admin / 24.02.2019

Налоги и налоговые системы

Налоги и сборы

Актуально на: 30 января 2017 г.

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор

Система налогов и сборов в РФ

Основным законодательным документом, регулирующим процесс налогообложения и формирующим систему налогов и сборов в РФ, является Налоговый кодекс РФ. Не соответствующие НК РФ нормативные акты считаются недействительными.
Система налогов и сборов РФ включает в себя федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие их нормативными актами и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципального образования.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношения плательщика сбора юридически значимых действий со стороны государственных муниципальных управлений.

Виды налогов и сборов в РФ:

1) федеральные налоги (статья 13 НК РФ):

  • Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ);
  • акцизы (глава 22 НК РФ);
  • НДФЛ (глава 23 НК РФ);
  • Единый социальный налог (глава 24 НК РФ);
  • Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ);
  • Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ);
  • Налог на наследование или дарение (глава 28 НК РФ);
  • Водный налог (глава 25.2 НК РФ);
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ);
  • Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ);

2) региональные налоги (статья 14 НК РФ):

  • Транспортный налог (глава 28 НК РФ);
  • Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ);
  • Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ);

3) Местные налоги (статья 15 НК РФ ):

  • Земельный налог (глава 31 НК РФ);
  • Налог на имущество физических лиц (глава НК РФ).

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
  • налог на единый вмененный доход по отдельным видам деятельности (глава 26.3 НК РФ);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

Налогоплательщиками налога могут выступать:

  • организации, т.е. юридические лица, образованные в соответствии с законодательством, а также иностранные юридические лица;
  • физические лица, т.е. граждане РФ, иностранные граждане. Физические лица являются налоговыми резидентами, если находятся на территории РФ не менее 183 дней;
  • индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в соответствии с установленным порядком и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, детективы и т.д.

Права налогоплательщиков:

  1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, нормативных актах и т.д.;
  2. получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством;
  4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и т.д.;
  5. получать своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  6. требование соблюдения налоговой тайны;
  7. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов и т.д.

Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах;
  3. предоставлять налоговые декларации по тем налогам, которые предусмотрены законодательством;
  4. выполнять законные требования налоговых органов;
  5. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и т.д.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате должна быть выполнена в срок, установленный законодательно.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Физические лица – налоговые резиденты РФ – это физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Лица (лицо) – организации и (или) физические лица.

Бюджеты – федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Внебюджетные фонды – государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Источник выплаты доходов налогоплательщику – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков.

Место нахождения организации – место ее государственной регистрации.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Налоговыми органами в РФ являются Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по налогам и сборам и его подразделения в РФ. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в соответствии со своими полномочиями.

Виды налогообложения в РФ

Налоговое законодательство предоставляет возможность организациям и ИП выбрать виды и порядок налогообложения. С момента регистрации все организации и ИП применяют общую систему налогообложения. О своем решении применять иные виды налоговых режимов налогоплательщик должен уведомить ФНС.

Системы налогообложения в России: таблица 2019

Виды налоговых систем Аббревиатура Главы НК РФ Кто может применять Предоставляемая отчетность в связи с применением
Организации Индивидуальные предприниматели Наименование Периодичность
Обычная система ОСН 21, 23, 25, 30 V V Декларация по НДС Ежеквартально
Декларация по налогу на прибыль
Декларация и квартальные расчеты по налогу на имущество
Бухгалтерская отчетность Ежегодно
Сведения о среднесписочной численности
Упрощенная система УСН 26.2 V V Декларация по УСН Ежегодно
Бухгалтерская отчетность
Сведения о среднесписочной численности
Единый налог на вмененный доход ЕНВД 26.3 V V Декларация по ЕНВД Ежеквартально
Единый сельскохозяйственный налог ЕСХН 26.1 V V Декларация по ЕНВД Ежегодно
Патентная система ПСН 26.5 V

Далее постараемся более подробно указать налоговые режимы, действующие в РФ, и описать, какие имеют ограничения формы налогообложения в России.

Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации

В гл.1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи — государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.

  1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
  3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
  4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
  5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
  6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (см. ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 27.12.2000), и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (см. ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой — природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях — налогообложение имущества;

большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) — акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины — взимаются на федеральном уровне;

число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (ст.13), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст.12). Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);

местные налоги и сборы.

Федеральными являются:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала;

подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ — налог на доходы физических лиц);

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

государственная пошлина;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

налог на пользование недрами;

налог на воспроизводство минерально — сырьевой базы;

налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

лесной налог;

водный налог;

экологический налог;

федеральные лицензионные сборы.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 30%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 11% — в федеральный бюджет и не более 19% — в бюджеты субъектов Российской Федерации (см. ст.15 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций»). В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ — налог на доходы физических лиц);

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) — это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен ч.3 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Региональными являются следующие налоги и сборы:

налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

налог на недвижимость (при его введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

дорожный налог;

транспортный налог;

налог с продаж;

налог на игорный бизнес;

региональные лицензионные сборы.

