admin / 04.06.2019

Консолидированной группы налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков — это…

Консолидированная группа налогоплательщиков — это добровольное объединение юрлиц — плательщиков налога на прибыль на основании договора. Участник консолидированной группы налогоплательщиков — это организация, которая является стороной договора о создании группы и соответствует установленным критериям.

Преимущества для налогоплательщиков при создании консолидированной группы

Условия для создания консолидированной группы

Кто не может участвовать в консолидированной группе

Кто такой ответственный участник

Как заключить договор о создании консолидированной группы

Когда возможен отказ в регистрации договора

Как внести изменения в договор о создании консолидированной группы

Почему может быть получен отказ в регистрации изменений

Особенности принятия в консолидированную группу нового члена

Порядок выхода участника из группы

Права и обязанности участников группы

Условия и порядок прекращения хоздеятельности консолидированной группы

Налоговое администрирование

Условия для создания консолидированной группы

Главным требованием при создании КГ является то, чтобы ответственный участник консолидированной группы опосредованно или прямо управлял 90% частей в уставном капитале (далее — УК) каждого предприятия, вошедшего в группу. При этом важно, чтобы данное требование выполнялось на протяжении всего срока действия контракта о создании группы.

О том, как определить долю участия одной компании в другой, сказано в ст. 105.2 НК РФ.

Также важно, чтобы у каждого из вошедших в КГ предприятий за весь прошедший год были следующие показатели:

  1. Величина чистых активов по сведениям из бухотчетности должна быть больше величины УК (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ).
  2. Общий объем полученной выручки компании от реализации ТМЦ и предоставления услуг и других доходов должен быть больше или равен 100 000 млн руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  3. Общая сумма уплаченных налогов (НДС, на прибыль и на добычу ископаемых) и акцизов должна быть больше или равна 10 000 млн руб. (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).
  4. Суммарное значение всех активов в балансе по состоянию на 31 декабря должно быть больше или равно 300 000 млн руб.

О новом порядке расчета активов читайте в нашей статье «Утвержден новый порядок расчета чистых активов».

Кроме того, предприятия не должны находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.

КГ должна создаваться на срок не менее чем 2 года. При этом возможны варианты прекращения действия КГ (об этом расскажем ниже).

Как заключить договор о создании консолидированной группы

В договоре о создании КГ указываются следующие важные моменты:

  • предмет;
  • список сторон договора и их контактные/регистрационные данные;
  • название компании-ОУКГ;
  • информация об обязанностях каждого члена группы и отдельно ОУКГ (сроки и порядок исполнения), а также сведения об ответственности, которая наступает из-за невыполнения условий договора;
  • срок действия КГ, а соответственно, и договора;
  • объем сведений, предоставляемых каждым из членов для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль.

Вам может пригодиться информация по налогообложению, изложенная в статье «Что является объектом налогообложения по налогу на прибыль?».

Договор о создании КГ подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. С целью его регистрации ОУКГ должен собрать полный пакет документов. Он включает:

  • сам договор (в 2 экземплярах);
  • заявление о создании, подписанное всеми членами КГ;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц — подписантов договора;
  • бухгалтерско-финансовые документы, подтверждающие, что все члены группы имеют право создавать КГ (сведения, требующие подтверждения, указаны в подп. 2–3, 5 ст. 25.2 НК РФ).

Данные, которые необходимо подтвердить, заверяются ОУКГ. В этот перечень входят копии финнотчетности, платежки, подтверждающие уплату налогов и акцизов.

Все эти документы следует подать до 30 октября, чтобы со следующего года члены группы могли работать и платить налоги в рамках КГ. После подачи документов в налоговый орган в месячный срок принимается решение о регистрации договора или отказе в ней.

Если в ИФНС обнаруживают устранимые нарушения, которые можно исправить в отведенный месячный срок, ОУКГ уведомляется об этом и обязан своевременно их устранить.

Если соблюдены все формальности относительно соблюдения участниками требований ст. 25.2 НК РФ, а также имеется полный пакет документов, договор о создании КГ регистрируется. В 5-дневный срок выдается 1 экземпляр договора с отметкой о проведенной регистрации.

