admin / 07.07.2019

46 статья НК РФ

Содержание

В п. 1 ст. 46 НК РФ упоминается, что налогоплательщик может дать поручение на перечисление денежных средств и электронных денежных средств. Понятие электронных денежных средств также установлено Федеральным законом «О национальной платежной системе». Электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Организация безналичных расчетов, а также обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы в соответствии со ст. 82.1 — 82.3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляются Банком России. Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов.

Положение о платежной системе Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П устанавливает, что перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, расчетов инкассовыми поручениями и расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование).

Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П, перевод денежных средств может осуществляться через: платежные поручения; аккредитивы; инкассовые поручения; чеки; переводы денежных средств по требованию получателя (прямое дебетование); переводы электронных денежных средств.

Из перечисленных форм для взыскания налога (сбора) используются расчеты инкассовыми поручениями.

Банки, в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России, осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых налоговыми органами, которые также выступают и получателями средств. Безусловность исполнения заключается здесь в том, что банк при осуществлении списания денежных средств со счета своего клиента (налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента) не учитывает возражения последнего, а только проверяет на соответствие банковскому законодательству и правильность оформления.

В ст. 46 НК РФ отдельно урегулированы вопросы принудительного взыскания со счетов инвестиционного товарищества.

Инвестиционное товарищество представляет собой разновидность простого товарищества, что следует из ст. 1041 ГК РФ. Содержание договора инвестиционного товарищества, согласно ст. 3 Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», заключается в том, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. При этом один или несколько товарищей (управляющие товарищи) осуществляют от имени всех товарищей ведение общих дел товарищей, в том числе ведение налогового учета, которое возлагается на управляющего товарища.

На отдельный банковский счет управляющего товарища поступают денежные средства, переданные в общее имущество товарищества. Имена (наименования) участников договора инвестиционного товарищества, за исключением наименования уполномоченного управляющего товарища, при этом не указываются. Уполномоченный управляющий товарищ обязан вести раздельный учет денежных средств, переданных каждым участником договора инвестиционного товарищества, находящихся на счете инвестиционного товарищества (подпункт 3 пункта 3 ст. 4, пункт 1 ст. 10 Федерального закона «Об инвестиционном товариществе»).

Пунктом 1.1 ст. 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога, подлежащего уплате управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

При недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей (в первую очередь на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета). При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

2. Согласно пункту 2 комментируемой статьи, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента).

Вынесению указанного решения налогового органа предшествует направление налогоплательщику (налоговому агенту) требования об уплате налога или сбора в соответствии с гл. 10 НК РФ, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС России от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@) утверждены формы:

— документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

— требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов;

— решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств;

— решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;

— решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Федеральной налоговой службой (Приказ от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@) также утверждены формы:

— поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— поручения на продажу иностранной валюты с валютного счета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

— решения о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;

— решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации.

Банком России утверждено Положение о порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, от 6 ноября 2014 г. N 440-П. Данное Положение устанавливает порядок направления в банк в электронной форме перечисленных выше документов налоговых органов, а также порядок направления банком в налоговый орган в электронной форме следующих документов банка:

— сведений об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, сведений об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен;

— сведений о невозможности исполнения поручения налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика, а также о невозможности исполнения поручения налогового органа или поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка (филиала банка), открытом в Банке России.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что решение о взыскании принимается налоговым органом после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. В случае пропуска срока для бесспорного взыскания налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Комментируемой статьей установлен специальный срок исковой давности такого обращения, который составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В целом принудительное взыскание недоимки на основании решения налогового органа складывается в следующую процедуру (ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ):

— в течение десяти дней с даты вступления в силу решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки (пеней, штрафов);

— недоимка взыскивается в бесспорном порядке путем принятия решения об обращении взыскания за счет денежных средств и выставления поручения к расчетному счету налогоплательщика не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования;

— при отсутствии средств на расчетных счетах налогоплательщика недоимка взыскивается за счет его электронных денежных средств;

— взыскание при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика обращается на иное имущество налогоплательщика (плательщика сбора) до истечения года после срока исполнения требования об уплате налога.

Одновременно допускается судебный порядок взыскания недоимки (пеней, штрафов) в пределах шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налогов, пеней и штрафов, при этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в частности, направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления.

В ст. 46 НК РФ, в отличие от пункта 4 ст. 52 НК РФ, специально не оговорена возможность направления решения о взыскании по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме, которая может применяться для направления налогового уведомления. Это связано с более серьезными последствиями, которые следуют за решением о взыскании налога или сбора. Основным способом направления решения о взыскании является заказное письмо.

