Автолюбители во время управления автомобилем могут совершить плавный старт, разгон машины, торможение или полную остановку. Все это происходит без каких-то катастрофических рывков транспортного средства и физических усилий со стороны водителя. Как известно, упрощено схема приводящей в движения автомобиль трансмиссии выглядит так: двигатель – коробка передач – ведущие колеса. Она при необходимости отключает от ведущих колес работающий постоянно после запуска стартером мотор, а также передает крутящий момент двигателя на сами колеса с изменением направления и с разной, нужной на данный момент, величиной.

Но соединенные напрямую мотор и коробка передач были бы мало пригодным к использованию техническим тандемом. Скорость включить получалось бы только на заглушенном двигателе, о плавном старте можно было бы забыть, а ресурс службы принимающих на себя все механические перегрузки и колебания частей трансмиссии был бы минимальным. Для преодоления этих препятствий конструкторы в свое время изобрели сцепление, которое установили между мотором и КПП. История гласит, что придумал данный механизм немец Карл Бенц, стоявший у истоков знаменитой некогда, но уже ушедшей в небытие компании Daimler-Benz AG.

Основная рабочая функция сцепления заключается в притирании или максимально плавном соединении первичного вала КПП и маховика мотора. Нужда в этом возникает во время старта, при смене передачи и во время остановки машины. Дабы понятно было даже малышам, скажем, что сцепление можно назвать выключателем исходящего от мотора крутящего момента и смягчающей прокладкой меж мотором и коробкой передач.

Разновидности автомобильного сцепления

В зависимости от привода и конструктивных особенностей такие механизмы принято делить на следующие типы:

- механическое, передающее крутящий момент за счет использования сил трения;
- гидравлическое, использующие в качестве инструмента привода жидкостный поток;
- электрическое, «эксплуатирующее» магнитное поле;
- комбинированное, то есть не вписывающееся в рамки вышеозначенных типов, к примеру, гидромеханическое сцепление.

В зависимости от среды, в которой работают элементы сцепления и разновидности трения эти механизмы принято делить на:

- сухие, накладки которые во время работы охлаждаются только воздухом;
- мокрые, в конструкции которых предусмотрено наличие масла в зоне работы основных элементов.

В зависимости от численности в конструкции ведомых дисков сцепления делят на:

- однодисковые;
- двухдисковые;
- многодисковые.

В зависимости от конструкционного решения системы прижимных пружин сцепление делится на:

- механизм с расположенной по центру диафрагменной пружиной;
- механизм с круговым периферийным размещением цилиндрических пружин.

В зависимости от способа подключения сцепления делят на:

- замкнутые постоянно;
- замкнутые непостоянно.

Самое распространенное сцепление для легкового авто

Чаще всего на легковушку ставят однодисковое сухое сцепление, состоящее из следующих элементов:

1) Маховика, размещенного на коленвале мотора и играющего роль ведущего диска. Сейчас чаще всего на авто устанавливают двухмассовую разновидность маховика, которая состоит из двух элементов, между которыми установлены пружины. Один элемент такого маховика крепится на вал мотора, а второй соединяется со следующим элементом сцепления – ведомым диском.

2) Нажимного диска, предназначенного для выполнения работы по соединению или разъединению маховика и ведомого диска.

3) Диафрагменной пружины, которая должна воздействовать на нажимной диск во время передачи крутящего момента с нужным усилием. Вместе с нажимным диском и корпусом такая пружина входит в состав агрегата именуемого корзиной, которая в свою очередь болтами жестко присоединена к маховику.

4) Ведомого диска с накладками, который ступицей соединяется с первичным валом КПП.

5) Выжимного подшипника, выключающего при необходимости сцепление. Его устанавливают на муфте, которая двигается в нужном направлении по вилке сцепления.

Грузовые автомобили, которые вынуждены сталкиваться с гораздо большей величиной крутящего момента, оснащены, как минимум, двухдисковыми сцеплениями. Такая конструкция предполагает использование пары ведомых дисков, которые разделены специальной проставкой, что позволяет создать не две, как в легковым автомобиле, а четыре площади трения.

Сцепление автомобиля. Устройство и принцип работы сцепления

Как работает однодисковое сцепление?

Такой механизм считается включенным постоянно, а его работа осуществляется через использование привода сцепления. Происходит такая очередность действий:

- нажатие на педаль;
- перемещение вилки сцепления;
- нажатие подшипника на нажимной диск:
- прогиб лепестков диафрагменной пружины в направлении маховика;
- освобождение нажимного диска;
- отжим нажимного диска;
- прекращение передачи крутящего момента от мотора на КПП.

Если педаль сцепления будет отпущена, то диафрагменная пружина восстановит контакт ведомого диска и маховика для передачи крутящего момента.