Далее осуществившая регистрацию ИФНС оповещает все территориальные налоговые органы, в которых зарегистрированы участники КГ, об их статусе. Такие же уведомления направляются в ИНФС, в которых стоят на учете обособленные подразделения компаний — членов КГ.

При соблюдении всех описанных формальностей КГ признается созданной с 1 января года, который наступил после момента регистрации договора о создании КГ.

Когда возможен отказ в регистрации договора

Налоговая может отказать в регистрации договора по ряду причин, перечень которых является закрытым:

  • если член КГ не соответствует условиям, указанным в ст. 25.2 НК РФ;
  • если договор о создании КГ не содержит обязательных условий, которые перечислены в п. 2 ст. 25.3 НК РФ;
  • если нарушены сроки подачи документов на регистрацию договора о создании КГ либо подан неполный пакет документов, а устранимые нарушения не были устранены в месячный срок (п. 5–7 ст. 25.3 НК РФ);
  • если документы были подписаны лицами, не уполномоченными участниками.

Если налоговая отказала в регистрации контракта о создании КГ, это не лишает ОУКГ права на повторное предоставление документов на регистрацию.

Копия решения, в котором содержится отказ, в 5-дневный срок направляется фискальной службой в адрес ОУКГ и вручается его уполномоченному лицу.

При этом ОУКГ может обжаловать такой отказ в сроки, которые действуют для обжалования актов налоговых органов. Если жалоба на отказ в регистрации будет удовлетворена, то при отсутствии других препятствий налоговая служба должна будет зарегистрировать договор. КГ сможет функционировать начиная с 1 января года, который наступил после подачи документов на регистрацию.

Как внести изменения в договор о создании консолидированной группы

Внесение изменений в договор в обязательном порядке обусловлено одной из ситуаций:

  • один или несколько участников оказываются в процессе ликвидации;
  • ожидается реорганизация одного из участников в форме присоединения, слияния, разделения или выделения;
  • к КГ присоединяется еще компания;
  • один из участников принимает решение выйти из КГ, в т.ч. в случае нарушения условий, указанных в ст. 25.2 НК РФ;
  • необходимо продлить срок действия контракта.

Изменения вносятся в договор в виде отдельного соглашения, которое подписывают все стороны договора о КГ, в т.ч. те, которые только что присоединились. Данное соглашение также представляется в ИФНС по адресу регистрации ОУКГ для прохождения регистрационной процедуры.

При представлении соглашения на регистрацию важно соблюсти установленные в п. 4 ст. 25.4 НК РФ сроки. Данное действие должно быть совершено не позднее месяца:

  • который остался до начала нового налогового периода;
  • когда закончится заключенный договор о создании КГ (если принято решение о продлении договора);
  • в течение которого возникли причины, из-за которых требуется внести изменения (они перечислены в п. 1 ст. 25.4 НК РФ).

Для регистрации соглашения о внесении изменений в договор ОУКГ должен подать в фискальную службу такие документы:

  • сообщение о том, что вносятся изменения;
  • соглашение, подписанное всеми участниками КГ, в 2 экземплярах;
  • решение о продлении срока договора в 2 экземплярах;
  • подтверждающие полномочия подписантов документы;
  • документы, подтверждающие, что участники придерживаются всех требований (с учетом изменений, внесенных в договор), указанных в ст. 25.2 НК РФ.

Регистрация изменений производится в 10-дневный срок после подачи полного пакета документов. В результате регистрационных действий представитель ОУКГ получит на руки 1 экземпляр соглашения с отметкой о пройденной регистрации.

Изменения, внесенные в договор о создании КГ, обычно вступают в силу с 1 января года, который последует за тем, в котором подавался пакет документов на регистрацию. Это касается случаев, когда вносились изменения, связанные:

  • с добавлением новых участников;
  • выходом одного или нескольких участников по разным причинам.

В других ситуациях изменения в договор вступают в силу с утвержденной сторонами даты, но не раньше момента регистрации соглашения о внесении изменений в налоговой.