Согласно ст. 9 Федерального закона 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи:

— почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

— специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

— федеральная фельдъегерская связь;

— фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Налоговые органы при направлении налогового уведомления пользуются услугами почтовой связи общего пользования, которые предоставляются по единым Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно указанным Правилам, заказные письма являются одной из категорий почтовых отправлений, которые характеризуются совокупностью признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) данного отправления.

Комментируемой статьей отдельно регламентирован порядок взыскания с организаций, у которых открыты лицевые счета в органах федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования, органе управления государственным внебюджетным фондом в соответствии со ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ). Лицевые счета открываются участникам бюджетного процесса, как правило, существующим в форме государственного или муниципального учреждения, которые, согласно ст. 123.22 ГК РФ, могут быть казенными, бюджетными или автономными. При этом казенные и бюджетные учреждения не обладают полномочиями по открытию счетов в банках и иных кредитных учреждениях, осуществляя свою деятельность исключительно с лицевых счетов, открываемых в органах федерального казначейства или финансовых органах.

Статус казенных учреждений установлен ст. 161 БК РФ, согласно которой финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (ст. 220.1), в органах федерального казначейства или в уполномоченных финансовых органах субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение бюджетного учреждения, согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при выполнении им государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации.

Лицевые счета могут открываться также автономным учреждениям, иным организациям, получающим бюджетные субсидии в установленных бюджетным законодательством случаях и в соответствии со ст. 220.1 БК РФ. Порядок открытия и ведения лицевых счетов в Федеральном казначействе установлен Приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами федерального казначейства».

Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится с лицевых счетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Данной норме корреспондирует подпункт 1 пункта 2 ст. 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с лицевых счетов производится исключительно в судебном порядке, если сумма взыскания не превышает пяти миллионов рублей.

Ст. 239 БК РФ установлен режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Порядок взыскания с лицевых счетов установлен в гл. 24.1 БК РФ. В ст. 242.1 установлены общие положения об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а в ст. 242.3 — 242.4 — процедуры обращения взыскания также на основании судебного акта.

Иммунитет бюджетов имеет ясный экономический смысл, так как бюджет по свой сути представляет собой баланс доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Незапланированное изъятие части расходов означает внесение дисбаланса в бюджет и искажает смысл всей работы по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. В случае, когда взыскание производится на основании поручений налоговых органов, ситуация усугубляется тем, что суммы со счетов по учету расходов бюджета, отраженные на лицевых счетах, перечисляются опять в бюджет на счет по учету доходов.

Однако с 2014 года глава 24.1 БК РФ была дополнена ст. 242.6, которая регламентирует исполнение решения налогового органа о взыскании налога и сбора, пеней и штрафов из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с лицевых счетов казенных учреждений. Данный порядок полностью аналогичен порядку исполнения судебных актов на основании судебных приказов, за тем исключением, что роль судебного приказа выполняет решение налогового органа.

4. Согласно пункту 4 комментируемой статьи, очередность исполнения поручений по уплате налогов за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации. На эту очередность указывает также ст. 49, ст. 60, п. 1 ст. 76, п. 6 ст. 114, ст. 134 НК РФ НК РФ, например в связи с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации.

Гражданским кодексом РФ установлена очередность, применяемая для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации (ст. 64 ГК РФ), а также очередность списания средств с банковского счета (ст. 855 ГК РФ).

Согласно ст. 64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Таким образом, погашение задолженности по налогам и сборам при ликвидации организации осуществляются в третью очередь.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очередей.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств в уплату требований налоговых органов может осуществляться с платежами третьей группы очередности.

Помимо гражданского законодательства, очередность исполнения денежных требований при недостаточности средств на счете организации установлена также законодательством о несостоятельности (банкротстве). Согласно ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность по платежам в бюджет (по требованиям налоговых органов) относится также к третьей группе очередности, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда. НК РФ в приведенных выше статьях обращается только к очередности, установленной гражданским законодательством.

Пунктом 4.1 комментируемой статьи устанавливаются основания приостановления поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента), к которым отнесены предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налога (п. 6 ст. 46 НК РФ), наложение судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) и соответствующее решение вышестоящего налогового органа.

Налоговые органы также могут принять решение об отзыве неисполненных поручений на списание средств в следующих случаях:

— изменения срока уплаты налога и сбора;

— исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, в том числе в связи с произведенным зачетом;

— списания налоговой недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию;

— уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации;

— поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика в целях взыскания по принятому решению.

