admin / 26.06.2019

Налог на прибыль налогоплательщики

Кто признается налогоплательщиком и плательщиком сборов?

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В абзаце 2 п.

2 ст. 11 НК РФ указывается, что относится к организациям.

1. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом не имеют значения организационно-правовая форма и цели деятельности юридического лица. Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном НК РФ, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, далее по тексту — ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их части, в том числе функции представительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

К иным обособленным подразделениям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся представительства. А в целях применения положений НК РФ обособленным подразделением организации по п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения российского юридического лица в соответствии с НК РФ не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь выполняют функции юридического лица по уплате налогов. Невыполнение данной обязанности филиалом или иным обособленным подразделением российской организации влечет неблагоприятные правовые последствия для этой организации, то есть для российского юридического лица в целом. Это означает, что при нарушении налогового законодательства, которое было обнаружено при проведении налоговой проверки филиала или иного обособленного подразделения российского юридического лица, к налоговой ответственности привлекается это российское юридическое лицо, а не его филиал или иное обособленное подразделение.

2. Иностранные организации, к которым относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения к физическим лицам относятся:

граждане РФ;

иностранные граждане. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ, далее по тексту — Федеральный закон о гражданстве) иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Российская газета. 2002. 5 июня.

лица без гражданства. В соответствии со ст. 3 Федерального закона о гражданстве лицо без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории Российской Федерации физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Ранее, то есть до внесения изменений Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее по тексту — Федеральный закон N 137-ФЗ), физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ признавались физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. На основании подп. «г» п. 8 ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ утратил силу.

Там же. 2006. 29 июля.

Если сравнить эти определения, видно, что до внесения изменений имело значение общее количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в календарном году и оно должно было превышать 183 дня, для того чтобы физическое лицо было признано налоговым резидентом, а сейчас 183 календарных дня считается в течение 12 следующих подряд месяцев.

В качестве самостоятельной категории налогоплательщиков — физических лиц выступают индивидуальные предприниматели, которыми в соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. В НК РФ особо отмечается, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Согласно последним изменениям, внесенным Федеральным законом N 137-ФЗ, из состава понятия «индивидуальные предприниматели» были исключены частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Эти изменения обусловлены следующим.

Предпринимательская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ) отдельно отмечается, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а связано это с тем, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Российская газета. 1993. 13 марта.

Адвокатская деятельность в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ) также не признается предпринимательской, поскольку осуществляется в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения доступа к правосудию.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Таким образом, в связи с тем, что деятельность, осуществляемая частными нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, по сути своей не является предпринимательской, отнесение их к числу предпринимателей в целях налогообложения было не вполне корректным.

В заключение хотелось бы добавить, что по каждому налогу (сбору) конкретный перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) должен быть определен в соответствии с законом, поскольку согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (плательщики сборов) и элементы налогообложения.

Кто платит налог на прибыль (признается налогоплательщиком такового по современному законодательству)?

Налогоплательщиками налога на прибыль являются только организации. На индивидуальных предпринимателей данный налог не распространяется.

Итак, плательщики налога на прибыль — это (ст. 246 НК РФ):

  1. Российские организации — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения.

Примечание

В целях налога на прибыль с 01.01.2015 к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ, а именно:

  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.
  1. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России.

См. «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

  1. Ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) — в отношении налога на прибыль по группе.

Если вы оказались в числе указанных лиц — вы обязаны платить налог на прибыль.

Неплательщики — «сочинцы»

К этой категории неплательщиков налога на прибыль относятся организации, являющиеся (п. 2 ст. 246 НК РФ):

  1. Иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии со ст. 3 федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ (преференция действует в период 2008–2016 гг.).
  2. Иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета (МОК), в соответствии со ст. 3.1 закона № 310 (в период 2010–2016 гг.), — в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением Олимпийских и Паралимпийских игр.
  3. Официальными вещательными компаниями, в соответствии со ст. 3.1 закона № 310, — в отношении полученных по договорам, заключенным с МОК или уполномоченной им организацией, доходов:
  • от производства продукции СМИ в период организации игр (с 5 июля 2007 года по 31 декабря 2016 года);
  • от производства и распространения продукции СМИ (в том числе осуществления официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения игр (1 месяц до дня начала церемонии открытия Олимпийских игр, время проведения игр и 1 месяц после дня окончания церемонии закрытия Паралимпийских игр.).

Спецрежим как освобождение от налога на прибыль

Освобождение от уплаты налога на прибыль дают:

  • система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 3 ст. 346.1, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (п. 2 ст. 346.11, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 4 ст. 346.26, п. 10 ст. 274 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (п. 9 ст. 274 НК РФ).

См. также «Как организации выбрать режим налогообложения: ОСН, УСН или ЕНВД?»

Первые 2 режима (ЕСХН и УСН) освобождают организацию от уплаты налога на прибыль в отношении всей ее деятельности. Однако за такими «спецрежимниками» сохраняется обязанность по уплате налога на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

«Вмененка» и налог на игорный бизнес позволяют не платить налог на прибыль только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под эти спецрежимы (п. 4 ст. 346.26, п. 9 ст. 274 НК РФ). Если организация совмещает их с «общережимным» бизнесом, налог по нему платится в общем порядке на основании раздельного учета доходов и расходов (см. «Как организовать раздельный учет при ЕНВД»).