Порядок выхода участника из группы

При выходе из КГ участник должен будет:

  • рассчитывать и уплачивать налог на прибыль за тот налоговый период, в котором компания уже не была членом КГ;
  • изменить налоговую политику по уплате налога на прибыль с новой отчетной даты;
  • представлять налоговые декларации по прибыли за тот период, когда компания уже не состояла в КГ.

Порядок заполнения налоговых деклараций приведен в нашей статье «Какой порядок заполнения декларации по налогу на прибыль (пример)?»

Если из КГ выходит ОУКГ, в его обязанности входит:

  • внесение изменений в свой налоговый учет по налогу на прибыль;
  • пересчет авансов по налогу на прибыль по завершенным налоговым периодам и представление уточненок по КГ.

Об особенностях заполнения уточненок вы узнаете из нашей статьи «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?»

При выходе компании из состава КГ за ней сохраняется необходимость исполнения всех принятых на себя за время членства в группе обязательств по уплате налога на прибыль.

Об авансовых платежах вы узнаете из статьи «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?»

Права и обязанности участников группы

В права ОУКГ КГ входит:

  • представление налоговым органам пояснений, связанных с расчетом и уплатой налога на прибыль по КГ;
  • возможность присутствовать на всех проводимых налоговой выездных проверках;

О сроках проведения таких налоговых проверок читайте в нашей статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Разобраться с порядком проведения такой проверки вам поможет наша статья «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

  • получение от ИФНС актов проверок, решений и иных документов по хоздеятельности КГ;
  • участие в рассмотрении материалов налоговых проверок;
  • получение от фискальной службы информации, составляющей налоговую тайну, об участниках КГ;
  • обжалование актов проверок и действий должностных лиц налоговой, связанных с исполнением ими обязанностей по сбору налога прибыль;
  • подача заявления о зачете уплаченного сверх необходимого налога на прибыль.

В обязанности ОУКГ входит:

  • ведение налогового учета, расчет и уплата налога на прибыль по результатам деятельности КГ;

Подробности об уплате налога на прибыль от лица КГ вы почерпнете из наших статей:

  • «Верно указываем статус в платежных поручениях в 2015 году»
  • «Указываем статус составителя в платежном поручении — 2015»
  • «Как заполнить платежное поручение в 2015 году — образец?»
  • «Основные статусы плательщика в платежном поручении — 2015»
  • представление в налоговую на регистрацию договора о создании КГ или соглашения о внесении изменений в договор, решения о прекращении хоздеятельности группы;
  • подача отчета по налогу на прибыль, а также представление документов, которые были получены от участников КГ;

Об особенностях заполнения налоговых деклараций КГ читайте в нашей статье «Какой порядок заполнения декларации по налогу на прибыль (пример)?».

О нюансах заполнения декларации читайте в статье «Какой КПП указать в декларации по прибыли ОУКГ КГН».

  • при выходе из КГ или прекращении деятельности группы передача группе сведений об исчислении и уплате налога на прибыль и другой информации;
  • уплата штрафных санкций, наложенных в связи с неисполнением норм налогового законодательства;
  • доведение в 5-дневный срок до сведения участников информации о поступлении требований об уплате налога;
  • истребование первички / регистров налогового учета в рамках проведения налогового контроля;
  • представление в ИФНС первички / регистров налогового учета по запросу.

Участники КГ обладают правом:

  • обжаловать в вышестоящую инстанцию или суд акты фискалов либо определенные действия их должностных лиц;
  • получать у ОУКГ копии всех документов из налоговой;
  • исполнять в добровольном порядке взятые на себя обязательства ОУКГ;
  • участвовать в проведении налоговой проверки у себя, а также присутствовать при рассмотрении материалов таких проверок.

В обязанности КГ входит:

  • представление расчетов налоговой базы по налогу на прибыль, данных из регистров и других документов ОУКГ;
  • представление в ИФНС документов и сведений, которые нужны фискалам для осуществления налогового контроля;
  • исполнение обязанностей по уплате налога, штрафных санкций в случае невыполнения несущим ответственность за деятельность КГ участником его обязанностей перед налоговыми органами;
  • незамедлительное уведомление ОУКГ обо всех случаях, которые могут привести к нарушению указанных в ст. 25.2 НК условий;
  • ведение налогового учета по налогу на прибыль.