5. Согласно пункту 5 комментируемой статьи, поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента), с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Здесь же установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации в качестве законного платежного средства, и средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Статьей 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что рубль является официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, то есть представляет собой законное платежное средство, что соответствует ст. 75 Конституции Российской Федерации.

На данном основании исполнение поручения налогового органа по умолчанию должно производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов налогоплательщика (налогового агента), и лишь при невозможности взыскания из-за отсутствия средств на рублевых счетах допускается взыскание с его валютных счетов в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России на дату продажи валюты.

Однако даже при взыскании с валютных счетов перечисление денежных средств в бюджетную систему осуществляется в рублях. В этом случае одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, возлагаются на налогоплательщика.

Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» установлены виды банковских счетов, которые могут открываться в валюте Российской Федерации и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Взыскание в порядке, установленном комментируемой статьей, может производиться с расчетных счетов, которые открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, а также с депозитных счетов (счетов по вкладам).

Согласно ст. 834 ГК РФ, по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и уплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Счета по вкладам (депозитам), согласно Инструкции Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента) не производится до истечения срока действия депозитного договора. В этом случае налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление средств по истечении срока действия депозитного договора, если к этому времени требование налогового органа не будет исполнено иным образом.

6. Согласно пункту 6 комментируемой статьи поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Положением Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 16 июля 2012 г. N 385-П установлено, что кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени.

Ст 46 ч 1 п 4 – последствия для взыскателя

Взыскатель, то есть гражданин, организация, предприниматель, который прошёл долгий судебный процесс, выиграл его и ждет денег от должника по итогам работы пристава, получив постановление со ссылкой на ст 46 ч 1 п 4 может на шесть месяцев забыть о своих деньгах.

К сожалению, это только в учебниках по исполнительному производству красиво написано, что пристав-исполнитель может многое и наделён очень широкими полномочиями: узнавать какое у должника есть имущество, где хранятся деньги на счетах, проникать в жилые помещения и изымать обнаруженное добро, устанавливать место работы, накладывать запрет на выезд за рубеж и т.д.

В реальности же – все вышеперечисленные методы воздействия на должников не работают в случае если с него, банально, нечего взять. В этом случае вся работа пристава сводится к тому, чтобы проверить – что у человека есть для погашения взысканного долга. И, если выясняется, что нет ничего – прекратить производство по ст 46 ч.1 п.4.

Для взыскателя это означает, что на продолжительное время он может забыть о перспективах взыскания денег. Если пристав сослался на ст 46 ч 1 п 4 — других законных методов получения своих денег с должника нет. Обращаться в суд, прокуратуру в этом случае не имеет никакого смысла. Придется ждать, пока у задолжавшего гражданина не появится работа, имущество, деньги в конце концов.

Однако, следует иметь в виду, что при неправильной оценке приставом имущественного положения должника, и необоснованном прекращении исполнения решения суда, целесообразно обжаловать такое постановление, в том числе при помощи адвоката по исполнительному производству.

Ст. 46 ч. 1 п. 4 – последствия для должника

Cтатья 46 часть 1 пункт 4 судебных приставов для проигравшего суд лица дает период передышки и облегчения. На время к нему отпадают финансовые требования и снимаются дополнительные ограничения (запрет на выезд, лишение прав).

Возможно, законодатель специально придумал такую статью 46 ч. 1 п. 4 для того, чтобы загнанный в угол долгами человек мог попробовать найти работу, приобрести имущество, получил наследство в конце концов.

То есть, такая статья направлена, в первую очередь, на поддержку лица, в отношении которого ведется исполнительное производство с целью изменения его финансового положения в отдаленной перспективе.

Как пользуются граждане ст. 46 ч. 1 п. 4 – это конечно вопрос интересный. Обычно, такая передышка воспринимается людьми как прощение долга, они забывают о нём. Но и в этом случае – это плюс для взыскателя, ведь позабыв о долге, человек уже ведёт себя не так осторожно и показывает свои доходы.

Более осторожные граждане, узнав о том, что приставы применили ст. 46 ч. 1 п. 4, понимают, что это ненадолго и не меняют своего официального материального положения.

Статья 46 для должника по алиментам

Отец не содержит своих детей, мать детей подала иск в суд на взыскание алиментов, получила исполнительный лист или судебный приказ и отнесла его приставу. Что будет делать проигравший отец детей, у которого нечем платить алименты? Так и не будет их платить. И если у него ничего нет за душой (лишней квартиры, машины, дохода, имущества и т.д.) пристав прекратит взыскание применив ст 46 ч.1 п.4.

