Езда по бездорожьюВ нашей стране не только любителям рыбалки, охоты и трофи-рейдов приходится преодолевать на своем автомобиле бездорожье. Реалии, к сожалению таковы, что, отъехав буквально на несколько десятков километров от трасс, соединяющих большие города, можно встретить непролазную грязь весной, плотные снежные сугробы зимой или дорожное покрытие, состоящее из ям глубиною в колено, летом. Езда по бездорожью для неопытного водителя опасна тем, что автомобиль может получить серьезные повреждения ходовой, кузова или любого другого элемента, находящегося ниже днища автомобиля или же безнадежно «застрять», то есть потерять возможность самостоятельно выбраться из болота или снежной равнины.

Любой автолюбитель должен понимать, что манера управления автомобилем в условиях бездорожья целиком и полностью зависит от технических возможностей машины. Это значит, что там, где огромный внедорожник с впечатляющим клиренсом, шинами «грязь-грунт» и полным приводом может ездить шутя, скромный заднеприводной седан очень быстро увязнет так, что лишь огромный тягач и надежный трос сможет его освободить. Поэтому, прежде, чем пытаться преодолеть непролазный участок дороги, следует трезво оценить проходимость собственного автомобиля. После полноприводных машин следующими по потенциалу в этой области считаются кроссоверы, затем идут переднеприводные автомобили, а вот задний привод не способствует подвигам вдали от дорог. Это что касается проезда участков с грязью или снегом, а при движении по неровному рельефу главным фактором, который следует учесть, является высота клиренса машины. Если автомобиль «сядет на брюхо», то есть, зацепится днищем за поверхность дорожного покрытия, то сдвинуть его без помощи других транспортных средств будет сложно.

Рассмотрим приемы вождения в условиях бездорожья для водителя, управляющего обычным городским седаном, а не внедорожником. Первый и главный совет будет касаться скоростного режима: ехать нужно медленно, выбрав в зависимости от ситуации первую или вторую передачи. Такая неспешность поможет и при форсировании грязи или снега, и при проезде участков дорог, щедро усыпанных колдобинами. Увидев впереди грязевую целину или снежный сугроб, следует разогнаться и войти в препятствие на высоком газе, а дальше нужно обеспечивать движение «в натяжку». Очень важно не допустить резкого замедления или резкого ускорения, поэтому газ нужно держать на одной величине, обеспечивая равномерность движения и постоянство скоростного режима. Если сильно «газануть», то колеса очень быстро «зароются» в месиве из грязи или снега и автомобиль не сможет дальше ехать. Хорошо помогает преодолеть рыхлые препятствия уменьшение давления в шинах, что увеличивает площадь сцепления колеса с песком, снегом или грязью.

Если автомобиль таки остановился, то следует попытаться выбраться из «ловушки» задним ходом, а если это не удается сделать, то нужно начинать раскачивать автомобиль, включая поочередно заднюю и переднюю передачи. Если и это не помогает, то придется доставать из багажника лопату и откапывать колеса автомобиля или же, в особо критических случаях бежать в ближайшее село за трактором.

Очень часто при движении по бездорожью врагом неопытного автомобилиста становиться колея, нарезанная более «высоким» транспортным средством. Попав в такой след от других автомобилей, можно просто зависнуть на днище или оказаться, вопреки собственному желанию, притертым к препятствию, к примеру к дереву. Поэтому ехать рекомендуется либо одной стороной в колее, а другой – вне ее, либо, пропустив одну колею между колесами своего авто. Если возникло ощущение, что нос автомобиля начинает взлетать вверх, нужно немедленно с помощью тормоза погасить этот опасный эффект.

Преодолевать участки с очень плохим дорожным покрытием следует на очень маленькой скорости, рассчитывая траекторию движения таким образом, что бы не повредить элементы ходовой и не поцарапать лакокрасочное покрытие внизу кузова. Если впереди замечен участок с огромными ямами в асфальте, то лучше выйти из автомобиля и внимательно осмотреть дорогу, ведь чаще всего найти оптимальный маршрут легче в спокойной обстановке, чем уже в процессе движения.