Условия и порядок прекращения хоздеятельности консолидированной группы

Основанием для прекращения деятельности КГ могут служить:

  • завершение срока действия или расторжение по соглашению участников договора о создании КГ;
  • признание недействительным договора в суде;
  • неподача пакета документов о внесении изменений в договор, продиктованных выходом одного из участников, допустившего нарушение требований, изложенных в ст. 25.2 НК РФ, либо уклонение от внесения изменений по разным основаниям;
  • ликвидация или реорганизация (кроме преобразования) ОУКГ;
  • открытие дела о банкротстве в отношении ОУКГ;
  • нарушение несущим ответственность за деятельность КГ участником условий ст. 25.2 НК.

При этом действие КГ не может быть прекращено, если в УК участника произошли изменения, не нарушившие условия п. 2 ст. 25.2 НК РФ.

О расчете цены акций после реорганизации узнайте из нашей статьи «Как определить стоимость акций при реорганизации»

В случае принятия участниками КГ совместного решения о расторжении договора ОУКГ должен в 5-дневный срок отослать в ИФНС оригинал договора о создании КГ с отметкой о регистрации, а также решение о расторжении договора, подписанное всеми участниками.

Оригинал договора о создании КГ направляется в налоговую также в ситуации, когда КГ прекратила существование по причине окончания срока договора, признания недействительным договора, а также несоответствия требованиям ст. 25.2 НК РФ участников КГ. Вместе с договором ОУКГ посылает также уведомление, составленное в свободной форме, с указанием таких обстоятельств.

После поступления указанных выше документов ИФНС, контролирующая деятельность КГ, в 5-дневный срок уведомляет местные налоговые, в которых зарегистрированы все участники прекратившей существование КГ.

Датой прекращения деятельности КГ является 1-е число того налогового периода, который последовал после возникновения обстоятельств, указанных при оповещении налоговой.

Налоговое администрирование

Перевод участников КГ на налоговое администрирование в налоговую инспекцию, курирующую крупных налогоплательщиков, осуществляется на основании приказа ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

О правонарушениях читайте также в статье «Ст. 122 НК РФ (2015): вопросы и ответы»

В случае непредставления несущим ответственность за деятельность КГ участником декларации по налогу на прибыль в 10-дневный срок после завершения приема таких деклараций фискалы примут решение о заморозке банковских счетов всех участников (п. 13 ст. 76 НК).

Подробнее об ответственности участников КГ читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций»

При неуплате рассчитанного налога на прибыль задействуется особый порядок взыскания недоимки:

  1. сначала долг взыскивается со счетов ОУКГ КГ;
  2. затем списываются со счетов / изымаются из кассы средства остальных участников КГ;
  3. долг погашается за счет активов ОУКГ;
  4. недоимка погашается за счет имущества всех остальных участников.

Подробности о порядке взыскания недоимки вы узнаете из нашей статьи «Ст. 46 НК РФ (2015): вопросы и ответы»

Понятие договора

В налоговом праве существует понятие консолидированной группы налогоплательщиков, которая представляет собой объединение плательщиков на добровольной основе. Их объединяет общий совокупный доход организаций, с которого уплачивается общий налог.

Создается объединение на основе законно составленного и подписанного договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно последним изменениям в налоговом законодательстве, те договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составленные и подписанные до 2016 года, считаются незарегистрированными. С 2016 года и в течение всего 2017 года такие договоры не обязательно регистрировать в Налоговой службе. Этот аспект был прописан в федеральном законе №325 в статье 3.

Договор представляет собой документ, согласно которому организации, имеющие непосредственное отношение к деятельности друг друга, уплачивают с совокупного дохода налог в пользу государственного бюджета.

Договор имеет исключительно добровольную форму, не обязывает организации к образованию единого юридического лица. Составляется договор только тогда, когда организации попадают и соответствуют всем условиям, выдвигаемым налоговым законодательством.

Положения, прописываемые в договорах

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, подчиняющегося нормам налогового и гражданского права, не может быть с ними расхождений и противоречий. Для договоров таких типов выделена отдельная часть в Налоговом кодексе. Основные положения прописаны в главе 3.1. В частности, и в статье 25.3.