Алименты будут продолжать расти, на них будут начисляться проценты, однако, при прекращенном исполнительном производстве должника никто не будет тревожить.

Однако, при неуплате алиментов предусмотрена еще и уголовная ответственность, поэтому скажем прямо — ст. 46 ч. 1 п. 4 это не спасение для алиментщика и протянув по ней время, он может угодить уже под другую статью – уголовную!

Статья 46 для должника по кредитам

Итак, есть кредитный договор, но нет денег, чтобы платить по нему. Банк подал в суд, получил решение, приказ и исполнительный лист. Пристав возбудил исполнительное производство, но денег-то у человека нет и взяться им не от куда. Что делает в таком случае пристав? Прекращает дело по ст. 46 ч. 1 п. 4.

В этом случае наступает передышка для гражданина, задолжавшего банку: сотрудники банка, коллекторы не звонят, пристав тоже не тревожит.

Когда такое возможно? В том случае, если такой гражданин не имеет официального дохода, имущества, автомобиля, лишней (второй) квартиры. Всё это – основания для применения ст 46 ч 1 п 4.

Вы спросите: как долго может длиться такая идиллия? Тут несколько вариантов развития событий. Или пока у такого несостоятельного человека не появится имущество либо доход. Или пока банку не надоест такая неопределенная ситуация, и он не подаст заявление в арбитражный суд о признании такого гражданина банкротом.

Банки пока банкнотные дела инициализируют очень неохотно, так как и в таком случае перспективы вернуть свои деньги остаются ничтожно малы.

Когда приставы могут возобновить исполнительное производство

Статья 46 ч. 1 п. 4 – это конечно же не гарантия того, что исполнительное производство прекращено на долгий период времени. Полгода отдохнуть от действий пристава у должника конечно же будет.

Почему 6 месяцев? Дело в том, что исполнительное законодательство предусматривает возможность для взыскателя обратиться к судебному приставу с заявлением о возобновлении взыскания по истечении 6 месяцев с даты применения ст. 46 ч. 1 п. 4, но не позднее 3 лет.

Как мы уже говорили выше, законодатель специально определил этот мораторий на взыскание для должника, чтобы дать ему возможность поправить свое материальное положение, начать зарабатывать деньги и приобретать имущество.

Однако, исходя и сложившейся практики, можно констатировать, что, если изначально у задолжавшего гражданина не было обнаружено хоть какого-то имущества, в ближайшие годы ситуация будет оставаться такой же. Таковы реалии жизни.
Адвокат Геннадий Ефремов

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ ст 46 (ред. от 06.06.2019)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах инвестиционного товарищества.

При отсутствии или недостаточности средств денежных средств (драгоценных металлов) на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

3.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) — организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) — организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.

Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1. Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах — с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании налога с валютных счетов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов. При взыскании налога со счетов в драгоценных металлах руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Формы и форматы поручений налоговых органов банкам на продажу иностранной валюты и драгоценных металлов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций, индивидуальных предпринимателей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или их электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах этих лиц или информации о реквизитах их корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) — организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации.

7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, остатков электронных денежных средств в банках инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.

8.1. Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

1) взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

2) при недостаточности (отсутствии) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках у любого иного участника этой группы;

3) при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

4) на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

5) решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

6) решение о взыскании, принятое в отношении ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении процедуры взыскания могут быть оспорены такими участниками по основаниям, связанным с нарушением порядка осуществления процедуры взыскания.

Ст. 46 НК РФ описывает механизм, при помощи которого ФНС может в безакцептном порядке списывать со счетов в финансово-кредитных учреждениях и с электронных кошельков организаций средства для покрытия задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам. Ее положения, довольно часто допускают двоякое толкование, в связи с чем возникают многочисленные споры между фискальными органами и субъектами предпринимательства.

