Из этой статьи Вы узнаете, каково устройство двигателя внутреннего сгорания. Конечно, количество лошадиных сил у мотора не прибавится, но, зная устройство двигателя автомобиля, Вы будете знать, что и как работает. Это позволит Вам самостоятельно определять различные проблемы в работе двигателя, а также контролировать работу персонала СТО. Убедили? Тогда - к делу!

Чтобы лучше понять предмет нашего изучения, стоит его рассматривать неотрывно от принципа действия, то есть, как это все работает.

Устройство Двигателя Внутреннего Сгорания

Итак, в устройстве двигателя автомобиля ключевым элементом является поршень. Он представляет собой стальной пустотелый стакан. Сферическое дно, которое называется головкой, расположено вверх, а «юбка» - это та направляющая часть, которая имеет насечки для закрепления поршневых колец. К миру моды данная юбка не имеет никакого отношения, поэтому не нужно спрашивать, от какого она дизайнера. В свою очередь, поршневые кольца нужны для того, чтобы обеспечивать герметичность, иначе топливная смесь бы опускалась под поршень. Чем герметичнее надпоршневое пространство, тем лучше контролируется движение топливной или топливно-воздушной смеси.


Поршень и шатунВы наверняка уже знаете, что именно газы сгорания, сильно толкая поршень, приводят в движение целую цепь механических реакций. Поэтому продолжим дальше. В юбке поршня имеется палец с закрепленной верхней частью шатуна. Шатун в устройстве двигателя автомобиля передает усилие на коленчатый вал от поршня и перемещает поршень во время подготовительного такта. Шатун вращает коленчатый вал, а тот, в свою очередь, передает крутящий момент на трансмиссию. Вращение ведущих колес достигается за счет передачи крутящего момента с трансмиссии через систему шестерен. Сам шатун состоит из верхней и нижней головок и соединяющего их стержня. Верхняя совершает возвратно-поступательное движение вместе с поршнем, а нижняя совершает круговое движение с шатунной шейкой коленвала. Кстати, постоянной проблемой производителей является следующее: как сделать прочный и легкий шатун. Если он будет легким, тогда будет не таким прочным, как нужно. А использование легких и прочных материалов приведет к увеличению стоимости мотора.

Изучая устройство двигателя внутреннего сгорания, нельзя обойти вниманием коленчатый вал. Не углубляясь в технические нюансы, о нем следует знать, что:

Коленчатый вал коленчатый вал преобразует возвратно-поступательное движение поршня в круговое;

радиус кривошипа (расстояние между осями шатунных и коренных шеек) - это один из основных показателей качества мотора. Регулируя этот радиус, можно увеличить скорость вращения и максимальную мощность мотора, или же придать больший крутящий момент на низких оборотах, увеличив при этом экономичность;

и шатунные, и коренные шейки вращаются в подшипниках скольжения, и лишь немногочисленные модели коленвалов вращаются в подшипниках качения;

на конце коленвала устанавливается маховик, который имеет зубчатый венец. Он нужен для непосредственного участия в запуске двигателя от стартера.

Коленчатый вал, поршни в цилиндрах и маховик

 

А теперь представьте себе: топливно-воздушная смесь, или воздух, если речь идет о дизельных двигателях, скапливается в цилиндрах двигателя и постоянно уменьшает эффективность работы двигателя. Поэтому устройство двигателя автомобиля предполагает наличие газораспределительного механизма. Это как раз тот случай, о котором говорят: «если бы этого не было, тогда это стоило бы придумать». Данный механизм необходим для своевременного и максимально полного удаления из цилиндров двигателя отработанных газов. К тому же газораспределительный механизм нужен еще и для того, чтобы цилиндры хорошо заполнялись воздухом или смесью.

В принципе, на заполняемость цилиндров оказывают влияние и воздуховоды, и воздушный фильтр, впускной коллектор и так далее. Но ключевую роль играют впускные клапаны. И если Вам не дают покоя подвиги вальяжных парней из «Форсажа», то пользуйтесь турбонаддувом или механическим нагнетателем. Так как расчет значения фактического коэффициента наполнения цилиндра для многих может показаться слишком сложным, то лучше будет сказать, что литровая мощность зависит от того, сколько топливно-воздушной смеси попадет за раз в цилиндр. Еще проще говоря, тюнинг газораспределительного механизма и впускного тракта - это очень круто!

Чтобы Ваши знания о том, каково устройство двигателя внутреннего сгорания, были более полными, мы должны обязательно упомянуть о воздушном фильтре. Необходимый в конструкции двигателя, он прост в эксплуатации. Но это не значит, что стоит им пренебрегать. Ведь если горючая смесь должна содержать по массе почти в двадцать раз больше воздуха, то получающаяся в результате движения твердая взвесь будет ухудшать технические характеристики двигателя, действуя на него подобно абразиву. А чтобы этого не случилось, необходимо устройство для очистки воздуха. На данный момент различают шесть групп воздухоочистителей:

1. Инерционно-масляные.

2. Сухие инерционные с отсосом пыли внешним устройством.

3. Сухие инерционные со сбором пыли в специальный бункер.

4. Сухие инерционные, выбрасывающие пыль в атмосферу.

5. Использующие пропитанную маслом набивку в качестве фильтра.

6. Использующие в качестве фильтра перегородку с сухими элементами.

И по причине экологической чистоты, и по причине более удобной эксплуатации, все чаще устройство двигателя внутреннего сгорания имеет воздухоочистители со сменными сухими элементами. При своевременной замене фильтров и машине хорошо, и экология не страдает.

А теперь Вы готовы услышать: «Скажи мне, каково устройство двигателя автомобиля, и я скажу, какой ты водитель!» Потому что, зная лучше «организм» своей машины, Вы можете лучше заботиться о ней. А забота о ней - это забота о здоровье всех, кто будет передвигаться на ней.