admin / 28.02.2019

ФОМС

Структура и управление ФФОМС

ФФОМС был создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав. В соответствии с действующим налоговым законодательством при выплате заработной платы работодатель обязан перечислить страховые взносы в три внебюджетных фонда:

  • ПФР — 22% от облагаемого дохода сотрудника;
  • ФСС — 2,9% облагаемого дохода;
  • ФФОМС — 5,1%.

Взносы в ФФОМС отчисляются с заработной платы работодателем и поступают в фонд каждый месяц. Выплаты в организацию обязательного медицинского страхования являются обязательными. Функционирование данной организации регламентировано рядом законодательных норм и актов, в том числе Бюджетным кодексом, законом «Об обязательном медстраховании граждан Российской Федерации» и внутрифондовым уставом. Общая структурная схема ФФОМС представлена на диаграмме ниже.

Рисунок — Структурная схема фонда ОМС в 2018 г.

Все подразделения составляют единую систему, при этом каждое имеет свои функции и полномочия в области предоставления гражданам права на медицинское обслуживание и контроля соблюдения законодательства в этой сфере. Российская система обязательного страхования предусматривает финансирование деятельности здравоохранительных учреждений посредством работы страховых компаний и фондов; подобные структуры обязаны получить лицензию на этот род деятельности. Схема взаимодействия организаций работает следующим образом:

  • Страховая компания оформляет договор с учреждением здравоохранения (больница, поликлиника);
  • Страховая компания инициирует подписание договора о сотрудничестве с местным фондом ОМС;
  • Территориальный фонд выделяет средства, перечисляемые на счет страховой организации; та расходует их на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, имеющим полис ОМС.

Кроме того, законодательство предусматривает финансирование учреждений здравоохранения без участия страховых компаний, напрямую через региональные фонды и филиалы, однако данная методика практикуется реже. Применение разных способов распределения и перечисления средств требуется по причине того, что в структуре управления каждого региона есть свои особенности. При выборе способа перечисления и распределения учитываются такие моменты, как финансовое положение конкретного субъекта федерации, политическое положение, национальные особенности и другие аспекты.

В процентном соотношении граждане страны, зарегистрированные в системе ОМС, неравномерно прикреплены к страховым компаниям. Статистика показывает, что свыше 70% людей, пользующихся услугами бесплатной медицины, прикреплено к 15 наиболее крупным и известным страховым организациям.

Задачи и направления деятельности ФФОМС

Как государственная организация федеральный фонд обязательного медицинского страхования существует для реализации законодательных норм, регулирующих оказание бюджетных медицинских услуг. Иными словами, целью фонда является то, что каждый человек может претендовать на бесплатную врачебную помощь и регулировать исполнение этого требования. Спектр задач организации сформулирован в законодательных актах следующим образом:

  • Финансовая поддержка гражданских прав на получение врачебной помощи в необходимом объеме на бесплатной основе;
  • Организация денежных вливаний, которые служат для обеспечения стабильного положения системы обязательного медстрахования;
  • Разработка новых и поддержка прежних программ, распределение приоритетов в области страхования;
  • Распределение финансирования на реализацию целевых программ и проектов.

Выполнение данных задач осуществляется в рамках всей деятельности фонда, и его основные функции сводятся к следующему:

  • Контроль и уравновешивание финансов, распределяемых для филиалов и подконтрольных фондов для реализации базовых задач;
  • Регулирование размера отчислений, которые идут на поддержку программы ОМС;
  • Выделение финансов на реализацию региональных программ, нацеленных на решение проблем, характерных для конкретной области или населенного пункта;
  • Контроль регулярности перечисления взносов со стороны организаций и предпринимателей по разным уровням существующих фондов;
  • Проверка расходов, контроль над целевыми затратами, что позволяет наиболее рационально тратить средства и не допустить утечки финансов;
  • Создание и изменение методических инструкций для отлаженной работы и взаимодействия фондов и филиалов друг с другом;
  • Внесение предложений по улучшению существующей системы, в том числе корректировка нормативно-правовых положений с целью усовершенствования качества работы;
  • Контроль и корректировка аспектов базовой программы по обязательному страхованию для расширения спектра услуг;
  • Подготовка аналитических отчетов и передача информации в правительственные структуры;
  • Проведение учебных курсов для персонала для работы в сфере государственного медицинского страхования;
  • Проверка нормативных документов и положений;
  • Научно-исследовательские изыскания в медицинской страховой сфере;
  • Сотрудничество с другими ассоциациями на международном мировом уровне, обсуждение острых проблем в сфере страхования жизни и здоровья;
  • Разработка проекта о формировании фондового бюджета, составление и передача отчетности по реализации бюджетных денег.

Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Источники доходов и статьи расходов средств фонда

Расходование средств ФФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. Успешная работа ФФОМС напрямую связана с бесперебойным пополнением бюджета, и в качестве источников финансирования ОМС используются следующие субъекты:

  • Юридические лица (компании, индивидуальные предприниматели), которые вносят страховые платежи за людей, числящихся в штате как сотрудники. Размер взноса составляет 3,6% от фонда по оплате, и из них 0,2% передается в федеральный ФОМС, а все остальное – в региональные подразделения. Из этого распределения можно увидеть, что большая часть выплачиваемых денег остается в региональных фондах;
  • Бюджеты, которые перечисляют взносы на граждан, официально не трудоустроенных (несовершеннолетние, граждане на пенсии, безработные);
  • Добровольные взносы, вносимые гражданами или организациями (спонсорская помощь, пожертвования и пр.);
  • Инвестиции ФФОМС, когда организация использует имеющиеся свободные средства для вложения с целью получения краткосрочной или долгосрочной прибыли.

Российское законодательство определяет перечень категорий, в рамках которых расходуется бюджет фонда. Основными статьями расходов (на них выделяется свыше 60% средств бюджета) считаются оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам на бесплатной основе, зарплата сотрудников, занятых в сфере ОМС, финансирование страховых компаний и здравоохранительных учреждений, содержание резервных (экстренных) фондов.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: структура, задачи, функции, средства деятельности. Модели финансирования ФФОМС

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — это первый уровень страхования в системе, который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится как к общему регулированию основных положений ОМС на территории РФ, так и к финансовому регулированию осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.

Система ОМС представлена ФФОМС и 91 самостоятельным территориальным фондом ОМС, 913 их филиалами, из которых 467 выполняют функции страховщиков. В организационную структуру системы ОМС также входят 309 страховых медицинских организаций и 8296 лечебно-профилактических учреждений.

ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой.

Федеральный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Фонда.

Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.

Основными задачами Федерального фонда являются:

  • 1) финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • 2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • 3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Роль ФОМС в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции. Федеральный фонд:

  • 1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • 2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • 3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
  • 4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • 5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • 6) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • 7) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 8) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • 9) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • 10) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • 11) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 12) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  • 13) участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • 14) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении;
  • 15) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Управление деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.

Правление возглавляет председатель. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и общественные объединения до истечения срока полномочий правления вправе внести в Правительство Российской Федерации предложения о замене кандидатур, ранее внесенных и утвержденных Правительством Российской Федерации в качестве членов правления.

Второй уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами, которые осуществляют сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.

Территориальные ФОМС (ТФОМС) создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.

Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

Руководство деятельностью ТФОМС осуществляется также правлением и исполнительной дирекцией. Председатель правления избирается правлением, а исполнительный директор назначается местной администрацией.

Третий уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации (СМО). Именно им по закону отводится непосредственная роль страховщика. СМО получают финансовые средства на осуществление ОМС от ТФОМС по душевым нормативам в зависимости от численности и половозрастной структуры застрахованного ими контингента населения и осуществляют страховые выплаты в виде оплаты медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

По Положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющее лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.

Общая схема организации и финансирования ОМС представлена на рис. 1.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

  • 1) части единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • 3) добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • 4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  • 5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;
  • 6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

Во исполнение бюджета ФФОМС финансовые средства направляются на:

  • 1) регулирование финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках программы ОМС;
  • 2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;
  • 3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;
  • 4)финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых ФФОМС централизованно.

Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Имущество Федерального фонда состоит из основных и оборотных средств, которые отражаются на балансе.

Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования:

  • 1) бюджетно-страховая- из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Она наиболее распространенная в развитых странах: Германия, Австрия, Франция, Швейцария;
  • 2) бюджетная- за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия);
  • 3) предпринимательская- за счет продажи населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 года в России в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства. Доля их в общем объеме средств составляла примерно 85 %. Эти средства передавались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения. Вторые- средства ведомств и подведомственных им предприятий (15 %), третьи- средства населения, которые были крайне незначительны, в небольшом объеме на не жизненно важные медицинские услуги (например, зубопротезирование).

С введением обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения в России появились новые источники, среди которых- взносы работодателей на страхование неработающего населения, средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*