Перечень действий, регламентируемых статьей 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)

Что не является ресурсом для покрытия долгов перед бюджетом по условиям ст. 46 НК РФ

Допустима ли выписка инкассового поручения до конца отведенного на погашение задолженности периода

Как изымаются средства на погашение задолженности со счетов ликвидируемой фирмы

Как происходит подача апелляции на действия ФНС по выставлению инкассового поручения

Обоснование жалобы на незаконное требование о взыскании по ст. 46 НК РФ

Есть ли у инспекции право истребовать долг после окончания отведенного на это срока

Каков минимальный размер задолженности, подлежащей взысканию в безакцептном порядке

Как осуществляется истребование общей суммы с нескольких должников

Как предъявляется требование об уплате к участнику группы юрлиц

Очередность взимания долга за счет имущества или денежных средств

Перечень действий, регламентируемых статьей 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)

До изучения всех тонкостей и спорных моментов описываемой статьи необходимо подробнее изучить ее содержание. В ст. 46 НК РФ рассматриваются правила, алгоритмы и ограничения, опираясь на которые, представители ФНС истребуют с компаний и частных лиц недоимки по фискальным платежам, а также штрафные санкции и пени путем изъятия денежных средств, имеющихся в распоряжении должника на банковских и электронных счетах.

Для реализации описываемых действий налоговики предъявляют в банк инкассовое поручение, в котором указывают причитающуюся к перечислению в бюджет сумму. Но до данного шага им необходимо соблюсти определенные правила и выполнить несколько обязательных предварительных процедур:

  1. После обнаружения недоплаты по налогу инспекция извещает о данном факте плательщика и предлагает погасить обнаруженную сумму добровольно до оговоренной даты. Это делается посредством отправки должнику требования, в котором обязательно указывается период, течение которого средства должны попасть на счета казначейства. Если до указанной в нем даты долг не будет погашен, по истечении 2 месяцев после окончания отведенного срока ФНС может начать процесс взыскания согласно ст. 46 НК РФ.
  2. До передачи инкассового поручения фискальные органы должны сформировать решение о взыскании по форме, введенной приложением 4 к приказу ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

Для истребования посредством инкассового поручения могут быть использованы расчетные или, при недостаточности на них средств, лицевые счета должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для некоторых видов счетов есть ограничения на списание с них сумм по инкассовому поручению.

Что не является ресурсом для покрытия долгов перед бюджетом по условиям ст. 46 НК РФ

Виды счетов, с которых деньги могут списываться в безакцептном порядке, четко указаны в статье 46 НК РФ:

  • расчетные;
  • личные.

Исходя из этого, верным ли будет предположение, что иных источников для погашения задолженности в подобном порядке нет?

Ответ будет утвердительным, в частности не попадают в категорию доступных для обращения на них взыскания следующие типы счетов:

  • Металлические — они предназначены для хранения драгметаллов и денежные средства на них не размещаются. Это и является причиной невозможности покрытия долга за счет ресурсов на них.
  • Ссудные — их основное назначение связано с проведением расчетов по погашению кредита.
  • Транзитные — они регистрируются как вспомогательные для валютных счетов и используются исключительно для краткосрочного размещения денежных средств перед их продажей. Указанные счета открываются без дополнительных контрактов и передачи информации налоговикам, в связи с этим не могут быть использованы для целей списания с них денежных средств по инкассовым поручениям.

Помимо этого, требование не может быть использовано в отношении срочных вкладов. Однако по завершении периода хранения средств на депозите ФНС вправе потребовать их перечисления на расчетный счет, после чего может быть погашена и задолженность перед бюджетом по выставленному поручению.

Допустима ли выписка инкассового поручения до конца отведенного на погашение задолженности периода

Оформить инкассовое поручение до завершения срока, отведенного на оплату долга по выписанному ранее налоговиками требованию, можно. Никаких ограничений на этот счет ст. 46 не содержит. Однако на практике многие инспекции, ко всеобщему неудовольствию налогоплательщиков, кроме досрочного оформления осуществляют и досрочную передачу инкассового поручения в банковские учреждения, регулярно пользуются подобным толкованием норм статьи. Соответствуют ли в таких случаях действия инспекторов букве закона?

Правоприменительная практика судов в данном вопросе довольно противоречива.

С одной стороны, подобные действия налоговых органов признаются не соответствующими правовым нормам. На это указывают ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2012 № А78-10449/2011, ФАС Московского округа в постановлении от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24. В результате инкассовые поручения, досрочно направленные в банк, были аннулированы.

Тем не менее есть определенные обстоятельства, при которых подобные выводы будут не столь очевидны. В частности, создание инкассового поручения ранее крайней даты, отведенной на погашение долга, не противоречит нормам закона, если при этом не было совершено изъятия средств со счета налогоплательщика. Такая позиция была высказана в постановлении от 01.03.2013 № А66-5703/2010 ФАС Северо-Западного округа.

Как изымаются средства на погашение задолженности со счетов ликвидируемой фирмы

Очень много вопросов вызывает принудительное погашение долга перед бюджетом и внебюджетными фондами ликвидируемыми компаниями. Для более подробного рассмотрения этой проблемы следует обязательно учитывать решения, которые вынесли судебные органы.

