Каким бы мощным двигателем ни располагал автомобиль, а без колес и всего, что входит в устройство ходовой части автомобиля, он никуда не поедет. Помимо основной функции, она должна обеспечить должный уровень комфорта передвижения, максимально снижая вибрации и другие динамические перегрузки. Что же представляет собой ходовая часть автомобиля?

Во-первых, это рама. Она, если можно так выразиться, «скелет», на котором крепятся основные узлы и агрегаты (коробка передач, механизмы, двигатель, кузов и т.д.). Говоря техническим языком, рама - это несущая система балочной конструкции, которая изготовлена из нескольких поперечных и двух продольных балок. Они соединены между собой заклёпками, а дополнительную жёсткость им придают угольники и косынки. Узлы, агрегаты крепятся при помощи кронштейнов. К кронштейнам прикрепляются крылья, топливный бак, подножки, рессоры, буксирные крюки. Но стоит заметить, что мы говорим преимущественно о легковых автомобилях. А у них рама заменяется кузовом, которая представляет собой довольно прочную несущую систему.

Подвеска автотранспортного средства, помимо обеспечения упругой связи рамы (или кузова), способствует передаче сил, воздействующих на колёса, раме (или кузову). В результате динамические нагрузки смягчаются, и движение автомобиля становится плавным и устойчивым. Ранее в автомобилях подвеска была в виде листовых рессор (пакет стальных полос различной длины), затем в качестве упругого элемента использовались витые торсионы, пружины, гидропневматические элементы. Для улучшения комфорта езды ходовая часть автомобиля имеет амортизаторы гидравлические и телескопические, а уменьшение угла крена на поворотах обеспечивается стабилизаторами поперечной устойчивости. Буферы сжатия, резинометалические шарниры предназначены для подавления колебаний высокой частоты и вибраций вследствие соприкосновения металлических деталей. Без них элементы подвески выходили бы из строя очень быстро. Вообще, каждый элемент подвески обеспечивает в итоге надёжный и правильный контакт колёс с дорожным полотном.

Подвеска бывает зависимой и независимой. Преимущество зависимой подвески в постоянной колее колёс. Но особое признание получила независимая подвеска колёс (каждое из колёс отдельно подвешено к раме), благодаря которой положение одного колеса никак не влияет на другое. Прежде, чем мы продолжим рассматривать устройство ходовой части автомобиля, стоит разрушить один стереотип. Он состоит в том, что мягкая подвеска лучше жёсткой подвески. Вроде бы очевидно: никому не хочется чувствовать своей «пятой точкой» любую неровность на дороге. Однако жёсткая подвеска заметно облегчает управление автомобилем на малых и высоких скоростях, что очень удобно для гонщиков. А мягкая подвеска, безусловно, лучше для «семейных» автомобилей, машин представительского класса.

Несмотря на постоянное развитие автостроительной отрасли, торсионный тип подвески до сих пор не забыт, хотя широкое применение получил ещё во времена Второй мировой войны при строении военной техники. В чём же преимущества этого типа подвески? Если ли у него какие-нибудь минусы? Попробуем ответить на эти вопросы, но для начала следует определить, что представляет собой торсионная подвеска. Изготавливается она из специально обработанной в особых термических условиях стали, которая выдерживает перегрузки при кручении. Из неё изготовляются валы, одним концом прикрепляемые к шасси, а другим - к перпендикулярно стоящему рычагу, соединенному с осью. Основным принципом действия данной подвески является работа на изгиб. Торсионную балку располагают как продольно, так и поперечно. Большие и тяжелые автотранспортные средства имеют продольное расположение подвески, а легковые - поперечное (обычно на заднем приводе). Популярность торсионной подвески в её долгом сроке эксплуатации, в лёгкости регулировании высоты и компактности. Торсионные подвески регулируются легче, чем пружинные подвески. Техническое обслуживание торсионной подвески осуществляется очень легко. Зачастую обычный гаечный ключ решает многие вопросы. Но по сравнению с передовыми технологиями автомобилестроения торсионные подвески - слишком сложный процесс. Хотя такие внедорожники, как Форд, Митсубиши Паджеро, Дженерал Моторс и др. до сих пор имеют именно торсионные подвески.

В устройство ходовой части автомобиля также включаются и колёса. Насколько комфортно будет автомобиль передвигаться, зависит и от них. А оттого, насколько они будут параллельны друг другу, зависит состояние шин. На состояние последних нужно обращать особое внимание, ведь стёртые протекторы резко снижают уровень безопасности вождения, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Для каждого времени года есть соответствующие шины: летние и зимние. Есть также всесезонные шины. Что касается колёсных дисков, то они бывают литыми, штампованными и коваными. Отечественные автотранспортные средства поставляются на рынок со штампованными дисками. Они прочны, дёшевы, но многие предпочитают литые диски из-за их меньшей массы, что облегчает управление автомобилем. Как можно заметить, ходовая часть автомобиля представляет собой довольно непростую систему, которая играет немаловажную роль в безопасности и комфорте вождения автомобилем.