Итак, вы стали управлять автомобилем более уверенно: держите правильно руль, вовремя переключаете передачи и жмете на педали. Но ваше освоение вождения автомобилем только начинается, поэтому запомните «золотое» правило: при движении через населенный пункт или по свободной дороге, когда нет необходимости переключать передачи, используйте только педали тормоза и дросселя для регулирования скорости.

Это значит, что выключать сцепление категорически запрещено во время торможения и движения на поворотах, съездах с горы. Запрещено при движении по инерции выключать двигатель, а также переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Так вы не только ухудшите ходовые качества автомобиля, но и практически перестанете контролировать дорожную ситуацию. В таких исключительных случаях, как занос на снегу или льду, чаще используют для торможения двигатель. Помните: выключая сцепление, двигатель отключается от ведущих колес, что исключает плавное торможение и возможность быстрой подачи газа для вывода машины из заноса.

Выключая сцепление при спуске со склона, вы совершаете ошибку. Причем ошибочным будет съезд с некрутого склона, и съезд с крутого склона. В первом случае проще будет поставить в нейтральное положение рычаг переключения передач и выключить зажигание. Это позволит лучше экономить горючее.

Во втором случае недопустимо отключение двигателя от ведущих колес, так как поездка с крутого склона, равно как и движение по незнакомой дороге в горах, требует максимального контроля движения. Крутые повороты, низкое качество дорожного покрытия (или отсутствие такового) предполагает постоянную готовность использовать тормоз.

При длительном торможении тормозная система испытывает перегрузку, из-за чего ее эффективность существенно снижается. Чтобы уменьшить нагрев тормозов и нагрузку, применяется торможение двигателем. Тогда необходимо включить низкую передачу, тем самым мы повышаем обороты двигателя и увеличиваем тормозной эффект.

Что касается эффективности управления автомобилем, то у транспорта с задними ведущими колесами есть преимущество. Оно заключается в том, что центр тяжести у них расположен перед ведущими колесами. При торможении двигателем машина с задним приводом как бы осаживает сзади тормозную ось, в то время как автотранспортное средство с передним приводом «садится» на неё. При сохранении соединения двигателя с колесами до полной остановки имеет такое преимущество, как готовность транспорта выполнять такие действия, как моментальная прибавка газа. Иначе ситуация складывается при выключенной передаче: при включении происходит толчок, проявляющийся в пробуксовке ведущих колес. А это совсем не вовремя, когда требуется получить полный контроль над движением автомобиля.

Когда нужно остановить автомобиль, лучше переместить ногу с педали дросселя на тормоз и выключить сцепление непосредственно перед остановкой. Таким образом, педалью сцепления нужно пользоваться при трогания с места, при переключении передач и конечной остановке. Это позволит вам не только сохранять контроль над дорожной ситуацией, избегая возможных проблем, но и продлить эксплуатационный срок автомобиля.