Погашение задолженности по налогам при прекращении деятельности компанией имеет третью очередность по положениям ст. 64 ГК РФ. Получается, что пока не будут полностью удовлетворены претензии должников предыдущей очереди, налоговики не вправе обращать взыскание к организации на основании ст. 46 НК РФ.

Подобный подход на протяжении многих лет подтверждался Минфином РФ. В частности, в разъяснениях, данных в письме от 29.07.2008 № 03-02-07/1-319, было указано, что требование о закрытии образовавшего долга перед бюджетом должно выставляться только после формирования ликвидационного баланса, оформляемого и утвержденного специально созданной для этого группой специалистов. Таким образом, представители ФНС не должны направлять в банк инкассовое поручение до момента согласования ликвидационного баланса и выплаты долгов первой и второй очереди.

Однако не так давно взгляды чиновников финансового ведомства несколько изменились. Прежнее утверждение о незаконности изъятия средств со счетов компании до завершения всех процессов, связанных с прекращением деятельности, осталось в силе. Однако в письме от 24.08.2011 № 03-02-07/1-303 Минфин уточнил, что налоговикам не запрещено формировать инкассовое поручение на взыскание суммы, необходимой для покрытия имеющейся бюджетной задолженности за счет ресурсов, имеющихся в распоряжении ликвидационной комиссии. Подобным образом для ФНС появилась возможность направлять инкассовое поручение до составления ликвидационного баланса и завершения всех ликвидационных процессов.

Как происходит подача апелляции на действия ФНС по выставлению инкассового поручения

Процедура реализации права на истребование долгов фискальными органами на основании ст. 46 НК включает в себя 2 этапа:

  • отправка должнику письменного уведомления о необходимости в кратчайшие сроки выплатить недостающие суммы;
  • при нежелании организации выполнить полученное предписание — принудительное списание необходимых сумм с ее счетов посредством выставления инкассового поручения.

Что делать налогоплательщику, если он в силу объективных причин не согласен с какими-то определенными действиями налоговиков?

Прежде всего, на основании п. 2 ст. 138 НК РФ любые действия налоговиков либо, напротив, их бездействие могут быть обжалованы компанией в вышестоящем органе ФНС. Если такое обращение организации не принесло желаемого результата, у нее есть право обратиться в суд с иском. Количество положительных решений по подобным вопросам довольно значительно.

Кроме того, в одном из своих постановлений (от 30.07.2013 № 57) Верховный суд РФ предписывает компаниям отстаивать свои права посредством подачи иска о признании инкассового поручения недействительным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве обоснования своего несогласия с выдвинутыми требованиями можно предъявить, в частности, несоответствие рассчитанной суммы претензии данным, которые получились на основе имеющихся документов у плательщика.

Кроме того, в постановлении сделан акцент на том, что действующие положения НК РФ не содержат положений, требующих от компаний урегулировать свои разногласия в досудебном порядке.

Обоснование жалобы на незаконное требование о взыскании по ст. 46 НК РФ

Полученное от налоговых органов требование о необходимости в короткий срок погасить образовавшуюся задолженность может быть воспринято компанией как несоответствующее существующей нормативной базе. В подобных случаях у компаний есть возможность обратиться в суд с целью обжаловать такое требование. Данные действия не урегулированы существующими нормативными актами, и конечный их результат зависит от того, что в итоге решат судьи. Количество прецедентов по подобным постановлениям достаточно велико, при этом арбитры обозначили довольно широкий перечень обстоятельств для отмены требований налоговиков:

  • Отсутствие указания в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, суммы задолженности по налогу, которая содержится в самом требовании, может быть одной из причин для признания его недействительным. Такое решение вынесено в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011. Аналогичная позиция была высказана и по отношению к пеням, подлежащим уплате на основании ст. 46 НК РФ, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010.
  • Некорректно указанное наименование фискального платежа, по которому возникла недоимка, — также повод для отмены требования. При этом, даже если в предыдущих решениях, вынесенных ФНС, предшествующих оформлению требования, наименование платежа указано правильно, это не имеет никакого значения. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07. В то же время только неверное название налога не может быть единственной причиной отказа в удовлетворении требования, компания должна иметь разногласия с ФНС по поводу самого факта наличия долга, на это указывает постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф90-669/07-СЗ.
  • Отсутствие или неверное указание правовых норм, на основе которых принято решение о взыскании недоимки, также служит основанием для отказа в признании требования законным. Об этом сообщалось в информационном письме ВАС РФ от 11.08.2004 № 79.

