Опросы показывают наличие некой гендерной составляющей в деле выбора типа трансмиссии в покупаемом легковом авто. Женщины тяготеют к автоматической коробке передач, справедливо полагая, что процесс управления автомобилем с ее участием упрощается. Мужчины же нашей страны в массе своей готовы отдать предпочтение старой-доброй «механике», ведь такая КПП позволяет сделать разгон машины более быстрым, а передвижение более резвым. Механическая коробка передач наряду с двигателем внутреннего сгорания является, пожалуй, самым «старым» компонентом автомобиля. Конечно же, за годы, произошедшие с момента изобретения автомашины, конструкция КПП изменилась, но принцип работы и функциональные задачи этого агрегата остались прежними.

«Ручная работа» в процессе управления автомобилем

Любая коробка передач является участником технической цепи, связывающей двигатель и колеса. Для того, что бы крутящий момент, создаваемый мотором, привел в движение ведущие колеса автомобиля, нужно изменить его направление и величину. Именно эту задачу и выполняет КП, используя ступенчатый принцип изменения крутящего момента силового агрегата. Чаще всего коробка передач подает крутящий момент не прямо на колеса (мост), а на средство соединения трансмиссии с редуктором моста (чаще всего таковым является карданный вал). Еще одной функциональной задачей коробки передач есть выполнение работы по отделению двигателя от системы вращения колес. То есть, остановленный автомобиль должен сохранять неподвижность с работающим мотором, а это возможно лишь с постоянно задействованным сцеплением (что неудобно для водителя) или при включении нейтральной передачи.

Механическая коробка передач отличается от «коробки-автомат» именно принципом ее использования. Она предусматривает постоянное и непосредственное участие водителя в процессе управления режимами движения авто. Находящийся за рулем автомобиля с МКП человек должен сам выбирать и включать нужную скорость, используя при этом рычаг переключения передач и педаль сцепления.

Принцип работы механической КП

Двухвальная механическая коробка передачЛюбая механическая коробка передач призвана изменять крутящий момент в зависимости от потребности в процессе обеспечения движения машины. Так в момент старта или в процессе преодоления участка со сложным дорожным покрытием нужна очень большая сила, то есть высокое значение крутящего момента, а в процессе, когда машина уже набрала скорость, важно обеспечить соответствие высокой скорости вращения колес со скоростью оборотов моторного вала. Именно коробка за счет своих конструктивных особенностей имеет возможность соединить идущий от мотора (первичный) вал с выходным, идущим на колеса вторичным валом на так называемых разных ступенях. Обеспечивается это за счет наличия в конструкции коробок специального набора шестерен, которыми и соединяются расположенные параллельно валы. Ступенью, которую в народе называют передачей, принято именовать две, связанные между собой шестерни. Они различны по размеру и количеству зубьев, что приводит к разной угловой скорости каждой из них при их совместном вращении. Отношение количества зубьев у шестерни, именуемой ведущей, к количеству зубьев у работающей с ней в паре ведомой шестерни и является передаточным числом. Первая передача в автомобиле будет иметь самое большое по числу передаточное число, а самая высокая передача – самое маленькое.

Сейчас на рынке представлены легковые автомобили с четырехступенчатыми КП и далее до экзотических механизмов с очень большим количеством передач. По конструкционному решению различают МКПП трехвальные (ими снабжают заднеприводные машины) и двухвальные (они устанавливаются на автомобили с передним приводом).

Что спрятано в коробке?

Принципиальное конструкционное устройство механической коробки передач состоит из следующих элементов:

1) Картер, являющийся таким себе сундучком или упаковкой для остальных элементов МКП. Он прикрепляется к кузову и сцеплению и соединяется с элементами, передающими момент вращения на ходовую часть. В процессе работы коробки передач шестерни пребывают в достаточно серьезной работе, поэтому им нужна смазка. По этой причине в картере содержится специальное трансмиссионное масло (исключением может быть случай, предусмотренный производителем, когда в МКП используется обычное моторное масло).

2) Валы с шестернями.

3) Синхронизаторы, используемые для обеспечения плавности переключения передач и снижения уровня выделяемых при работе шумов.

4) Устройство переключения водителем передач. Оно позволяет непосредственно с места управления автомобилем производить смену передачи в коробке, которая находится вне салона автомобиля. Чаще всего видимой частью этого устройства является рычаг. Данное устройство выполняет еще несколько важных функций, как например, блокировку включения задней скорости или противодействие самопроизвольному выключению передачи.