admin / 06.09.2018

Комиссия по списанию

Федеральным законом от 01.01.01г. «О бухгалтерском учете»;

методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 г. N 49;

Уставом Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства;

Уставом Первичной профсоюзной организации АО «Газпром газораспределение Барнаул» Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности;

иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания, передачи, инвентаризации ТМЦ.

2. Основные задачи и полномочия Комиссии

2.1. Целью работы Комиссии является принятие коллегиальных решений по приему-передаче, списанию, инвентаризации ТМЦ ППО.

2.2. Комиссия принимает решения по следующим вопросам:

о сроке полезного использования поступаемых ТМЦ;

о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ТМЦ, возможности и эффективности их восстановления;

о списании (выбытии) ТМЦ в установленном порядке;

о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от выбывающих ТМЦ;

о списании ТМЦ с оформлением соответствующих первичных учетных документов;

о проведении инвентаризации имущества.

2.3. Комиссия осуществляет контроль за передачей материально ответственному лицу ТМЦ.

2.4. Комиссия проводит инвентаризацию ТМЦ. Основной целью инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества ППО.

3. Порядок принятия решения Комиссией

3.1. Решение Комиссии о сроке полезного использования поступающих ТМЦ, принимается на основании физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, гарантийного и договорного срока использования и других ограничений использования.

3.2. Решение Комиссии о списании (выбытии) основных средств, принимается после выполнения следующих мероприятий:

непосредственного осмотра ТМЦ, определения их технического состояния и возможности дальнейшего использования по назначению и установления непригодности их к восстановлению и дальнейшему использованию либо нецелесообразности дальнейшего восстановления и (или) использования;

установления конкретных причин списания (выбытия):

износ физический, моральный;

авария;

нарушение условий эксплуатации;

другие конкретные причины.

3.3. Решение Комиссии о списании (выбытии) ТМЦ, принимается с учетом наличия документов, подтверждающих факт преждевременного выбытия имущества из владения, пользования и распоряжения.

3.4. Решение Комиссии о списании (выбытии) ТМЦ оформляется Актом о списании ТМЦ, который подписывается всеми членами Комиссии.

При списании:

имущества, пришедшего в негодное состояние в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях, к акту о списании имущества прилагаются документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства;

бытовой техники (телевизоров, холодильников и т.д.) к акту о списании объекта основных средств, прилагается техническое заключение мастерских по ремонту бытовой техники или дефектная ведомость о невозможности ее восстановления.

5.1. С учетом положений Налогового кодекса РФ (НК РФ) инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:

при передаче имущества, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация ТМЦ может проводиться один раз в три года;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при смене председателя ППО, ЦПО.

5.2. Инвентаризации могут быть плановыми и внеплановыми. Сроки и периодичность проведения плановых инвентаризаций, а также их тематика прописываются в графике проведения инвентаризаций, утверждаемом профкомом ППО, контрольно-ревизионной комиссией (далее – КРК).

Внеплановые инвентаризации назначаются профкомом ППО, КРК.

5.3. По охвату проверяемых объектов инвентаризация может быть полной и выборочной. Полная инвентаризация охватывает все категории имущества и обязательств.

В ходе выборочной инвентаризации проверяются отдельные категории имущества и обязательств.

5.4. Перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается профкомом ППО, КРК.

5.5. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, членов КРК.

5.6. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

5.7. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках ТМЦ, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

5.8. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

ППО должна создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

6. Инвентаризация товарно-материальных ценностей

6.1. ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию.

6.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

6.3. Комиссия в присутствии материально ответственного лица проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.

Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

6.4. ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

7. Документальное оформление инвентаризации

7.1. Инвентаризационные описи формируются инвентаризационной комиссией, подписываются ее председателем, членами комиссии и материально-ответственным лицом.

7.2. Инвентаризационные описи инвентаризации оформляются не менее чем в двух экземплярах.

7.3. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки – четко и ясно, без помарок и подчисток. Для заполнения таких документов применяются чернила или шариковые ручки.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

7.4. Не допускается оставлять в описях незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

8. Результаты инвентаризации

8.1. По итогам проведенной инвентаризации могут быть выявлены следующие расхождения фактического наличия финансовых и нефинансовых активов с данными бухгалтерского учета:

излишки;

недостачи.

Эти расхождения обобщаются и заносятся в ведомость расхождений по результатам инвентаризации.

Выявленные излишки (неучтенные объекты) в ведомости отображаются в количественном и суммовом выражении (по рыночной стоимости).

По недостачам в ведомости показывается:

количество и сумма недостач в пределах норм естественной убыли (по балансовой стоимости);

количество и сумма недостач сверх норм естественной убыли (по рыночной стоимости);

разница между рыночной и балансовой стоимостью.

На основании ведомости оформляется акт о результатах инвентаризации.

8.2. ТМЦ оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и относятся на увеличение финансового результата ППО с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

8.3. Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по решению профкома ППО и относится на уменьшение финансового результата ППО. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

8.4. Недостачи ТМЦ, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются и относятся на уменьшение финансового результата ППО.

8.5. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение профкома ППО, КРК. Ими принимается окончательное решение о зачете таких расхождений.

Положение о комиссии по списанию матценностей: назначение и форма

Основное назначение этого документа — организовать работу комиссии по списанию матценностей посредством подробного описания ее состава и особенностей проводимых ею мероприятий.

Законодательно установленной формы этого положения не существует, как не существует обязательного требования его составлять.