Нередки ситуации, когда компании не удается отменить требование в полном объеме, но у нее получается уменьшить свои потери за счет сумм пеней. Подобный исход возможен, если в требовании не сформулированы или неверно сформулированы обоснования для их начисления. Например, это может быть отсутствие указаний на период для уплаты налога, в течение которого санкции не применяются. Такую позицию изложили судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012. Отсутствие указания на ставку рефинансирования ЦБ, по которой исчислялись пени, также может быть условием для законного отказа в их уплате.

Есть ли у инспекции право истребовать долг после окончания отведенного на это срока

Период, в течение которого налоговая служба может выставить компании инкассовое поручение на безакцептное списание средств со счета, ограничен двумя месяцами после наступления конечной даты исполнения обязательств, указанной в требовании. Если данный временной промежуток пропущен, принудительное взыскание становится невозможным. Однако это обстоятельство не лишает налоговиков права обратиться в судебные органы с иском о погашении образовавшейся суммы задолженности. Каковы же перспективы подобных действий инспекции?

Верховный суд РФ в постановлении № 57 указал, что налоговые органы имеют право выйти с иском в суд о взыскании задолженности с плательщика и после истечения 2 месяцев, отраженных в требовании о взыскании. При этом арбитры должны вынести обоснованное решение по существу возникшего спора, рассмотрев все имеющиеся факты и выслушав обе стороны конфликта.

Кроме того, п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрена возможность сделать это в срок до 6 месяцев после крайней даты, указанной в требовании для выплаты образовавшейся суммы долга. Даже если эта возможность будет упущена ФНС (то есть отведенный полугодичный период пропущен), ее представители могут направить в суд требование о восстановлении срока.

Верховный суд РФ допускает возможность продления периода для подачи иска, но при наличии письменной просьбы об этом представителей ФНС.

Еще одним аргументом, который может склонить судей на сторону налоговиков, является наличие уважительной причины для пропуска отведенного на подачу иска срока. Однако к таковым причинам нельзя отнести необходимость согласовать свои действия с вышестоящим органом ФНС, отсутствие начальника в связи с командировкой или проводимые штатные изменения и иные обстоятельства, обусловленные внутренними проблемами ведомства. В связи с этим шансы инспекции на восстановление отведенного для иска срока не так высоки.

Каков минимальный размер задолженности, подлежащей взысканию в безакцептном порядке?

Наименьшая сумма недоплаты по налогу, которая может быть истребована налоговыми органами, НК РФ никак не определена. Исходя из этого факта, получается, что они могут затребовать описанным в предыдущих разделах образом любой, даже очень маленький долг. Так ли это? Изучение данного аспекта представляет интерес для небольших организаций или частных предпринимателей, связано это с тем, что выставление в их отношении инкассовых поручений воспринимается банками как негативный знак при оценке кредитоспособности. Возможно, что недоимка мизерная и про нее просто не вспомнили, например, если сумма недоимки составляет несколько рублей.

В то же время фактически в НК РФ есть положения, отчасти регулирующие подобные ситуации. В частности, в п. 1 ст. 70 сказано, что требование об уплате налога должно быть отправлено компании не позднее чем через 3 месяца после выявления факта недоплаты. При этом, если размер задолженности не превышает 500 руб., этот период может быть увеличен до года, если это не противоречит п. 2 ст. 70 НК РФ. То есть компания, у которой возник такой небольшой долг, скорее всего, будет иметь время на то, чтобы привести свои расчеты с бюджетом в порядок и избежать возможных негативных последствий.

Однако на практике достаточно распространенной является ситуация, когда руководство и бухгалтер в силу различных обстоятельств оставляют подобные суммы без должного внимания. Если опираться на мнение чиновников, изложенное в письме ФНС РФ от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673, то НК РФ, а в частности ст. 46, не содержит каких-то минимальных границ по суммам взыскиваемого долга.

Исходя из этого, налоговики никак не ограничены в части размера задолженности, принудительно взыскиваемой с компании.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! По мнению налоговиков, принять решение об установлении минимально допустимого объема неоплаченных обязательств может только Минфин РФ, но на данный момент каких-либо актов по данному вопросу не принято, в связи с чем действия ФНС в этом отношении являются законными.

Как осуществляется истребование общей суммы с нескольких должников

Нередки случаи, когда долг по налогу, сбору возникает по объединению, группе компаний, совместно действующих в форме инвесттоварищества, холдинга, консорциума. Каков порядок взыскания возникших недоплат согласно ст. 46 НК РФ в подобных обстоятельствах?

