Самым первым тормозом был… обычный гвоздь! Он вставлялся в определенное отверстие в телеге для замедления колеса. Века прошли с тех пор, а принцип работы тормозной системы остался тот же: применение силы трения зафиксированной детали о подвижную.

Сейчас устройство тормозной системы автомобиля намного сложнее и состоит из:
- тормозных колодок;
- дисков;
- барабанов;
- цилиндров;
- приводы тормозов.

Вышеуказанный принцип работы тормозной системы в современном автотранспортном средстве должен служить решению таких задач, как:
• снижение скорости;
• полная остановка движения автомобиля;
• обеспечение неподвижного состояния автомобиля.

Таким образом, можно разделить тормозную систему на рабочую и стояночную, которая также выполняет функции аварийной тормозной системы. Каждый автомобиль повышенной безопасности оборудуется и рабочей, и стояночной системами плюс запасной системой, в случае отказа рабочей.

Основной принцип работы тормозной системы автомобиле реализуется так: водитель, применяя мускульную энергию, воздействует на педаль тормоза. Она, в свою очередь, передает это усилие через целый ряд устройств на колесные механизмы тормозной системы. Они же приводят в движение тормозные колодки, прижимая их к тормозным дискам.

Если говорить о легковых автомобилях, то основное устройство тормозной системы автомобиля состоит из тормозных механизмов и гидропривода. Когда тормозная система приводится в действие нажатием на тормозную педаль, в гидроприводе создается избыточное давление тормозной жидкости, что и инициирует работу тормозных механизмов.

Гидропривод имеет:
- главный цилиндр (иногда тормозной цилиндр имеет вакуумный усилитель);
- регулятор давления в задних механизмах тормозной системы;
- рабочий контур, который представляет собой трубопровод (диаметр от 4 до 8 мм.). Он служит для соединения тормозных механизмов и устройства гидропривода.

Главный тормозной цилиндр преобразует усилия, приложенные к педали тормоза, как было выше сказано, в избыточное давление тормозной жидкости. Также он распределяет давление по рабочим контурам. Запас тормозной жидкости может располагаться на главном тормозном цилиндре или вне его. Вакуумные усилители способны увеличить силу для создания еще большего избыточного давления в тормозной жидкости. В этом участвует коллектор двигателя, точнее, разрежение, которое в нем возникает.

Когда срабатывает система торможения, сила инерции автомобиля в движении и сила трения, которая ей противодействует, создают опасный в ряде случаев продольный опрокидывающий момент. Передняя подвеска в итоге «проседает», а задние в это время приподнимаются. Часто из-за этого происходит блокировка задних колес, что может привести к заносу автотранспортного средства. Регулятор призван уменьшить давление в приводе тормозных механизмов (задних колес, разумеется) и сделать торможение максимально безопасным.

Рабочий контур делится на основной и вспомогательный. Это нужно на случай отказа одной из систем. Используются следующие комбинации рабочих контуров:
- два и два тормозных механизма, которые подключены параллельно (передние и задние);
- два и два тормозных механизма, которые подключены по диагонали: правый передний и левый задний;
- четыре и два тормозных механизма, где в один контур подключаются тормозные механизмы абсолютно всех колес, а в другой - только передние два колеса.

Кроме этого, устройство тормозной системы автомобиля имеет колодочно-дисковые и колодочно-барабанные механизмы.

Дисковые имеют неподвижный или подвижный суппорт. Последний вариант более популярен, так как он исключает неравномерный износ колодок.

Барабанные механизмы устанавливаются обычно на задние колеса. Однако существуют различные варианты применения данных механизмов. Это и четыре дисковых механизма, и установка четырех барабанных, а также два дисковых на передние колеса, а два задних - на задние.

Таков принцип работы тормозной системы и устройство тормозной системы автомобиля.

В настоящее время автомобилестроительными компаниями разработаны электронные системы торможения, распределения торможения на колеса и т.д.
Тормоз вовсе не выдумка трусов. Всегда исправная тормозная система свидетельствует о том, что вы цените свою жизнь и жизнь окружающих!