Если бы система зажигания автомобиля отсутствовала в суперкарах, то они бы превратились к груду элитного металлолома. Воспламеняя рабочую смесь в цилиндрах бензиновых двигателей, она обеспечивает старт мотора. Эту систему еще называют искровой, так как само воспламенение происходит за счет искры. Способ управления данным процессом различен, поэтому сейчас определяют такие системы зажигания автомобиля: контактная, транзисторная, микропроцессорная.

Прежде, чем перейти к отличиям, стоит выделить то общее, что свойственно всем видам данных систем:

1. Аккумуляторная батарея или автомобильный генератор, то есть, источник питания.
2. Выключатель зажигания.
3. Прерыватель, коммутатор, электронный блок управления - устройство управления накоплением энергии.
4. Катушка зажигания - накопитель энергии.
5. Электронный блок управления и механический распределитель, как устройства распределения энергии.
6. Высоковольтные провода.
7. Свечи зажигания.
8. Конденсатор, который необходим для того, чтобы контакты не обгорали во время размыкания.


Все компоненты должны быть в полной исправности, следите за этим постоянно. К примеру, если выйдет из строя конденсатор, то это станет причиной неконтролируемого напряжения во вторичной цепи, что будет нарушать процесс стабильного искрообразования. Сложно? Короче, не заведется двигатель.

Принципом работы устройства является накопление и преобразование катушкой зажигания низкого (12 В) напряжения в высокое (до 30 тысяч В) и распределении, а также передаче напряжения к свече зажигания и образовании искры на ней.

Работа рассматриваемой нами системы, при всей кажущейся простоте («раз - и завелось!»), проходит в несколько этапов:

- накопление электроэнергии;
- ее преобразование;
- распределение электроэнергии по свечам зажигания;
- образование искры;
- воспламенение топливно-воздушной смеси.

А теперь перейдем к более детальному рассмотрению видов этих систем. В контактной системе зажигания автомобиля, накопление и распределение энергии по цилиндрам управляется главным механическим устройством - прерывателем-распределителем. Когда в первичной цепи катушки зажигания стал использоваться транзисторный коммутатор, то и система стала называться транзисторной или контактной транзисторной. Есть и бесконтактная система зажигания автомобиля, где транзисторный коммутатор взаимодействует с бесконтактным датчиком импульсов для управления накоплением энергии «Ци» автомобиля. Причем коммутатор исполняет роль прерывателя, а механический распределитель управляет передачей электроэнергии по цилиндрам.

Конечно, более совершенная система зажигания автомобиля - электронная, известная и как микропроцессорная. Главное устройство - электронный блок управления. Ранние системы использовали электронный блок не только для системы зажигания, но и для системы впрыска топлива. Сейчас выпускаются автомобили, где управление зажиганием является частью системы управления двигателем. Отличия на этом не заканчиваются, ведь есть масса и других нюансов устройства и принципов действия. Однако вышеуказанные виды - основные.

На заметку: если Вы тщетно пытаетесь найти, куда вставлять ключ зажигания, равно как и сам ключ зажигания, тогда перечитайте инструкцию к автомобилю. Возможно, система зажигания автомобиля активируется кнопкой!