admin / 02.07.2019

Акт форма 4

Объект ОС пришел в негодность: как учесть списание

Объект ОС может оказаться настолько физически или морально изношен, что дальнейшему восстановлению уже не подлежит. Это значит, что проведение работ по ремонту, модернизации или реконструкции такого объекта не принесет желаемого результата или экономически не целесообразно. К таким обстоятельствам может привести как обычное длительное использование объекта ОС, так и возникновение форс-мажорных обстоятельств (к примеру, стихийное бедствие). Поэтому такие объекты ОС списываются с бухучета именно по причине того, что они пришли в негодность.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов ОС отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. При этом доходы и расходы, возникающие при списании, учитываются в составе прочих на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Это означает, что при списании пришедшего в негодность объекта ОС обычно делаются такие бухгалтерские записи:

Операция Дебет счета Кредит счета
Списана первоначальная стоимость выбывающего объекта ОС 01 «Основные средства»/В 01
Списана амортизация, начисленная по объекту ОС на момент выбытия 02 «Амортизация основных средств» 01/В
Списана остаточная стоимость выбывающего объекта ОС, пришедшего в негодность 91, субсчет «Прочие расходы» 01/В

Если от объекта ОС остаются пригодные к дальнейшему использованию материалы (в частности, запчасти или лом), то он принимается к бухучету по рыночной стоимости на дату оприходования. При этом делается такая бухгалтерская запись:

Дебет счета 10 «Материалы» — Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы»

Акт по форме № ОС-4

Для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7 утверждены следующие формы:

  • для отдельного объекта ОС (кроме автомобиля) – форма № ОС-4;
  • для автотранспортного средства – форма № ОС-4а;
  • для группы объектов ОС – форма № ОС-4б.

Использование данных форм для организации не обязательно (Информация Минфина № ПЗ-10/2012). Это значит, что для оформления списания негодных ОС она может использовать любой иной первичный учетный документ. Нужно только, чтобы используемая форма была утверждена в Учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Расскажем о некоторых особенностях заполнения формы № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», которые приведены в Указаниях, утвержденных Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7.

На основании приказа руководителя организации Акт по форме № ОС-4 составляется в 2-х экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждаются руководителем. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, которое было ответственным за сохранность объекта ОС. Второй экземпляр также будет основанием для сдачи на склад материалов, оставшихся от списания объекта ОС. Информация о затратах по списанию объекта ОС, а также о стоимости материалов, оставшихся от разборки, отражается в разделе 3 Акта.

Результат списания объекта ОС вносится в инвентарную карточку учета, т. е. в форму ОС-6 или иной аналогичный документ, которым организация по конкретному объекту ОС оформляет учет наличия и его движения внутри организации.

Нюансы заполнения акта о списании ОС

Акт состоит из 3 разделов.

В разделе 1 отражаются сведения о состоянии объекта на дату списания, в том числе:

  • первоначальная (восстановительная) стоимость;
  • сумма амортизации, начисленной с начала эксплуатации объекта;
  • остаточная стоимость ОС.

Если объект переоценивался, в графе 7 указывают восстановительную стоимость по итогам последней проведенной переоценки. По непереоценивавшимся объектам указывается их первоначальная стоимость на дату принятия к бухучету.

О переоценке основных фондов и ее роли для разных видов учета читайте в статье «Для чего необходима переоценка ОС (основных средств)?».

В разделе 2 приводится краткая индивидуальная характеристика ОС (приспособления, принадлежности, содержание драгметаллов), а также дается заключение комиссии о состоянии объекта и возможности (невозможности) его дальнейшей эксплуатации.

Раздел 3 содержит сведения о затратах, связанных со списанием ОС, и оставшихся после списания ТМЦ, пригодных к использованию.

Посмотреть образец заполнения унифицированной формы ОС-4 вы можете на нашем сайте.

Скачать образец заполнения унифицированной формы ОС-4

style=»text-align: left;»>Итоги

Комиссия по списанию основных средств

Решение списать основные средства оформляется протоколом, который подписывают участвующие в заседании председатель, секретарь и члены комиссии. Утвержденный протокол служит основанием для составления Акта о списании по установленной форме (в зависимости от вида списываемого имущества) в соответствии с Приложением № 1 к приказу МФ РФ от 30.03.2015 № 52н. Затем формируют пакет документов по перечню, который утверждает федеральный орган исполнительной власти.

Заседание будет законным только при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава (п. 7 пост. Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 834).

Решение о списать федерального имущества принимается большинством голосов, присутствующих на заседании, путем подписания акта (п. 9 пост. Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 834).

Организации несут ответственность за непредоставление или ненадлежащее предоставление сведений о федеральном имуществе либо предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы (п. 51 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447).