Местные налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен ч.4 ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местными являются следующие налоги и сборы:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

налог на рекламу;

налог на наследование или дарение;

местные лицензионные сборы.

В настоящее время в соответствии с ч.5 ст.12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.

Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации — города федерального значения (Москва и Санкт — Петербург) — своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы (ст.12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.

Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В Приложении к Указу Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 (в ред. от 25.07.2000) «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (действует в настоящее время) были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней (см. таблицу).

Распределение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (в процентах)

Вид налога Федеральный
бюджет
Бюджет
субъекта
Российской
Федерации
Местный
бюджет
Налог на
добавленную
стоимость
30 20 5
Акцизы на спирт,
водку и
ликероводочные
изделия
30 30 5
Акцизы на
минеральные виды
сырья, бензин,
автомобили,
импортные
подакцизные товары
100
Акцизы на остальные
виды подакцизных
товаров
60 10
Налог на прибыль
предприятий (по
ставке)
10 15 5
Подоходный налог с
физических лиц
(согласно гл.23
части второй НК РФ —
налог на доходы
физических лиц)
10 30 5
Ресурсные налоги 30 30 5
Экологические налоги 30 30 10
Сбор за
использование
государственной
символики
Российской Федерации
100
Федеральные
лицензионные сборы
100
Налог на землю (с
учетом
централизации)
10 20 30
Налог на имущество
предприятий и
организаций
40 40
Транспортный налог 10 40

Заметим, что в местные бюджеты на постоянной основе поступают доли некоторых федеральных и региональных налогов, определенные Федеральным законом от 25.09.1997 N 126-ФЗ (в ред. от 27.12.2000) «О финансовых основах местного самоуправления».

В соответствии со ст.7 этого Закона к собственным доходам местных бюджетов относятся:

часть подоходного налога с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ — налог на доходы физических лиц) в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;

часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

часть НДС по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;

часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.

Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта Российской Федерации. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Кроме того, на наш взгляд, надлежит реформировать действующее налоговое право, устранить противоречия между нормативными правовыми актами, регулирующими налогообложение на всех уровнях власти, и сократить количество этих актов. Единая основа налогообложения должна быть предусмотрена в НК РФ. Нам представляется, что совершенствование системы должно идти по направлению распределения налогов — расширения части второй НК РФ, в настоящее время включающей разд.VIII «Федеральные налоги», состоящий из четырех глав: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». По нашему мнению, целесообразно дополнить эту часть разд.IX «Региональные налоги» и X «Местные налоги», включив в них главы, соответствующие всем налогам этих уровней (перечисленным в части первой НК РФ). Аналогичным образом следует дополнить содержание разд.VIII.

Действующая трехуровневая налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность и самодостаточность региональных и местных уровней. Фактическое экономико — социальное неравенство этих уровней при наличии жестко установленных перечней налогов и их ставок приводит к дисбалансам. Для поддержания регионов, находящихся в сложном социально — экономическом положении («депрессивных», «слаборазвитых», полностью зависящих от федеральной финансовой поддержки и т.п.), в НК РФ, по нашему мнению, необходимо предусмотреть особые режимы распределения регулирующих федеральных налогов в эти регионы и указать в Кодексе единые критерии таких регионов. Для остальных регионов будет действовать общий налоговый режим.

О.Е.Бородай

Российская академия

государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Установленные налоги и сборы на территории Российской Федерации

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Федеральные налоги и сборы

Статья 13 НК РФ:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина
  • Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 19.07.2018)

Региональные налоги

Статья 14 НК РФ:

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные налоги

Статья 15 НК РФ:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Отменённые налоги

  • Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 налогового кодекса утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы)
  • Налог с продаж (глава 27, налог отменён с 01.01.2004)
  • налог на доходы от капитала
  • налог на игорный бизнес
  • налог на рекламу
  • налог на наследование или дарение
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  • лесной налог
  • экологический налог
  • федеральные лицензионные сборы
  • региональные лицензионные сборы
  • местные лицензионные сборы

Специальные налоговые режимы

Пункт 2 статьи 18 НК РФ:

  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН)
  • Упрощённая система налогообложения (УСН)
  • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
  • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Патентная система налогообложения
  • налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента)

> Виды налоговых проверок

Предусмотренные Налоговым Кодексом РФ налоговые проверки:

  • Камеральная налоговая проверка
  • Выездная налоговая проверка

Двойное налогообложение

Двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения Россия Страны, с которыми договор действует Страны, с которыми договор подписан, но не вступил в силу

Россия имеет договоры об избежании двойного налогообложения со следующими странами:

