Как правильно тормозитьОт того, как водитель тормозит, зависит безопасность и комфорт поездки. У пассажиров появятся неприятные ощущения, если водитель резко и часто тормозит. Для них такая езда превратится в настоящее мучение. Кроме того, такое торможение может быть причиной ДТП.

Например, Вы едете по улице, которая забита автомобилями и вдруг водитель, впереди идущей на скорости машины резко затормозил. Наверное, никто из водителей не даст стопроцентной гарантии, что сможет своевременно принять меры и избежать столкновения. Именно поэтому ПДД запрещает тормозить резко, если, конечно, этого не требует обстановка.

Итак, первое, что обязан запомнить начинающий водитель – резко тормозить нельзя.

Известно, что при определенном нажатии на педаль тормоза колеса блокируются, то есть не вращаются. Чаще всего из-за этого происходит потеря управления, особенно на обледенелой или мокрой дороге. Этому также способствуют грязь, пыль, опавшие листья – все, что снижает коэффициент сцепления дороги и колес – автомобиль движется по траектории, которую невозможно предсказать, его заносит. При блокировке колес тормозной путь увеличивается.

Итак, второе – не допускать блокировки колес при торможении.

Обычно в спокойной обстановке применяется плавное торможение, когда водитель нажимает плавно на тормозную педаль, постепенно увеличивая усилие. Автомобиль плавно замедляется да полной остановки.

Для того чтобы быстро остановится на скользкой дороге применяют ступенчатый и прерывистый способы торможения.

При прерывистом способе торможения нарастающие нажатия на педаль тормоза чередуются с возвращением ее в начальное положение, то есть полностью отпускается. Нажатие на педаль необходимо производить до того момента, пока Вы не почувствуете, что колеса блокируются.

В этот момент следует полностью отпустить педаль тормоза не снимая с нее ноги – колеса вновь начнут вращаться. Затем следует нажать педаль с большим усилием, чем в первый раз и снова ее отпустить. Эту операцию следует проделать несколько раз до полной остановки автомобиля.

При таком торможении время блокировки колес минимально, что позволяет сохранить управляемость автомобиля.

Еще эффективнее ступенчатый способ торможения. Нарастающее усилие на тормозную педаль чередуется с его уменьшением, то есть частичным (в отличие от полного) отпускания педали. Нога с нее не снимается. Время нахождения педали в рабочем положении увеличивается по мере уменьшения скорости движения.

Итак, заповедь третья – при необходимости затормозить на скользкой дороге надо применять ступенчатый или прерывистый способ торможения.

Всегда надо помнить, что правильно выбранный и умело выполненный способ торможения способствует Вашей безопасности.

И с самым опытным водителем может случиться, что в начале или в процессе торможения колеса вдруг заблокируются. В подобном случае привыкайте моментально уменьшать давление на педаль тормоза и нажимать на нее настолько, насколько это понадобится для достижения максимального результата.

Начинающим водителям очень трудно ослабить нажим на педаль тормоза, когда приближается препятствие. Им, наоборот, хочется нажать еще сильней. Это, собственно, психологическая, инстинктивная защита – оградить себя от опасности, затормозив еще больше.

Но помните, блокировка колес увеличивает тормозной путь, то есть все получится наоборот. Поэтому нужно освоить прерывистое и ступенчатое торможение настолько, чтобы при необходимости действовать почти инстинктивно.

Избегайте торможения в поворотах, поскольку это может привести к неприятным последствиям. Силы, воздействующее на автомобиль при торможении в повороте, направлены не только вдоль траектории движения, но и стремятся вытолкнуть машину наружу траектории. Сила сцепления на внешней передней шине будет намного больше, чем на остальных. Эта дополнительная сила сцепления действует как якорь, в результате чего автомобиль может занести.

В таких ситуациях большую роль играет дорожное покрытие. Внимательно следите, есть ли на дороге неровные, рыхлые или скользкие участки. Рассчитывайте свои действия заранее, чтобы избежать резкого и неуправляемого торможения.