Задать необходимое направление ходу автомобиля можно при помощи рулевого управления. Но так как оно не ограничивается «баранкой», то стоит детальнее рассмотреть устройство рулевого управления автомобиля.

То, что в народе называется «баранкой», технически правильно определяется как рулевое колесо. Оно соединено с рулевой колонкой. Это то, что мы видим в салоне автомобиля. Рулевое колесо (или руль), на которое воздействует водитель, передает усилия через рулевую колонку на рулевой механизм. Кстати, само рулевое колесо легковых автомобилей имеет диаметр от 380 до 425 мм., а грузовых - до 550 мм. Руль спортивных машин имеет диаметр намного меньший. Далее устройство рулевого управления автомобиля имеет рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевая колонка предназначена для соединения руля с рулевым механизмом, и имеет рулевой вал с несколькими шарнирными соединениями. Современные автотранспортные средства имеют электрическое или же механическое регулирование положения рулевой колонки по вертикали, длине и в обоих направлениях. Можно сказать, что устройство рулевого управления автомобиля сейчас имеет ещё одну систему - противоугонную (механическую или электрическую).

Рулевой механизм увеличивает усилия, которые прилагаются к рулевому колесу с последующей передачей их рулевому приводу. Различных типов редукторы используются в качестве рулевого механизма. Среди прочих, наибольшую популярность получили реечные механизмы. Они включают в себя шестерню (связанную с зубчатой рейкой), которая установлена на валу рулевого колеса. Когда рулевое колесо вращается, рейка перемещается ту или другую сторону, поворачивая колёса через рулевые тяги. Данный рулевой механизм устанавливается обычно в подрамнике подвески машины.

Усилие, которое необходимо для поворота колёс, передается от рулевого механизма к колёсам при помощи рулевого привода. Также он поддерживает оптимальное соотношение углов поворота управляемых колёс, препятствуя при работе подвески их повороту. Наиболее распространенный - механический рулевой привод. Он состоит из рулевых тяг, а также из рулевых шарниров. Шаровый шарнир (т.к. он выполняется шаровым - это не тавтология) включает в себя:
- корпус;
- вкладыши;
- шаровый палец;
- защитный чехол.

Управление автомобилем становится намного легче, если рулевой привод имеет усилитель. Кроме снижения физической нагрузки, усилитель рулевого управления позволяет быстро и точно реагировать на дорожную ситуацию. Усилители могут быть пневматическими, гидравлическими и электрическими.

«Гидравлика» (гидроусилитель руля) установлена на большинстве автомобилей и представляет собой насосный агрегат с гидравлическим узлом управления и системой управления. Более совершенной системой является электрогидравлический усилитель руля. Он состоит из насосного агрегата, гидравлического узла управления и системы управления. Насосный агрегат (к которому подключен электронный блок управления) такого усилителя имеет:
- объединенный блок, который включает гидравлический насос, бачок для рабочей жидкости и электродвигатель насоса;
- гидронасос, шестерённого или лопастного типа;
- гидравлический узел, который включает в себя торсион и силовой цилиндр (с поршнем).

Электромеханическое устройство рулевого управления автомобиля имеет электродвигатель усилителя, механическую передачу и систему управления. Однако передовой технологией в данное время считается система ASF (активное рулевое управление). Она имеет планетарный редуктор и систему управления. Эта система предназначена для выполнения таких задач, как исправление угла поворота колёс при осуществлении поворотов и при торможении на скользком дорожном полотне. Довольно сложная система активного рулевого управления обеспечивает курсовую устойчивость даже при неопытности водителя и при неблагоприятных условиях вождения.