Для того, что бы работающий двигатель сумел привести в движения автомобиль, в конструкции транспортного средства реализована следующая схема передачи крутящего момента: от коленвала мотора через сцепление на коробку передач, а потом через устройства привода ведущих колес (которыми являются главная передача и дифференциал) на эти самые ведущие колеса. По своим функциональным задачам главная передача предназначена для изменения в меньшую или большую сторону величины крутящего момента, поступающего на ведущие колеса, что дает возможность варьировать при необходимости скорость их вращения. Связанный с главной передачей дифференциал распределяет крутящий момент между разными сторонами (полуосями) ведущего моста.

Главная передача: устройство и разновидности

Конструкция главной передачи, если смотреть на нее схематически, является достаточно простой: ведущая шестерня находится в зацеплении с ведомой. Размер ведущей шестерни будет меньше, чем у ведомой. Конструкторы очень тщательно подходят к выбору передаточного числа в таком шестеренчатом зацеплении, ведь нужно обеспечить соответствие максимума крутящего момента со значением частоты вращения колес на ведущем мосту. Следует отметить, что изменение главной передачи может существенно изменить тяговые или скоростные характеристики транспортного средства. Поэтому спортивные разновидности технического тюнинга серийного транспортного средства очень часто предполагают внесение изменений в конструкцию именно этого механизма.

По своему устройству главная передача является понижающим редуктором шестереночного типа, где ведущая шестерня имеет непосредственную связь с вторичным валом коробки передач, а ведомая шестерня – с ведущими колесами. Существует следующие виды главной передачи:

- цилиндрическая, применяемая на переднеприводных и имеющих поперечное расположение мотора и КПП автомобилях;
- гипоидная, устанавливаемая на машины с задним приводом и получившая широкое распространение благодаря компактности и относительной бесшумности;
- коническая, имеющая огромные размеры и издающая во время работы сильный шум, поэтому встречается редко и исключительно только на каких-то специальных видах техники;
- червячная, характеризующаяся сложностью элементов, а значит, и дороговизной изготовления, поэтому в серийном производстве встречающаяся редко.

Виды главной передачи

Классические представители классов заднеприводных и переднеприводных авто различаются местом установки главной передачи. В переднеприводных машинах этот механизм (цилиндрического типа) располагается в коробке передач (в картере). Заднеприводная же конструкция предполагает установку главной передачи в корпус моста, а для соединения КПП и главной передачи используется карданный вал.

Дифференциал: устройство и разновидности

Для того, что бы понять сам смысл нахождения в конструкции автомобиля дифференциала достаточно просто вспомнить детство и опыт игр с маленькими автомобильчиками. У таких машинок колеса были просто насажены на жесткий стержень, поэтому плавность поворота во время катания такого «транспортного средства» обеспечить было нельзя. При повороте с нажимом на игрушечную машинку то колесо, которое двигалось по внешнему радиусу, заклинивалось и чертило по полу черную от стирающейся резины полосу. А все это объясняется просто: во время поворота колеса проходят разный по дистанции путь. Внешнее от центра поворота колесо проезжает более длительную дистанцию, чем то, которое к этому центру расположено близко. Именно поэтому в настоящем автомобиле реализован механизм, который позволяет в повороте придавать разную величину количества оборотов колесам, расположенным на разных сторонах ведущего моста.

Именно дифференциал и распределяет крутящий момент между разными сторонами моста и варьирует скорость вращения полуосей, расположенных на разных сторонах моста. Это помогает при прохождении поворотов или дорожных ухабов, ведь появляется возможность избежать проскальзывания колес на дорожном покрытии.

Дифференциал является планетарным редуктором, который состоит из двух пар шестерен, одна из которых относится к полуосям, а другая – к сателлитам. Дифференциал связан с главной передачей, поэтому эти два механизма принято размещать в одном корпусе. То есть у переднеприводных машин дифференциал будет находиться в КПП, а у заднприводных – в корпусе заднего моста. Полноприводные машины в этом плане отличаются тем, что дифференциал крепиться отдельно – между осями.

Виды дифференциала:

- конический;
- цилиндрический;
- червячный.

Устройство Дифференциала