Изменения угла зрения в зависимости от скорости движения

Водитель наблюдает дорогу и всегда должен быть готов к неприятным неожиданностям, реагируя на них тем или иным образом.

Давно установлено, что с увеличением скорости движения угол зрения уменьшается. Кроме того, не все объекты, попадающие в поле зрения человека, видны одинаково хорошо. Для этого на них нужно перевести взгляд.

Точно также известно, что с увеличением скорости увеличивается и расстояние на дороге, на котором водитель должен наблюдать обстановку, чтобы своевременно среагировать на нее, на ее изменения. С этим тесно связаны такие понятия, как безопасный интервал, безопасная дистанция и остановочный путь автомобиля.

Чем быстрее Вы едете, тем дальше смотрите вперед

Чем быстрее Вы едете, тем дальше смотрите вперед!


Динамический коридор автомобиля


 

Остановочный путь складывается из:

пути А, пройденного за время реакции водителя с момента обнаружение препятствия до переноса ноги на тормозную педаль; пути Б, пройденного за время срабатывания тормозного привода (с момента нажатия на тормозную педаль до начала действия тормозной системы; непосредственно тормозного пути В, который проходит автомобиль с начала торможения до полной остановки.

Остановочный путь автомобиля

Подсчитать остановочный путь Вашего автомобиля на разных дорожных покрытиях поможет эта таблица.

Скорость, км/ч Сухой бетон Сухой асфальт Мокрый асфальт Мокрая брусчатка Укатанный снег Обледенелое покрытие
10 0,36 0,65 0,98 1,31 1,96 3,93
20
2,24
2,62
3,92
5,23
7,85
15,69
30
5,05
5,89
8,82
11,76
17,63
35,30
40
8,98
10,46
15,69
20,92
31,40
62,80
50
14,02
16,36
24,50
32,70
49,00
98,00
60
20,20
23,55
35,30
47,05
70,60
141,20
70
24,47
32,05
48,10
64,05
96,00
192,10
80
35,90
41,90
62,80
83,70
125,30
251,00
90
45,45
53,00
79,40
105,90
158,70
318,00

Время реакции водителя ориентировочно можно принять равным 1 сек, а время срабатывания тормозного привода – 0,5 сек. Всего 1,5 сек. За это время автомобиль пройдет в зависимости от скорости движения следующие расстояния.

Скорость, км/ч 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Путь, м 4,2 8,0 12,5 17,0 21,0 25,0 29,0 33,0 37,5

Тогда остановочный путь Вашего автомобиля, например, при скорости движения 60 км/ч в зависимости от состояния проезжей части будет следующим, м:

На сухом асфальте 25+23,55=48,55
На мокром асфальте 25+35,30=60,3
На обледенелом покрытии 25+141,2=166,2

Видите, какая разница?

Все это должен учитывать водитель при выборе безопасной дистанции. Если и есть общая рекомендация, то она следующая: в городе выдерживать минимальную дистанцию, равную половине скорости движения автомобиля, а вне города – равную этой скорости.

Однако на городских улицах с их интенсивным движением трудно следовать этому совету. Автомобили непрерывно перестраиваются с полосы на полосу и кто-нибудь обязательно «вклинится» в выдерживаемое Вами расстояние. Поэтому в таких условиях дистанция становится меньше и Вы всегда должны быть готовы к внезапному торможению (как правильно тормозить).

Начинающие водители по большей части делают типичную ошибку: они смотрят слишком близко перед автомобилем. Представьте водителя, который едет со скоростью 80 км/ч, обозревая дорогу на 20 м вперед, и Вы сразу поймете, какой грубый просчет он совершает. Ведь остановочный путь в данном случае будет не менее 70 метров, и если что-либо произойдет на расстоянии остановочного пути, то предотвратить несчастье будет просто невозможно.  Мы писали об этом в статье Куда и как смотреть, но сочли нужным напомнить об этом еще раз.

Безопасный интервал выдерживается в пределах 1-2 метров, поскольку даже на ровных дорогах с хороших покрытием автомобиль  самопроизвольно отклоняется от заданной водителем траектории.

При наблюдении за дорожной обстановкой нельзя забывать об обстановке позади автомобиля. В основном для этого используются зеркала заднего вида. Как только обгоняющий Вас слева автомобиль начнет «уходить» из внутреннего зеркал, он почти сразу должен появиться в наружном (Регулировка зеркал заднего вида).

Все же иногда возникает необходимость оглянуться назад, чтобы увидеть не просматриваемую зону, например, при движении задним ходом, три трогании с места и т д. О не просматриваемых зонах написано здесь. Обстановку сзади автомобиля надо контролировать постоянно, периодически быстро взглядывая в зеркала заднего вида, что требует определенных навыков. Умение же составлять целостную картину из увиденного спереди и сзади своего автомобиля приходит не сразу.

Однако умение наблюдать за дорожной обстановкой – только полдела для уверенной езды. Нужно уметь анализировать увиденную информацию с точки зрения безопасности движения.

Как мы уже отмечали, возможности человека по объему и скорости получаемой информации ограничен, а времени на ее более продолжительный анализ просто нет. Поэтому из всей массы получаемой информации надо уметь выбирать самые важные элементы, непосредственно влияющие на безопасность движения. На основе анализа дорожной обстановки можно сделать правильный прогноз развития ситуации.

Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на вопросы: что может произойти с большей вероятностью, как поведет себя тот или иной участник движения, опасна ситуация или нет?

Практически прогноз предопределяет, какой будет ситуация в следующий момент времени. Отталкиваясь от этого, водитель и действует. От того, насколько правильно он определил развитие дорожной ситуации, и зависит безопасность поездки.

Не управляйте автомобилем в болезненном состоянии, а также, когда Вас клонит ко сну или Вы сильно устали.

Не отвлекайтесь во время движения, уделяйте необходимые внимание процессу управления автомобилем и наблюдения за дорожной обстановкой.

Помните, что автомагистраль не космос, соизмеряйте скорость движения с атмосферными и дорожными условиями.

Ваш автомобиль должен «говорить» другим водителям о Ваших намерениях, поэтому четко и своевременно сигнализируйте о намеренном маневре.

Поддерживайте необходимую дистанцию между автомобилями и помните, каков тормозной путь на том или ином покрытии.

Будьте вежливы на дороге.

Не допускайте к управлению автомобилем людей, не имеющих на это права.