  • Австралия
  • Австрия
  • Азербайджан
  • Албания
  • Алжир
  • Аргентина
  • Армения
  • Белоруссия
  • Бельгия
  • Болгария
  • Ботсвана
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Вьетнам
  • Германия
  • Греция
  • Дания
  • Египет
  • Израиль
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Канада
  • Катар
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Гонконг
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Ливан
  • Люксембург
  • Македония
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальта
  • Марокко
  • Мексика
  • Молдова
  • Монголия
  • Намибия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Норвегия
  • Объединённые Арабские Эмираты
  • Польша
  • Португалия
  • Румыния
  • Саудовская Аравия
  • Сербия
  • Сингапур
  • Сирия
  • Словакия
  • Словения
  • Соединённые Штаты Америки
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Туркменистан
  • Турция
  • Узбекистан
  • Украина
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Шри-Ланка
  • Южно-Африканская Республика
  • Черногория
  • Япония

1990-е годы

В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы:

  • Группа предприятий в регионе регистрировала финансовую компанию, в уставной капитал которой вносилась вся готовая продукция этих предприятий. Это означало, что предприятие, производя свою продукцию, не имея реализации и формально являясь убыточной, соответственно не платило налог на прибыль и НДС.
  • Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек. Самым простым способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся с списках работников, но реально не работавших).
  • Чтобы уменьшить налогообложение фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.
  • Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы регистрировались в качестве малых предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налог в течение первых двух лет деятельности с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы. После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот.
  • Многие фирмы пользовалось услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов», «слепых», «глухих» и т. п. Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции (в том числе внешнеторговые) не самостоятельно, а через такие организации.
  • Широкое распространение получила минимизация отчислений налогов за счёт занижения фирмами реального финансового оборота с помощью различных методов. Одним из методов были бартерные сделки, при которых продукция обменивалась по сильно заниженным ценам. Другим методом было широкое использование взаимозачётов.
  • Многие фирмы занижали свой реальный доход от внешнеторговых сделок. Например, при экспорте в налоговых отчётах указывалась сильно заниженная по сравнению с фактической цена товара, а неучтённая прибыль оседала на счёте предприятия в каком-нибудь иностранном банке. Другим способом снижения налогов при внешнеторговых операциях была регистрация за рубежом полностью подконтрольной фирмы, которой российское предприятие поставляло свою продукцию по заниженной цене, а та свою очередь перепродавала продукцию реальному иностранному покупателю по обычной рыночной цене. Подобные внешнеторговые сделки приводили также к масштабной утечке капиталов из России.
  • Примерно с 1993 года многие фирмы стали уходить от налогов с помощью широкого использования наличных денег для расчётов со своими партнёрами, наличной валюты (главным образом доллара США и немецкой марки), в виду галопирующей инфляции. Значительная часть этого оборота скрывалась от правоохранительных органов, поэтому в обиходе наличные средства, применявшиеся для таких операций, называли «чёрным налом». На наличных операциях был построен практически весь «челночный» бизнес.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительные финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции, и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий.

В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

Примечания

  1. Основы экономики Издание 2 (Лебедев О.Т., 1998 ). Большая Энциклопедия Нефти и Газа. www.ngpedia.ru. Дата обращения 30 января 2019.
  2. НК РФ ч.1, ст. 12, п. 1.
  3. НК РФ ч.1, ст. 12, п. 6.
  4. НК РФ ч.1, ст. 13.
  5. НК РФ ч.1, ст. 14.
  6. НК РФ ч.1, ст. 15.
  7. НК РФ ч.1, ст. 18, п. 2.
  8. Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» Архивировано 23 сентября 2015 года. // М.: МАКС Пресс, 2009
  10. 1 2 Налоги для богатых? Экономику не пустили в «тень» Архивная копия от 19 мая 2010 на Wayback Machine // Прайм-ТАСС, 13 мая 2010
  11. Барсенков А. С., Вдовин А. И., «История России. 1917—2007» — М.: Аспект Пресс, 2008 — стр. 772
  12. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008—2010 гг. // Министерство финансов Российской Федерации
  13. 1 2 Высказывания руководства Архивировано 18 мая 2011 года. // Минфин РФ
  14. 1 2 Налоговая политика Путина сулит успех // The Wall Street Journal, 26 ноября 2002, Перевод на русский
  15. Возрождение России // Financial Times, 30 октября 2001
  16. Политический жест // Эксперт, 24 марта 2008
  17. 1 2 Филиппов А. В. «Новейшая история России. 1945—2006 гг»
  18. Менеджеры от экономики делают ставку на Путина // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 11 марта 2004, Перевод на русский (недоступная ссылка)
  19. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета (20.12.2015). Дата обращения 30 января 2019.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // КонсультантПлюс. — 1998. — 3 августа.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ // КонсультантПлюс. — 2000. — 7 августа.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*