Все процессы в двигателе не могут проходить без повышения температуры. Ваш автомобиль нуждается в особой системе охлаждения двигателя, ведь не просто же вентилятором его охлаждать! Это было бы похоже на веер в знойный полдень посреди Сахары. Когда рабочая смесь сгорает, в цилиндре температура поднимается до 2000 градусов по Цельсию. А оптимальной температурой считается не более 90 градусов. И если допустить перегрев двигателя, то можно говорить об усиленном износе деталей, о заклинивании и даже самовоспламенении рабочей смеси с последующей детонацией. Не лучшая перспектива, не правда ли? Но это не значит, что арктический мороз под капотом лучше пекла. Если система охлаждения двигателя создает чрезмерное охлаждение, то рабочая смесь стекает по стенкам цилиндра в картер двигателя. Вследствие этого моторное масло разжижается, что негативно сказывается на работе двигателя, расход топлива увеличивается, а мощность автомобиля - уменьшается. Это значит, что для нормальной работы двигателя следует соблюдать определенные пределы.

Как можно догадаться, основная проблема системе охлаждения двигателя заключается в том, чтобы вывести избыток теплоты. Выполняется задача различными способами, в зависимости от типа и размера двигателя.

Воздушное охлаждение

Принцип воздушного охлаждения осуществляется без сложных узлов, систем и деталей, поэтому система наиболее проста в эксплуатации. Но так как воздух имеет небольшую теплоёмкость, то и эффективность данного вида системы охлаждения двигателя невысока. Несмотря на то, что ранние системы воздушного охлаждения не защищали от перегрева двигателя в жаркую погоду, они устанавливались и на "Запорожец", и на "Porshe".

Жидкостное охлаждениеЖидкостное охлаждение

Всё-такие автомобилестроение развивается, и естественным этапом в развитии систем охлаждения двигателя является внедрение жидкостного охлаждения. Суть этой системы проста: цилиндры охлаждаются жидкостью. Когда-то это было намного лучше, чем воздушное охлаждение, но данная система не могла длительное время обеспечить нормальную работу двигателя, а когда моторы стали делать более мощными, то и двигатели стали нуждаться в более совершенной системе. Поэтому о жидкостном охлаждении сейчас забыли.

Гибридное охлаждение

Гибридная система охлаждения двигателя, как сочетание двух вышеуказанных систем, использует и воздух, и жидкость. Цилиндры охлаждаются жидкостью, которая, в свою очередь, охлаждается воздухом в радиаторах. Данная система достаточно сложная, и состоит из:

- датчика температуры;
- соединительных патрубков;
- расширительного бачка;
- термостата;
- жидкостного насоса;
- вентилятора принудительного охлаждения радиатора;
- радиаторов;
- головки блока цилиндров;
- рубашки охлаждения блока цилиндров.

Все современные автомобили имеют эти системы охлаждения двигателя. В этой системе есть два круга, по которым жидкость циркулирует.

Регулирует количество жидкости между кругами циркуляции термостат. При этом малый круг нужен для того, чтобы создать оптимальный тепловой режим. На этом этапе охлаждения жидкости не происходит. А вот когда она нагреется достаточно, чтобы термостат открылся, тогда жидкость, проходя через радиатор, охлаждается потоком воздуха, который набегает естественно при движении автомобиля, либо же нагнетается вентилятором (а лучше и то, и другое). Система охлаждения автомобиля рассчитана таким образом, чтобы жидкость охлаждалась пропорционально своему нагреву. То есть, чем сильнее она нагрета, тем сильнее она должна остужаться до оптимальной температуры в 80-90 градусов по Цельсию.

Система охлаждения двигателя

Наиболее сообразительные смекнули, наверное, что жидкость - это не обязательно вода. Скорее, лучше всего, если это не вода, а именно жидкость с более высокой температурой кипения. Мы ведь знаем, что вода кипит при ста градусах, а в двигателе, на минуточку, около 2000! Но и это еще не всё: вся система будет работать более эффективно под избыточным давлением в 1.1 атм. Температура кипения увеличивается еще больше.

И хотя мы изучаем систему охлаждения автомобиля, нельзя забывать о двухконтурной системе для дизеля и испарительной системе для самолетов первой половины двадцатого века.