Положения договора включают в себя такие аспекты, как:

  • срок, на который была создана группа плательщиков, если он есть (предусматривается возможность создания бессрочного договора, который расторгается по обоюдному желанию сторон);
  • порядки действий и полномочий всех участников группы (при условии, что они выходят за рамки того, что прописано в Налоговом кодексе, но при этом не противоречат ему);
  • срок исполнения по обязательствам со стороны каждого из участников сторон договора;
  • название (следует понимать, как юридическое официальное) группы, где за основу берется название ответственного участника группы;
  • полный список с указание всех реквизитов каждого участника;
  • предмет договора;
  • показатели, на основе которых исчисляется налоговая база и размера налога, которые не могут быть изменены в течение всего срока действия составленного и подписанного договора.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в рамках налогового права не может быть никаких аспектов, которые могли бы противоречить законодательству.

В противном случае в судебном порядке любым участником группы, а также контролирующим налоговым органом, этот договор может быть признан недействительным и незаконным. Что в свою очередь не влечет к привлечению к ответственности со стороны тех, кто его составлял.

Он просто признается недействительным, не имеющим никакой силы, а значит не позволяющим уплачивать один налог с совокупной прибыли организациями.

Период действия и сроки договора

Договор о создании КГН создается организациями, которые в ходе своей деятельности могут иметь совокупный доход, но при этом не являются единым юридическим лицом.

Согласно статье 25.2 Налогового кодекса, одна или несколько организаций может и участвует в создании капитала для других организаций. При этом не важно, как именно – прямо, путем вложения средств, или косвенно. Каждая из долей создаваемой группы, приходящейся на ту или иную организацию, определяется нормами Налогового кодекса.

У договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков есть определенный срок действия, даже если он не прописан в самом договоре. Однако именно это вызывают у правоведов некоторые споры.

Так, согласно статье 25.3 Налогового кодекса, договор попадает под ведомство налогового права, но все не разъясненные аспекты – в ведомство гражданского права. Согласно нормам последнего, бессрочный договор подразумевает расторжение по желанию одной из сторон или обоюдному желанию.

Налоговый же кодекс предусматривает три вида периода действия договора, после наступления которых, он считается окончившим свое действие. К этим периодам относят:

  • окончание прописанного срока действия;
  • момент расторжения;
  • начало нового налогового периода, который наступает с первого числа нового периода, после того, как налоговый орган отказал в регистрации договора.

То есть если в договоре не указан срок, а налоговый орган договор регистрировать не стал, то он теряет свою силу с того момента, как был получен отказ. Российские правоведы сходятся во мнение, что оснований для отказа в регистрации существует не так уж и много. А налоговое законодательство предусматривает даже срок для внесения соответствующих изменений, чтобы договор мог быть подписан в налоговом органе.

Так, предусмотрен срок в течение одного календарного месяца, в течение которого договор рассматривается руководителем налогового органа. Если в течение этого периода изменения не могут быть внесены, договор с рассмотрения передается обратно ответственному участнику с разъяснениями отказа.

Договор подается на рассмотрение не позднее, чем 30 октября того года, в котором он был составлен, а при утвердительном решении налогового органа на регистрацию вступает в силу с нового календарного года (с началом нового налогового периода). Все договора и документы, переданные позднее, рассмотрению не подлежат.

Процедура подачи документов

Для того чтобы в налоговом органе зарегистрировали договор ответственный участник группы подает полный пакет документов на рассмотрение, который включает в себя:

  • договор (2 экземпляра, каждый из которых лично подписан уполномоченными лицами);
  • документы, утверждающие и определяющие полномочия каждой организации группы плательщиков;
  • заявление на регистрацию, которое подписывается всеми участниками группы (следует понимать, как уполномоченные лица от каждой из организации-участника) или их представителями;
  • документы-доказательства, подтверждающие, что все условия были выполнены со стороны организаций на создание КГН.