В отношении товариществ действует п. 1.1 ст. 46 НК РФ, согласно которой первоначальное взыскание обращается на счета управляющего члена, ведущего налоговый учет. Если средств на его банковских счетах мало и их не хватает для покрытия задолженности, соответствующие требования направляются всем остальным партнерам. При этом оставшаяся сумма делится исходя из удельного веса участия каждого из них в бизнесе товарищества.

Для прочих финансово-промышленных объединений существуют разъяснения, изложенные в письме ФНС от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673. В нем указывается, что первоначальное взыскание суммы долга осуществляется из средств ответственного участника, и только в случае недостатка ресурсов для покрытия возникшего обязательства оно может быть обращено к остальным членам группы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Конкретный механизм и последовательность обращения взыскания к группе юрлиц определяется ФНС по своему усмотрению, исходя из сведений, которыми она располагает.

Как предъявляется требование об уплате к участнику группы юрлиц

Более детального рассмотрения требует вопрос о том, каким образом выставляется требование о погашении долга к компании, являющейся участником объединения юридических лиц, если у нее недостаточно денежных средств на счетах.

Если буквально трактовать положения введенной законом № 146-ФЗ ст. 46 НК РФ, то в ней отсутствуют какие-либо указания на допустимость выставления инкассовых поручений для банковских счетов сторонних организаций. Тем не менее если обратиться к п. 2 ст. 45 НК РФ, то из ее содержания следует, что представители ФНС могут обратить взыскание долга на средства иного юрлица в случае, если связь между ним и должником будет четко доказана в ходе судебного заседания. На основании написанного выше можно сделать следующий вывод: если фирма не смогла погасить возникшие у нее недоимки перед бюджетом, то это может принудительно сделать другая компания при условии, что их взаимозависимость будет установлена судом.

При этом велика вероятность, что окончательный расчет налоговикам придется производить по ст. 47 НК РФ за счет различных активов, имеющихся у налогоплательщика, а не только денежных средств. Для этого в ст. 46 имеются соответствующие указания.

Очередность взимания долга за счет имущества или денежных средств

Не менее актуальным для организаций остается вопрос о том, может ли налоговая инспекция сразу прибегнуть к положениям ст. 47 НК РФ и использовать имущество компании в качестве источника покрытия долга, не учитывая нормы ст. 46, то есть не предъявляя первоначальное требование к банковским счетам?

Основной смысл имеющейся нормативной базы сводится к тому, что при любых обстоятельствах первоначальное обращение взыскания в обязательном порядке должно производиться за счет денежных ресурсов на счетах компании. Только в случае, если их окажется мало и закрыть задолженность таким способом не получится, ФНС должна прибегать к варианту оплаты суммы долга за счет имущества фирмы.

Если обратиться к судебной практике, то ответ может оказаться не таким простым, как кажется на первый взгляд. Верховный суд РФ однозначно определил в своем постановлении № 57, что использование материальных ресурсов организации в качестве источника погашения недоплаты допустимо, только если инспекция использовала все возможности по истребованию долга за счет средств на счетах. Кроме того, если налоговым органом не вынесено решение об обращении взыскания за счет денежных средств фирмы, она не вправе требовать покрытия задолженности за счет иных видов ее активов.

Однако если на момент возникновения недоимки в отношении должника уже осуществлялось судебное производство по взысканию долгов по иным основаниям, при этом вынесено не одно предписание об их погашении за счет средств на банковских счетах, ФНС вправе сразу требовать погашения долга за счет любого имеющегося у фирмы имущества.

***

Положения ст. 46 НК РФ, несмотря на то что применяются достаточно давно, до сих пор вызывают неоднозначные трактовки — как в отношении порядка покрытия долгов по налогам, так и что касается источников погашения, а также способов обжалования решений ФНС и т. д. По некоторым аспектам возникающих проблем, помимо норм НК, приходится руководствоваться многочисленными письмами ФНС, решениями Верховного и арбитражных судов. При этом следует помнить, что имеющиеся претензии налоговые органы должны сначала погашать за счет средств на счетах в порядке ст. 46 НК и только при их недостаточности обращать взыскание на иное имущество организации.

В качестве источника ресурсов для покрытия долга могут выступать только расчетный и личный счет, задействование иных типов банковских счетов недопустимо. При взыскании долга с финансово-промышленного объединения первоначальную ответственность должен нести управляющий участник, все прочие члены группы участвуют в погашении только при недостаточности средств на его банковских счетах.

FILED UNDER : Бухгалтерия

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*