Газораспределительный механизм двигателя (ГРМ) нужен для своевременной подачи воздуха, а также топливно-воздушной смеси в цилиндры двигателя.

Четырехтактные поршневые двигатели имеют клапанные газораспределительные механизмы. Их устройство таково:

1. Клапаны, впускные и выпускные, нужны для осуществления непосредственной подачи воздуха, топливно-воздушной смеси в цилиндры и для выпуска отработавших газов. Они состоят из стержня и тарелки (чур, лапшу туда не бросать!) и находятся в головке блока цилиндров. Есть ещё седло, которым называют место соприкосновения клапана. В закрытом состоянии клапан удерживается благодаря пружине, которая закреплена на стержне. Чтобы предупредить резонансные колебания, на клапанах устанавливаются две пружины, которые имеют противоположную навивку и небольшую жёсткость. Изготавливаются клапаны из сплавов металлов, стержень впускного клапана полнотелый, а выпускного – олый. Для лучшего охлаждения используется натриевое наполнение.

Масса двигателей внутреннего сгорания имеют одновременно по два впусных и выпускных клапанов на каждый цилиндр. Но допустимы и вариации: два впускных – один выпускной клапан (трехклапанная схема), три впускных – два выпускных (пятиклапанная схема), по одному клапану разного вида (двухклапанная схема).

В качестве привода клапанов используются гидравлические и роликовые рычаги. Меньшую массу и меньшие потери на трение имеют роликовые рычаги, поэтому их больше предпочитают.

Газораспределительный механизм (ГРМ)

2. Распределительный вал – это деталь с кулачками, форма которых определяет фазы газораспределения, то есть открытие и закрытие клапанов, продолжительность работы клапанов. Расположение распределительного вала – головка блока цилиндров. Вращение происходит в подшипниках скольжения, которые сделаны в виде опор, которые бывают разъемными и неразъемными. Вал удерживается от перемещения в продольном направлении упорным подшипником. Он находится со стороны привода распределительного вала.

Распределительный вал движется благодаря коленвалу, который посредством привода вращает вал медленнее коленвала в два раза. Сам привод различается на цепную, зубчатую и ременную передачи.

ГРМ

Зубчатая передача в газораспределительном механизме двигателя обычно вращает распредвал в блоке цилиндров. Ременная, равно как и цепная передача, применяются одинаково часто. Но оба вида имеют плюсы и минусы. «Цепь» более долговечна и надежна, но требует установки натяжных роликов, успокоителей (устройство для гашения колебаний).

Ременной привод устанавливается открыто, так как не требует смазки. Вроде бы легко и удобно, да ресурс у ременного привода не «резиновый». Конечно, определение ограниченности ресурса относительное – около 130 тысяч километров. Лучшими характеристиками обладают зубчатые ремни. Они имеют выступы на внутренней поверхности. Ими ремни сцепляются с зубьями на шестернях, что в результате приводит к вращению.

Вот таков замысловатый газораспределительный механизм двигателя. Теперь нет причин думать, что вашу машину приводит в движение толпа гномов.