Место, где находится водитель и пассажиры, должно отвечать многим требованиям. Помимо безопасности и комфорта, кузов должен быть легким и прочным. Поэтому устройство кузова автомобиля постоянно совершенствуется. Но какие бы ни применялись новые достижения в автомобилестроении, мы можем подчеркнуть то общее и неизменное, что имеет устройство кузова автомобиля. Перечислим эти основные составляющие.

Каркас


Цельный основной каркас, который изготавливается из металлических, а в настоящее время и из других материалов, штампованных деталей. Каркас состоит из следующих частей:
- крыша и боковины;
- передняя часть;
- пол.

Элементы, которые прикрепляются к каркасу при помощи винтовых соединений, следующие:
- левое крыло и правое крыло;
- двери левые и правые;
- двери задние (правые и левые);
- дверь багажника;
- капот, закрывающий двигатель;
- бамперы, задний и передний.

Если рассматривать устройство кузова автомобиля более детально, то мы можем заметить, что, кроме вышеуказанных деталей, есть еще и:
- подоконная балка;
- передняя балка крыши;
– лонжерон крыши;
– задняя балка крыши;
– задняя стойка кузова;
– задняя панель;
– пол в задней части кузова;
– задний лонжерон;
– средняя стойка кузова;
– поперечина под задним сиденьем;
– передняя стойка;
– поперечина под сиденьем водителя;
– порог;
– надколесная ниша;
– поперечная балка опор двигателя;
– передний лонжерон;
– поперечина передняя;
— поперечина радиатора.

Что касается материала, то для производства высоконапряженных элементов конструкции необходимо использовать низколегированную листовую сталь, отличающуюся высокой прочностью. К тому же этот материал позволяет существенно снизить итоговый вес кузова приблизительно на 25%. А вот такие детали кузова, как люки, колпаки, решетки радиаторов, бамперы, облицовка надколесной ниши, молдинги могут быть изготовлены из пластмассы и подобных материалов. Сравнительно недавно при изготовлении рассматриваемой нами части автомобиля производители стали использовать алюминий. Конечно, лишь частично. А такой материал, как пеноалюминий, хоть и является экспериментальным материалом, но уже хорошо зарекомендовал себя в краш-тестах различных компаний. Производители по достоинству оценили высокие энергопоглощающие характеристики, что минимизирует ущерб от столкновения. Также были отмечены прочность, термостойкость, шумоизоляция и легкость материала. Единственной причиной, по которой в производстве автомобилей не широко используется пеноалюминий, является более высокая стоимость деталей, нежели выполненных из стали. Нельзя не упомянуть о разработках в области химических способов соединения деталей и узлов. Так, уже есть наработки, позволяющие соединить кузов, изготовленный из термопласта, с рамой при помощи особого клея, прочностные характеристики которого просто удивительны. Немало в развитие устройства кузова автомобиля вкладывает все более популярные нанотехнологии.

Конструктивной особенностью изготовления кузова могут быть специальные меры, призванные снизить до минимума те зоны, которые наиболее сильно подвергаются ударам и коррозии, а также те, которые могут снизить повреждения в результате автомобильной аварии. Например, практически все производители легковых автомобилей изготавливают переднюю часть таким образом, чтобы в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия нужно было бы менять только бампер и сопутствующие детали.

Большое внимание уделяется разработкам в области так называемой пассивной безопасности. Создаются более совершенные системы ремней безопасности с натяжителями различных конструкций, системы безопасности детей, подушки безопасности, активные подголовники и многое другое.