В случаях если руководитель или его законный представитель налогового органа обнаружил нарушения по действующему налоговому законодательству, то он уведомляет об этом ответственного участника путем отправки ему соответствующего уведомления. Если в установленный законом срок изменения внесены быть не могут, то руководителем выписывается отказ с указанием причин.

Если же договор и пакет документов не вызывает никаких сомнений в законности и подлинности, то руководитель регистрирует договор. В установленный законом срок один подписанный экземпляр с отметкой о регистрации передается ответственному участнику всей группы.

На данное действие предусмотрено ровно пять календарных дней. Передается экземпляр или лично в руки (следует понимать, как передачу под роспись ответственного лица) или любым другим способом с уведомлением о получении.

Регистрирующий налоговый орган передает в другие налоговые органы, к которым относятся компании-участники, всю информацию о регистрации договора КГН в установленный срок, по закону составляющий ровно пять дней. Исчисление ведется в календарном виде. Все документы на регистрацию подаются по месту нахождения той организации-участника, которая признана ответственной за всю группу организаций.

В случаях, если организациям-участникам кажется, что их права были нарушены, а отказ был выдан не обоснованно, они имеют право обратиться в суд с заявлением о рассмотрении правомерности действий руководителя налогового органа. В судебном порядке рассматриваются все обстоятельства, в том числе каждый пункт договора о создании КГН.

В случаях, если со стороны суда нарушений не выявлено, договор подлежит регистрации даже тогда, когда срок подачи документов уже пропущен (следует понимать, как даты после 30 октября текущего года и налогового периода).

Руководитель налогового органа за нарушение и превышение своих полномочий может понести дисциплинарную, уголовную или административную ответственность.

В качестве оснований для отказа могут выступать только те основания, которые прописаны в статье 25.3 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • невыполнение условий, по которым консолидированная группа может быть создана;
  • противоправность пунктов составленного договора;
  • пропуск срока предоставления документов и договора;
  • предоставление документов не в полном объеме для рассмотрения;
  • неправомерно подписанный договор (следует понимать, как подписанный теми лицами, которые не были на это уполномочены организациями).

Отказ передается ответственному участнику, который обязан самостоятельно разослать копии по организациям-участникам. Отказ, так же как и подписанный экземпляр с пометкой о регистрации, передается под роспись ответственного участника или любым путем, где есть возможность отследить дату получения. Например, путем отправки почтовым отправлением заказного вида.

Консолидированная группа налогоплательщиков

В последнее время основными целями налогово-правовой политики России является формирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную стабильность и устойчивость, а также стимулирование активной предпринимательской деятельности. Отсюда следует, что актуальным является реализация мер налогово-правового стимулирования и направлений на поддержание и пополнение бюджета страны.

Крупные бизнесмены всегда стремятся минимизировать свои обязательства перед государством законным путем, при этом они находят различные лазейки в действующем законодательстве Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) консолидированной группе налогоплательщиков (далее – КГН) посвящена отдельная глава «3.1». Понятие «консолидированный» означает — «устойчивый, постоянный, фиксированный». Впервые данный термин был введён в начале двадцатого века в Австрии, а в настоящий момент применяется широко и в других странах (США, Германия, Великобритания, Норвегия и др.). Наибольшее распространение данный институт получил в последние двадцать лет. Термин «КГН» был введен в Российской Федерации относительно недавно федеральным законом , вступившим в силу с 01.01.2012. Подобные объединения можно наблюдать на таких крупнейших холдингах, как, например, Роснефть, Газпром, Мечел, Северсталь и др. В России зарегистрировано шестнадцать КГН.

Механизм управления в консолидированной группе стал необходимостью для налоговой системы РФ после принятия в НК РФ поправок о трансфертном ценообразовании. Это связано с тем, что вступление в группу дает возможность законно снижать налоговые риски, предусмотренные НК РФ, так как сделки между участниками КГН признаются неконтролируемыми. Согласно ст. 25.1 НК РФ консолидированной группой налогоплательщиков является добро­вольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы.

