Продолжительный эксплуатационный срок - это не просто желание, это необходимость каждого автомобилиста. Особенно, при нынешних ценах на авто и зарплатах. Конечно, СТО-шников это не сильно радует, однако в автомобиле есть целая система смазки автомобиля, которая способствует подаче масла к движущимся деталям. Удаляя продукты трения, смазочная система способствует и частичному охлаждению трущихся деталей, защищает их от коррозии, уплотняет в цилиндрах поршни.

Смазочная система состоит из:

  • Масляного насоса с маслоприёмником.
  • Фильтров очистки масла.
  • Масляных радиаторов.
  • Магистралей и трубопроводов.
  • Деталей системы вентиляции картера (не путать с Джимми Картером, 39-м президентом США) двигателя.

 

Теперь о том, как это работает. Когда работает двигатель, через маслоприёмник, который имеет сетчатый фильтр, из поддона картера насосом засасывается масло. В блоке цилиндров есть канал, по которому насос подаёт масло в фильтр. А оттуда масло поступает через полость во второй перегородке блока в главную масляную магистраль. Затем - к коренным подшипникам, а также к подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников система смазки автомобиля масло подаётся по каналам в «щеках» коленвала к шатунным подшипникам. Нижние головки шатунов имеют специальные отверстия, через которые стенки гильз цилиндров опрыскиваются маслом при совпадении с отверстиями в шатунных шейках коленвала. Но так как в машине разные детали выполняют различные функции, то и доставка к ним масла не одинаковая. Комбинированная система смазки автомобиля заключается в том, что к наиболее нагруженным деталям масло подаётся под давлением, а другие получают его самотёком, либо методом разбрызгивания. Проще всего снабжаются маслом стержни клапанов - самотёком. Всё бы так делалось, правда?

Собираетесь ли вы хорошо разбираться в автомобилях, или ваш интерес поверхностный, всё равно обратите внимание на то, что система смазки автомобиля очень сильно зависит от исправности насоса. Сетка насоса должна быть чистая. Иначе около заборной трубки из-за разряжения края сетки отсоединяются от корпуса, и неотфильрованное масло поступает прямо в насос. Для сравнения возьмите нерафинированное масло, которое делают из семян подсолнечника бабушки, и питайтесь им неделю. Да что там неделю: уже к концу дня вас может замучить изжога. Да, у авто нет такой пищеварительной системы, но ему от этого не легче, если приходится «травиться» неотфильрованным маслом, да ещё если и низкого качества.

Знание данной теории немыслимо без практики. Следите тщательно за тем, чтобы масляный фильтр был способен очистить масло не только от крупных, но и мельчайших частиц осадков, пыли и т.д., которые в изобилии находятся во взвешенном состоянии в масле. Современная система смазки автомобиля имеет полнопоточный фильтр, через которое проходит всё масло, которое насос перекачивает. Контролировать загрязнённость фильтра вам поможет датчик указателя засоренности фильтра.

Система смазки двигателя

 

1. Масляный насос;

2. Кронштейн масляною фильтра;
3 .Канал подачи масла от насоса к фильтру;
4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра в масляную магистраль;
5. Канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания;
6. Канал в шейке коленчатого вала;
7. Передний сальник коленчатого вала;
8. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода вспомогательных агрегатов;
9. Втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания;
10. Валик привода вспомогательных агрегатов;
11. Полость слива масла в картер двигателя;

 

12. Шкив распределительного вала;

13. Сальник распределительного вала;
14. Канал в кулачке распределительного вала;
15. Магистральный канал в распределительном вале;
16. Канал в опорной шейке распределительного вала;
17. Корпус подшипников распределительного вала;
18. Кольцевая выточка на средней опорной шейке;
19. Крышка маслоналивной горловины;
20. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла;
21. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму;
22. Магистральный канал в блоке цилиндров;
23. Датчик контрольной лампы давления масла;
24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала;

 

25. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному;

26. Перепускной клапан масляного фильтра;
27. Бумажный фильтрующий элемент масляного фильтра;
28. Противодренажный клапан;
29. Вытяжной коллектор вентиляции картера;
30. Пламегаситель;
31. Маслоотделитель;
32. Сливная трубка;
33. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора;
34. Калиброванное отверстие;
35. Дроссельная заслонка;
36. Шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора;
37. Фильтрующий элемент воздушного фильтра;

Но, как показывает практика, рассказать, как полезно то или иное - недостаточно. Надо показать перспективы обратного. В данном случае, пренебрежение «здоровьем» смазочной системы чревато многими неприятными последствиями для вашего авто. Среди прочего, слабая система смазки автомобиля не сможет защитить от оплавления антифрикционного сплава подшипников. Эксплуатационный срок деталей резко уменьшается. Страшно? Правильно. Если сейчас кто-то подумает: «надо всё маслом залить, чтобы из машины капало», то будет очень неправ. Избыточная смазка попадает в камеру сгорания, где усиленно образуется нагар, при этом двигатель слишком быстро перегревается.

Машинные масла имеют разные характеристики. Лучшие из них обладают:

- низкой температурой застывания;
- умеренной вязкостью при любых режимах работы двигателя;
- хорошими моющими свойствами;
- высокую стойкость к окислению;
- антикоррозийными свойствами.

Те или иные характеристики можно усиливать при помощи специальных присадок.