admin / 25.02.2019

7 уровень квалификации

Анализ уровней квалификации

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

  • 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
  • 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
  • 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
  • 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
  • 7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
  • 8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Изменение трудового законодательства в 2016 году в области профстандартов

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Практическое применение уровней квалификации

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

***

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Нормативно-правовое обеспечение образования

Нормативно-правовое обеспечение образования

Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ

1. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …

  • государственной аккредитации +
  • лицензирования
  • регистрации
  • аттестации

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке

  • основного общего +
  • среднего (полного) общего
  • начального
  • высшего профессионального

3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает в себя …

  • Декларацию принципов толерантности +
  • Конституцию Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации Об образовании
  • нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования

4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации Об образовании…

  • является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования +
  • гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
  • обеспечивает качество подготовки специалистов
  • обеспечивает право на равноценное образование

5.В соответствии с Законом Об образовании Российской Федерации формой получения образования не является …

  • непрерывное образование +
  • семейное образование
  • самообразование
  • экстернат

6.Дополнительное образование в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании предполагает …

  • всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан и обеспечение непрерывного повышения квалификации +
  • реализацию содержания соответствующих программ в системе детских юношеских спортивных школ
  • подготовку детей в домах творчества
  • углубленное освоение образовательных программ

7.Образование, имеющее целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, является ___ образованием

  • начальным профессиональным +
  • средним профессиональным
  • высшим профессиональным
  • дополнительным

8.Целью Программы развития педагогического образования России на 2001-2010 годы является …

  • создание условий для развития системы непрерывного педагогического образования +
  • разработка региональных программ подготовки педагогических кадров
  • обновление правовых основ непрерывного педагогического образования
  • создание сбалансированности государственного общественного и личностного приоритетов в образовании

9.У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента…

  • выдачи лицензии +
  • регистрации
  • государственной аккредитации
  • уплаты налогов

10.К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится …

  • наглядность +
  • фундаментальность
  • преемственность
  • вариативность

11.Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет ___ совет

  • ученый +
  • педагогический
  • попечительский
  • ректорский

12.К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится …

  • усиление государственного контроля за качеством образования +
  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования
  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
  • формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ

1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, — это …

  • Конвенция +
  • Декларация
  • Программа
  • Концепция

2.Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована в России в ___ году

1990 +

3.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет

  • 18 +
  • 16
  • 14
  • 12

4.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …

  • Конвенция ООН о правах ребенка +
  • Всеобщая декларация прав человека
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
  • Конституция Российской Федерации

5.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во)…

  • Конвенции ООН о правах ребенка +
  • Всеобщей декларации прав человека
  • Конституции Российской Федерации
  • Декларации Мир, пригодный для жизни детей

6.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций это социальная …

  • реабилитация +
  • компенсация
  • депривация
  • адаптация

7.Права учащихся образовательного учреждения определяются…

  • Уставом образовательного учреждения +
  • Типовым положением об образовательном учреждении
  • Общим собранием родителей
  • Общим собранием учеников

8.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …

  • Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации +
  • Законом Российской Федерации Об Образовании
  • Конституцией Российской Федерации
  • Декларацией принципов толерантности

9.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …

  • светский характер образования +
  • государственная поддержка семьи
  • установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
  • ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку

10.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …

  • Конвенцией о правах ребенка +
  • Хартией прав человека
  • Национальной доктриной образования
  • Декларацией прав ребенка

11.Согласно Всеобщей Декларации прав человека к элементарным правам личности не относится право на …

  • труд +
  • жизнь
  • свободу
  • личную неприкосновенность

Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности

1.Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, это …

  • квалификационная категория +
  • компетентность
  • мастерство
  • творчество

2.Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …

  • образовательным учреждением +
  • местным органом управления образованием
  • попечительским советом
  • Федеральным органом управления образованием

3.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, это …

  • квалификационная характеристика +
  • удостоверение о присвоении квалификационной категории
  • единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
  • квалификационный разряд

4.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …

  • добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников +
  • добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
  • закрытость процесса обсуждения результатов
  • обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников

5.Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на …

  • 5 лет +
  • 1 год
  • 3 год
  • 10 лет

6.При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …

  • лично присутствовать +
  • участвовать в дискуссии
  • проходить повторную аттестацию в ближайшее время
  • участвовать в голосовании

7.Тарифно-

Общие положения о профессиональных стандартах

Профессиональным стандартам в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) посвящено несколько статей (ст. 195.1–195.3), согласно которым под ПС понимаются принимаемые Министерством труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд РФ) нормативные акты, содержащие характеристики степени квалификации работника, необходимой для выполнения его трудовых функций. Под квалификацией, в свою очередь, подразумевается определенный вид образования, стаж, иные знания и умения сотрудника, благодаря которым он может претендовать на соответствующую должность (специальность).

При этом не следует воспринимать профстандарты как обязательные для исполнения документы. Параллельно с ними действуют также Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (далее — справочники). Какими именно квалификационными актами пользоваться при определении должностных обязанностей персонала, пока еще решает администрация организации. Однако в п. 4 письма Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 говорится о том, что справочники со временем все-таки будут полностью заменяться стандартами.

Кроме того, несмотря на рекомендательный характер ПС, есть и случаи, когда их соблюдение является императивным, а именно:

  • если работа связана с ограничениями или назначением льгот и компенсаций (ст. 57 ТК РФ);
  • если особые требования к профессионализму прописываются в ТК РФ, иных законах и нормативных актах (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ); при этом под последними имеются в виду постановления, приказы, распоряжения, но не сами стандарты.

Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?

Согласно п. 6 раздела II постановления Правительства РФ «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23, рассматриваемые документы изготавливаются на основе:

  • методических рекомендаций, утв. приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н;
  • макета, утв. приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н;
  • приказа Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации…» от 12.04.2013 № 148н.

Что значит уровень квалификации в профессиональном стандарте? Это описание степени знаний и умений сотрудника с учетом определенных критериев. Основными показателями являются полномочия и ответственность работника — из этого уже вытекают соответствующие требования к образованию, знаниям и навыкам.

Утвержденный перечень уровней квалификации в профессиональных стандартах необходим для отображения обязанностей сотрудника, его образования и путей обучения. Однако данные рамки содержат лишь минимальные требования, которые могут быть повышены по желанию работодателя. Также рассматриваемая классификация важна для дифференциации размера заработной платы персонала.

Таблица уровней

Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:

  1. Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
  2. Деятельность специалистов (4–7).
  3. Самые сложные обязанности руководителей (7–9).

Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:

Уровни

Критерии степени квалификации

Способы приобретения уровня

Полномочия и ответственность (компетенция)

Знания и навыки

Умения

Работа под чьим-то контролем

Общие знания

Выполнение обычных поручений

Краткие объяснения сути работы, практический опыт

Подконтрольная работа с некоторой долей автономности

Специальные знания

Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения

Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев)

Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы

Понимание методов и технологий

Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации

Начальные профессиональные программы (до 1 года)

Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты

Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации

Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности

Обучение до среднего профессионального уровня

Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения

Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск

Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов

Программы подготовки специалистов среднего звена

Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации

Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию

Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности

Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена

Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка

Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации

Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий

Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы

Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики

Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли

Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли

Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура)

Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне

Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний

Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов

Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения

***

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В заключение осталось сказать, что градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — это один из главных показателей. Она построена с учетом компетенции, необходимой для работы в конкретной должности. В соответствии с полномочиями и ответственностью сотрудника определяется, какие знания и умения необходимы ему для осуществления своих обязанностей.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*