В НК РФ ясно и понятно определены условия создания КГН. Так, объединение в КГН возможно только при одновременном соблюдении четырех условий:

· одна из организаций непосредственно или опосредованно принимает участие в уставном капитале других организаций группы, при том, что доля ее участия в каждой из них — минимум 90 процентов;

· в целом все организации уплатили за предыдущий год не менее 10 млрд. рублей налогов (на прибыль, добычу полезных ископаемых, а также на добавленную стоимость и акцизов без учета «ввозных» налогов);

· за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд. руб.;

· общая балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предыдущего года — не менее 300 млрд. руб.

Для того чтобы вступить в КГН российская организация должна единовременно соответствовать ряду критериев:

· не находиться на стадии реорганизации (или ликвидации);

· не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

· размер чистых активов организации обязательно должен превышать размер уставного капитала.

Участники КГН назначают самого ответственного, который в специальном порядке исчисляет, уплачивает налог на прибыль, а также представляет по нему декларацию, в которую включает сведения по всей КГН. Цель создания КГН состоит в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН, то есть так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду для каждой организации при налогообложении.

У КГН возможным является выделение как положительных, так и отрицательных сторон. К плюсам можно отнести: рост конкурентоспособности группы на международном уровне, экономическая эффективность деятельности всей группы и каждого участника в отдельности, при наличии убытка у одного из членов группы происходит уменьшение обязательства по налогам в целом всей группы. Однако, тем не менее явным минусом являются риски монополизации отраслей экономики и её секторов, которые возникают при формировании объединений юридических лиц. Это оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность российского рынка. Последовавшее за формированием несколькими крупными холдингами КГН сокращение налоговой базы, а также ее существенное перераспределение между субъектами РФ вызвало много обсуждений и поставило вопрос об эффективности механизма КГН .

Академик В.М. Полтерович считает, что при разработке главы «3.1» НК РФ не было учтено, что консолидированные группы будут создаваться без учёта и оценки потерь региональных бюджетов . Отсюда следует что, как результат КГН внесли сокращение уплаты налога на прибыль, являющийся основным источником региональных доходов. Изначально данный институт был создан для перераспределения поступлений по налогу прибыли крупных компаний, для того, чтобы они поступали в бюджет субъекта РФ, где создается прибыль, а не того, где находится головная компания. По факту же налоговая база часто перераспределяется в те регионы, где установлена пониженная ставка налога на прибыль .

В 2015 году был введен мораторий на создание новых консолидированных групп и на изменение состава уже сформировавшихся для предоставления возможности финансовым и налоговым органам проанализировать последствия введения нового механизма и предложить варианты его совершенствования. В конце 2015 года, когда мораторий подходил к концу, был принят закон , который внес некоторые несущественные поправки в главу НК РФ о КГН и продлил мораторий ещё на три года, предоставляя очередную отсрочку органам власти для доработки механизма КГН. Законодатели в период подготовки законопроекта, естественно, предполагали, что в результате введения института КГН произойдет перераспределение сумм исчисленных налогов между регионами РФ, однако весь масштаб изменений стал очевиден лишь после вступления закона о КГН в силу.

В результате создания КГН на 2016 год консолидированные группы заплатили в консолидированный бюджет 298 млрд. рублей налога на прибыль, то есть в два раза меньше, чем было уплачено в 2011 году. Доля поступлений сократилась в два раза. Также следует обратить внимание на льготы для КГН. Пониженная ставка действует в двадцати семи регионах. Из-за этого субъекты недополучили в 2016 г. 5,6 млрд руб., в 2015 г. – 40 млрд руб. по восьми КГН . Действующий режим КГН спровоцировал сложности при прогнозировании бюджетных доходов на уровне отдельного субъекта РФ, а также создал условия для внезапного снижения доходов бюджета субъекта РФ, в котором осуществляют деятельность прибыльные предприятия, за счет получения убытков налогоплательщиками в других регионах, входящих в КГН. Наконец, по итогам выездных налоговых проверок в 11 из 16 КГН были обнаружены нарушения налогового законодательства. К таким нарушениям в первую очередь относятся: завышение организациями расходов, в том числе на аморти­за­ционные отчисления, на научно – исследовательские и опытно – конструк­торские работы (НИОКР), отсутствие документального подтверждения затрат, а также перечисление участниками КГН денежных средств на счета организаций, обладающих признаками недобросовестных контрагентов.