И конечно, ни один из указанных специальных налоговых режимов не дает освобождения от уплаты налога на прибыль в качестве налогового агента (п. 3 и 6 ст. 275, п. 4 и 5 ст. 286, ст. 310, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11 НК РФ):

  • по дивидендам (см. «Как правильно рассчитать налог на прибыль с дивидендов?»);
  • по отдельным доходам, выплачиваемым иностранным организациям (см. «Налоговый агент по налогу на прибыль при выплате доходов иностранной организации»).

Освобождение для инноваций

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», могут применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль. Срок действия освобождения — 10 лет со дня получения статуса участника проекта. Порядок и условия применения освобождения установлены ст. 246.1 НК РФ.

Освобождение можно использовать с первого числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта (п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

О его использовании нужно уведомить налоговый орган. Для этого не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, с которого используется освобождение, в инспекцию по месту учета нужно направить (пп. 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н, приложение № 1);
  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта «Сколково»;
  • выписку из книги учета доходов и расходов (отчет о финансовых результатах), подтверждающую годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Объем выручки не должен превышать 1 млрд рублей (п. 2 ст. 246.1 НК РФ).

Эти же документы следует представлять в инспекцию по окончании налогового периода, в котором использовалось освобождение, вместе с уведомлением о продлении использования права на освобождение на следующий период или об отказе от освобождения. Срок направления — не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором применялось освобождение (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Если документы не направлены или содержат недостоверные сведения, нужно восстановить налог на прибыль, уплатить его в бюджет, а также перечислить пени. По мнению Минфина, так же надлежит поступить организациям, которые представят документы позже установленного срока (письмо Минфина России от 20.06.2012 № 03-03-06/1/316).

См. также «Как рассчитать и отразить пени по налогу на прибыль?»

Право на освобождение может быть утрачено по 2 основаниям (пп. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта — с первого числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
  • если годовой объем выручки превысит 1 млрд рублей — с первого числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

Налог за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 млн рублей, придется восстановить и уплатить в бюджет с соответствующими пенями (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

Возможен и добровольный отказ от освобождения (п. 5 ст. 246.1 НК РФ). Чтобы от него отказаться, нужно направить в инспекцию предусмотренное приказом Минфина РФ от 30.12.2010 № 196н (приложение № 1) уведомление. Сделать это следует не позднее первого числа налогового периода, с которого планируется отказ от освобождения. Однако нужно помнить, что получить освобождение повторно отказавшийся от него уже не сможет.

Доходы в целях налогообложения

К доходам в целях налогообложения относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, т. е. доходы от реализации, а также внереализационные доходы. При определении указанных доходов из них должны быть исключены суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю или приобретателю товаров, работ, услуг или имущественных прав.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, должны учитываться налогоплательщиком в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату признания соответствующего дохода.

Доход от реализации для целей налогообложения представляет собой выручку от реализации товаров, работ и услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручку от реализации имущественных прав. Выручка от реализации при этом определяется исходя из всех поступлений, выраженных в денежной или натуральной форме, и связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права.

Все остальные полученные налогоплательщиком доходы, не связанные с поступлением средств от реализации, считаются внереализационными доходами. Перечень этих доходов достаточно широк и полностью приведен в Налоговом кодексе.

К внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате

должником на основании решения суда штрафов, пеней или других санкций за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду.

Внереализационным доходом является также доход от продажи или покупки иностранной валюты. Он возникает в тех случаях, когда курс продажи или покупки оказывается выше или ниже официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

К указанной категории доходов относятся суммы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества, работ, услуг или имущественных прав также относятся к внереализационным доходам.

К внереализационным доходам налоговое законодательство относит также средства, полученные в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде, а также ряд других доходов налогоплательщика.

Одновременно с этим налоговое законодательство установило достаточно широкий перечень доходов налогоплательщиков, не учитываемых при определении налоговой базы. К таким доходам относится имущество, имущественные права, работы и услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров, работ и услуг теми налогоплательщиками, которые определяют доходы и расходы по методу начисления.

Не учитывается в составе доходов также имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. Кроме того, не учитывается имущество, имущественные или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в виде взносов или вкладов в уставный капитал организации.

Средства и другое имущество, полученные в установленном законодательством порядке в виде безвозмездной помощи, а также имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, также не включаются в налоговую базу налогоплательщика.

Не включаются в состав доходов налогоплательщика средства или другое имущество, полученные по договорам кредита или займа, другие аналогичные средства или другое имущество независимо от формы оформления заимствований, а также суммы или другое имущество, полученные в погашение таких заимствований.

Не признается доходом для целей налогообложения имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом установлено, что организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются законодательством как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К целевому финансированию российское налоговое законодательство относит, в частности, средства бюджетов всех уровней или государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, гранты, инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, а также полученные от иностранных инвесторов инвестиции на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения и некоторые другие средства.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*