Понаблюдайте на оживленном перекрестке за трогающимися с места автомобилями, и Вы увидите несколько характерных поучительных ошибок.

  1. После быстрого старта автомобили теряют скорость и лишь затем набирают ее снова.
  2. Автомобили медленно трогаются с места, хотя их двигатели работают на высоких оборотах; после медленного старта происходит резкий рывок.
  3. Автомобиль, двинувшись с места, вдруг останавливается и двигатель глохнет.

Как плавно трогаться с места

В большинстве пособий в разделе «Трогание с места» можно прочесть: «Одновременно отпускаем педаль сцепления и нажимаем на педаль управления дроссельной заслонкой». Водители, которые не сумели плавно тронуться с места, буквально последовали этому предписанию.

Это будет более понятно, если рассмотреть функции педалей сцепления и дросселя по отношению к механизмам, с которыми они непосредственно связаны.

Управление дросселем отрегулировано правильно, если при нажатии педали до отказа дроссельная заслонка карбюратора открывается полностью, а при отпускании прикрыта почти полностью, - топливо из главного дозирующего устройства почти не поступает. Стоит слегка нажать на педаль дросселя как двигатель начнет работать на более высоких оборотах, число которых при ненагруженном двигателе будет возрастать тем быстрее, чем больше Вы будете нажимать на педаль.

Схема работы педали сцепления

Схема работы педали сцепления показа на рис.1, где а-б – свободный ход (20-30 мм), б-в – период выключения сцепления, в-б – включения, в-г – увеличение, г-в – уменьшение зазора между ведомым диском и маховиком, что обеспечивает чистоту отключения дисков.

Теперь понятно, что пока левая нога будет медленно отпускать педаль сцепления из положения «г» в положение «в», в котором сцепление начнет медленно включаться, правая нога одновременно плавно придаст столько газа, что обороты двигателя сильно возрастут, и он взревет, сотрясая воздух. Тогда и происходит одно из двух:

  1. Водитель, испугавшись рева двигателя, отпустит педаль дросселя. Но сцепление уже включено и автомобиль рывком трогается с места и тут же останавливается, т.к. не получивший горючей смеси двигатель глохнет.
  2. Водитель испугается, что несмотря на возрастающее число оборотов двигателя автомобиль все же стоит и быстро отпустит педаль сцепления – автомобиль рванет с места словно выстрелит. Такого резкого старта водитель, конечно же, не ожидает и поэтому быстро сбавляет газ – машина замедляет ход. Тогда он снова нажимает на педаль дросселя – снова рывок.

Таким образом, правило трогания с места можно сформулировать так: Быстро отпустим педаль сцепления до момента начала сцепления (поз. «в» рис.1) и плавно нажмем на педаль дросселя.

Затем, плавно включив сцепление, тронемся с места. Новичку непросто найти положение педали, когда сцепление начнет включаться. Поэтому отпускайте педаль медленнее, слегка увеличив обороты двигателя педалью дросселя. Как только слышите, что обороты падают (т.е. сцепление включилось), плавно открывайте дроссель.

Умению плавно трогаться с места посвятите наибольшее внимание, так как оно дает Вам необходимое чутье в управление педалями. Это очень пригодится при езде в гору, в горах, по бездорожью и других сложных дорожных условиях.

Как правильно трогаться на механике в горку

Несколько сложнее трогаться с места на подъеме, так как автомобиль может покатиться и наехать на стоящее сзади транспортное средство. Если автомобиль удерживается на подъеме стояночным тормозом, необходимо обычным порядком включить первую передачу. Снять постепенно стояночный тормоз, управляя сцеплением и дросселем, как сказано выше, таким образом, чтобы колеса были освобождены от тормозов как раз в этот момент, когда включится сцепление. Именно в этот момент колеса начинают вращаться, и не позволят автомобилю покатится назад.

Некоторые водители при кратковременных остановках на подъеме, например, у светофора,  не пользуются стояночным тормозом, а удерживают автомобиль тормозной педалью. Возобновлять движение в таком случае еще сложнее.

Левой ногой следует нажать педаль сцепления и включить первую передачу, правую ногу в это время перенести как можно быстрее с тормозной педали на педаль управления дроссельной заслонкой, нажав на нее для увеличения числа оборотов двигателя. Делать это надо быстро, иначе автомобиль покатится назад. Начинающий водитель должен при трогании на подъеме пользоваться стояночным тормозом.

После того, как автомобиль начал движение, нужно полностью отпустить педаль сцепления и нажимать на педаль дросселя до тех пор, пока автомобиль не наберет достаточной скорости для переключения на вторую передачу.

Если двигатель заглох на подъеме, автомобиль затормаживают стояночным тормозом. Если автомобиль начинает скатываться, его немедленно затормаживают, а потом ставят на стояночный тормоз.

Имейте ввиду, что умению плавно «прибавлять газ» и способность координировать работу ног с педалями дросселя и сцепления приходят не сразу. Требуется время и старание, чтобы достичь этого. Нужно довести эти действия до автоматизма. Тогда больше времени останется для наблюдения за дорогой.