По мнению большинства аудиторов, институт КГН не оправдал ожиданий. Поэтому Счетная палата РФ предлагает продлить мораторий, согласно которому договоры о создании КГН или присоединении новых участников к существующим КГН регистрироваться не будут, а договоры, зарегист­рированные в 2014 — 2015 годах, считаются незарегистрированными. Указанное мнение поддерживается многими государственными деятелями, в частности, В.В. Володиным. «Консолидированная группа налогоплательщиков — это ошибка, которая была допущена. Более того, не просчитали последствия. Сейчас у нас огромное количество регионов обращается с тем, чтобы как-то сбалансировать бюджеты, именно из-за того, что у них нет четкой прогнозируемости», — сказал политик в рамках заседания Совета законодателей в Государственной Думе РФ. По словам спикера нижней палаты Федерального Собрания, в рамках комитета по бюджету и налогам необходимо создать рабочую группу для более детальной проработки данного вопроса и к 2019 году откорректировать законодательство .

В частности, с 2019 года, когда налоговые органы «отточат» механизмы проверки внесённых изменений, а финансовые органы урегулируют проблемы бюджетного распределения, будет обосновано реализовать меры по расширению доступности института КГН. Для этого необходимо, во-первых, сначала существенно снизить, а затем полностью отменить входные пороги в виде предельных минимальных значений уплаченных налогов, выручки и активов. Во-вторых, ограничить возможность искусственного перемещения налоговой базы холдинга между субъектами, например, путём установления пониженной ставки налога. Существуют ситуации, когда холдинг, наоборот, увеличивает налоговую базу в определенном регионе (в результате открытия новых компаний или подразделений, расширении штата и др.) – это не является искусственным перемещением налоговой базы. И, в – третьих, расширение зоны действия КГН, так как на данный момент данный институт доступен для ограниченного количества компаний.

В связи с развитием данного института целесообразным является принятие отдельного Федерального закона, регламентирующего деятельность участников консолидированной группы, их правовой статус, права и обязанности. Введение консолидированной группы налогоплательщиков носит в большей степени инвестиционный характер. Государство стремится к стимулированию развития приоритетной на сегодняшний день формы ведения бизнеса – интегрированных структур, которые представляют собой основную конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке. Значительные сокращения налоговых поступлений на начальном этапе существования КГН по замыслу впоследствии должны привести к ускорению темпов экономического роста и, соответственно, увеличению доли налоговых поступлений . При реализации вышеназванных мер появится совершенный механизм КГН, доступный широкому кругу организаций.

Консолидированная группа налогоплательщиков – достаточно новый институт в российской экономике, которому предстоит определенное реформирование. Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что КГН требует особого внимания, так как представляет собой важное направление налоговой реформы, позволяющее повышать предпринимательскую активность в сложившейся экономической ситуации в стране.

Список литературы: 1. Баннова К.А., Актаев Н.Е., Кропова А.А. Российский опыт влияния консолидации налоговых обязательств на конкурентоспособность предприятий рабочей силы на мировом рынке // Фундаментальные исследования. 2016. № 11. Часть 4. C. 752 – 756. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ. РФ. 1998. № 31, ст. 3824; 2016. № 49, ст. 6844. 3. Никитин К.М., Авдиенкова М.А., Захарова О.О., Гильманова Э.А. Консо-лидированные группы налогоплательщиков: как нужно использовать мораторий // Финансовый журнал. 2016. № 5. 4. URL: http://statecon.rea.ru/jour/article/viewFile/568/550 (дата обращения: 9.04.2018). 5. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» от 16.11.2011 № 321-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 47, ст. 6611. 6. Федеральный закон от 28.11.2015 № 325-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статьи 342.4 и 342.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 48 (часть I), ст. 6691. 7. URL: http://www.rline.tv (дата обращения: 13.03.2018). 8. URL: https://www.pnp.ru (дата обращения 13.03.2018). 9. Мусаева Х.М., Абдуллаева К.М. Институт консолидированной группы налогоплательщиков в Российской Федерации: оценка и проблемы функ-ционирования // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-4. С. 839-845.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*