Такое положение (как отдельный внутрифирменный документ) можно встретить в основном на крупных предприятиях, когда необходимо организовать процесс списания имущества в условиях крупного производства и разветвленной организационной структуры. В компаниях среднего масштаба подобный документ отдельно не оформляют, а его содержание включают составной частью в Положение о списании материальных ценностей. На мелких предприятиях состав комиссии и порядок ее работы определяется обычно в приказе или распоряжении.

Положение помогает регламентировать процедуры по списанию материальных ценностей и организовать эффективную работу комиссии. Выводы комиссии (как конечный результат ее работы) должны помочь руководству принять объективное и взвешенное решение о дальнейшей судьбе материальных ценностей, когда их использование в первоначальном виде и по исходному назначению невозможно.

Какие разделы включить в положение

Если вы решили разработать и применять на своем предприятии подобное положение и не знаете с чего начать, можете взять за основу следующую структуру:

  • общие вопросы по работе комиссии (кем утверждается состав, частота заседаний, какими документами оформляются действия и решения комиссии, иные организационные моменты);
  • раздел, посвященный технологии расчета численности членов комиссии;
  • раздел, описывающий все этапы работы комиссии.

Минимальный набор обязательных процедур комиссии, описываемых в этом разделе:

  • осмотр материальных ценностей и определение причин непригодности к дальнейшему использованию;
  • выявление лиц, по чьей вине или халатности они пришли в негодность;
  • проведение необходимых расчетов, позволяющих установить нецелесообразность ремонта/восстановления матценностей;
  • выработка рекомендаций о возможном дальнейшем использовании отдельных составных частей (при их наличии), способах утилизации и т. д.;
  • оформление акта на списание матценностей и представление его на утверждение руководителю или уполномоченному лицу;
  • осуществление контроля за утилизацией списанных матценностей.

Что включить в раздел, описывающий порядок расчета количества членов комиссии, узнайте в последующих разделах.

Кто входит в комиссию (состав)

Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.

При определении состава комиссии по списанию материальных ценностей значение имеют:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • разнообразие видов и наименований материальных ценностей на предприятии;
  • интенсивность их использования;
  • иные факторы (географическая разбросанность объектов, разветвленность управленческой структуры предприятия и т. д.).

В комиссию необходимо включать сотрудников предприятия, способных:

  • оценить техническое состояние объекта списания в зависимости от сферы его применения (инженеры-теплотехники, механики, гидравлики, химики и др.);
  • произвести экономическое обоснование нецелесообразности восстановления объекта или его составных частей, которые располагают информацией об остаточной стоимости объекта, степени его износа и другой необходимой учетной информацией (специалисты бухгалтерской службы, экономисты, финансисты и др.).

Для руководства комиссией назначается председатель комиссии из числа руководящего состава (заместители руководителей, главные инженеры, начальники подразделений / их заместители и др.). В комиссии участвуют также материально ответственные лица (п. 125 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Как рассчитать численность комиссии

Минимальное количество членов комиссии на списание материальных ценностей — 3 человека (если будет менее 3, выводы комиссии могут быть необъективными):

  • председатель (ПК);
  • представитель бухгалтерской/экономической службы (ПБС);
  • материально ответственное лицо (МОЛ).

К примеру, в компании с минимальным набором материальных ценностей и малым штатом комиссия может состоять из завхоза, главбуха и МОЛ. В крупных холдингах могут работать несколько комиссий по списанию материальных ценностей с различными составами. Это могут быть отдельные комиссии в каждом подразделении, специальные комиссии по группам матценностей или комиссии, сформированные по иным принципам. Координирует и контролирует их работу центральная комиссия.

Чтобы определиться с составом комиссии по списанию матценностей, можно использовать следующий алгоритм:

К = ПК + СБС + МОЛ + СВ + СН, где:

СВ — специалисты предприятия, чьи профессиональные знания и опыт позволяют объективно оценить состояние материальных ценностей (если для этого нужны специальные знания);

СН — приглашенные специалисты из специализированных компаний (для независимой оценки).

Таким образом, чем подлежащая списанию материальная ценность технически сложнее, тем больше состав комиссии. Так, при списании морально устаревшей офисной мебели достаточно минимального состава (ПК + СБС + МОЛ), а списание сгоревшего теплового насоса требует дополнительного включения в комиссию специалистов соответствующего уровня.

Приемка работ: требования законодательства

Осмотреть и принять результат выполненной работы заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда. При этом осмотр и приемка должны производиться с участием подрядчика. Если заказчик в процессе приемки обнаружит недостатки в работе, то немедленно должен заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).

При этом в акте или ином документе, удостоверяющем приемку, должны быть указаны выявленные недостатки либо должна быть предусмотрена возможность последующего предъявления требования об устранении недостатков (п. 2 ст. 720 ГК РФ).

Когда заказчик принимает работу без проверки, в последующем он не сможет ссылаться на явные недостатки, которые могли быть выявлены при обычном способе приемки работ. Если, конечно, иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 720 ГК РФ).

А если заказчик обнаружит уже после приемки скрытые недостатки, т. е. недостатки, которые не могли быть выявлены при обычном способе приемки, в т.ч. которые были умышленно скрыты подрядчиком, то заказчик должен в разумный срок известить подрядчика о таких недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ).

Если между заказчиком и подрядчиком возникает спор по поводу недостатков выполненной работы или их причин, может быть назначено экспертиза. Расходы на нее в общем случае несет подрядчик, кроме случаев, когда экспертиза не установила нарушения подрядчиком договора или связь между действиями подрядчика и выявленными недостатками. В таком случае экспертизу должна оплатить сторона, которая потребовала ее проведение. Если же экспертиза была назначена по соглашению сторон, расходы на нее заказчик и подрядчик делят поровну (п. 5 ст. 720 ГК РФ).

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*