налоговой службы. Форма постановления об изъятии документов утверждается Главной государственной налоговой службой Туркменистана.

Изъятие документов производится в присутствии законного представителя проверяемого налогоплательщика — юридического лица, а в случае проверки налогоплательщика — физического лица — в присутствии этого лица либо его представителя. О производстве изъятия документов с точным их указанием составляется протокол, копия которого вручается лицу, у которого произведено изъятие документов. При этом налогоплательщику оставляется копия изымаемых документов.

Возврат ранее изъятых документов производится после рассмотрения жалоб налогоплательщика в налоговую службу и казыет или по истечении одного года с момента их изъятия. В необходимых случаях указанный срок может быть продлен по решению Главной государственной налоговой службы Туркменистана.

5. По результатам документальной налоговой проверки работниками налоговой службы должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт составляется не позднее дня, установленного для ее окончания.

6. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Главной государственной налоговой службой Туркменистана.

С актом документальной налоговой проверки должен быть ознакомлен законный представитель проверяемого налогоплательщика — юридического лица, а в случае проверки налогоплательщика — физического лица — это лицо либо его представитель. Срок ознакомления с актом не должен превышать трех рабочих дней. Об отказе подписать акт налоговой проверки в нем делается соответствующая запись.

7. Настоящая статья применяется также к налоговым агентам и иным лицам, в отношении которых проводится документальная налоговая проверка.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*