Пример заполнения протокола комиссии по списанию основных средств

В качестве наглядной иллюстрации заполним протокол по шагам.

Шаг 1. Заполняем реквизиты учреждения. Желательно указать не только полное название без сокращений, но и ИНН, КПП, ОКПО.

Шаг 2. Заполняем наименование и номер документа, например, «Протокол № 1 заседания комиссии по списать основных средств», а также указываем дату составления.

Шаг 3. Заполняем место составления (адрес местонахождения комиссии).

Шаг 4. Заполняем состав участников в разделе «На заседании присутствовали». Требуется указать ФИО и должность в организации, а также роль в комиссии.

Шаг 5. Указываем повестку заседания, например, «Рассмотрение вопроса о списании основных средств учреждения».

Шаг 6. Заполняем раздел «Слушали». Требуется указать данные выступающих (ФИО и должность) и темы докладов с перечнем объектов для утилизации.

Шаг 7. Заполняем раздел «Постановили». Нужно привести описание объектов, которые решили списать, включая инвентарный номер и балансовую стоимость. Например, «прибор «ЦДК» 2000 года выпуска, инв. № 0001, зав. № Д 000/1, балансовой стоимостью 117000,00 руб.».

Шаг 8. Заполняем раздел с информацией об итогах голосования и раздел с подписями участников (каждый расписывается в отведенном для этого месте).

Заполненный документ будет выглядеть так.

По унифицированной форме ОС-4 заполняется акт о списании объекта основных средств. Вы можете использовать не официальную форму акта ОС-4, а самостоятельно разработать бланки первичных учетных документов, в том числе для оформления ликвидации основного средства. Документом, который подтвердит ликвидацию основного средства, может выступать, например, акт о списании (ликвидации) объекта основных средств. Документ можно разработать самостоятельно, для заполнения как образец взять унифицированную форму ОС-4. Бланк утвержден постановлением Госкомстата от 21.01.2003 №7.

Решение о ликвидации основных средств необходимо оформить приказом руководителя. Данные о выбытии ОС также необходимо внести в документы, которые оформляются компанией для учета наличия и движения основных средств (например, можно использовать инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме № ОС-6). Стоит обратить внимание, что оформление ликвидации автотранспортных средств необходимо проводить иначе, в особом порядке.

Образец заполнения формы ОС-4

В шапке акта ОС-4 заполняется наименование организации, код формы по ОКУД, код по ОКПО. Далее вам необходимо заполнить основание для составления формы n ОС-4, дату списания с бухучета, номер, дату составления документа, фамилию и инициалы материально ответственного лица. После идет подпись руководителя и дата.

Основная часть формы ОС-4 состоит из 3 таблиц. Перед таблицами отдельной строкой необходимо указать причину списания ОС. Для образца перечислим причины списания, которые могут быть указаны в форме ОС-4: актив морально или физически устарел, объект неправильно эксплуатировался, произошла авария, пожар и т.д.

1 таблица «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату списания» состоит из 9 столбцов:

  • название объекта;
  • инвентарный номер;
  • заводской номер;
  • дата выпуска объекта;
  • дата принятия на бухучет;
  • срок эксплуатации;
  • стоимость объекта на момент принятия на бухучет;
  • сумма начисленной амортизации;
  • остаточная стоимость.

На оборотной стороне бланка содержится 2 таблица «Краткая характеристика объекта ОС», которая состоит из 7 столбцов:

  • название объекта ОС;
  • количество;
  • наименование драгоценных материалов;
  • номенклатурный номер;
  • единица измерения;
  • количество;
  • масса.

Далее под таблицей идет заключение комиссии: что установлено в результате осмотра основного средства, прилагаемые документы, перечисление состава комиссии.

Последняя таблица «Сведения о затратах» содержит 14 колонок:

  • затраты на демонтаж – вид работы;
  • подтверждающий документ, дата, номер;
  • сумма, потраченная на демонтаж;
  • корреспонденция счетов – дебет;
  • корреспонденция счетов – кредит;
  • документ, дата, номер;
  • наименование материальной ценности (поступило со списания);
  • номер;
  • единица измерения;
  • количество;
  • стоимость отдельной единицы;
  • стоимость всего;
  • и повторно две колонки для корреспонденции счетов: дебит и кредит.

Под таблицей вам необходимо заполнить результаты списания, выручку от реализации, подпись главного бухгалтера.

Прежде, чем скачать бланк ОС-4 и начать заполнять его, внимательно ознакомьтесь с образцом заполнения акта ОС-4. Предварительно изучив образец заполнения ОС-4, вы потратите на заполнение бланка формы меньше времени и не допустите ошибок.

Пример заполнения формы ОС-4 приведен ниже:

Скачать бланк формы ОС-4:

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*